Применение информационных технологий в процессе преподавания дисциплины профессионального цикла

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования процесса информатизации профессионального образования обусловлена быстрым накоплением и обновлением научных знаний при фиксированном времени обучения, возросшими объективными потребностями народного хозяйства в подготовке квалифицированных рабочих для автоматизированного производства, а также изменениями в организации и содержании труда рабочих, связанными с компьютеризацией рабочих мест.

Файлы: 1 файл

ИТ в процессе преподавания.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

Прежде чем применить разработанный электронный учебно-методический комплекс в учебном процессе, его необходимо подвергнуть экспертизе в компетентном органе или структурном подразделении суза, отвечающем за качество выпускаемой продукции. После рекомендации к использованию в обучении данный программный продукт предлагается студентам.

При создании электронного учебно-методического комплекса следует обратить внимание на некоторые важные моменты. Во-первых, его содержание обязательно должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта по указанной в описании специальности, а также современному уровню научно-технического прогресса в данной области знаний. Во-вторых, структура электронного учебно-методического комплекса должна состоять из логически взаимосвязанных элементов или модулей. Каждый отдельный модуль должен открываться в отдельном электронном окне, иметь свою целевую установку, направленную на решение частных задач. В-третьих, интерфейс электронного комплекса необходимо выстроить таким образом, чтобы он имел строгий и выразительный вид, наглядные панели инструментов, был прост в освоении технологии работы с ним пользователя. В-четвертых, программное исполнение электронного комплекса должно учитывать возможность технологически несложного совершенствования и модернизации содержания учебного курса в будущем. В-пятых, электронный учебно-методический комплекс должен быть максимально интерактивным, содержать достаточное количество мультимедийных данных, иметь удобные средства поиска необходимой информации.

Мультимедиа технологии включают в себя совокупность информации цифрового характера (текстовая, графическая, анимационная), визуальной аналоговой информации (видеофрагменты, фотографии, рисунки) и слуховой аналоговой информации (звуки, музыка, речь). Использование мультимедийной информации в процессе обучения способствует более качественному восприятию и запоминанию учебного материала.

В процессе профессиональной подготовки студентов с использованием электронных учебных ресурсов преподавателю необходимо грамотно распределять соотношение их совместной деятельности.

Наименование информационной технологии

Применение информационной технологии

Характеристики

Технология визуализации

  1. цель применения

Представление изначально не зрительной информации

  1. условия применения

Качество изображения

  1. Этапы применения

Разработка, описание, внедрение

  1. Предполагаемые результаты применения

значительно повышается запоминание изучаемого материала, формируются комплексные знания и умения


 

Методы визуализации могут быть разделены на представления данных в одном, двух и трёх измерениях.

Наиболее распространена двумерная визуализация — изображение на плоскости, на листе бумаги — или на экране. Однако, благодаря развитию компьютерной техники и программного обеспечения всё большую роль начинают играть методы объёмной (3D)-визуализации, как динамической (анимация, псевдостереоскопия) так и стереоскопической.

Часто в компьютерной графике (художественной и технической) под рендерингом понимают создание плоского изображения (картинки) по разработанной 3D-сцене. В данном контексте Изображение — это цифровое растровое изображение; термин рендеринг является синонимом слова визуализация.

Вывод по главе 1

В заключении отметим, что одним из важных условий организации образовательного процесса с использованием электронных средств обучения является постоянный контроль со стороны преподавателя за ходом и результатами самостоятельной учебной деятельности студентов. Проводить контроль необходимо таким образом, чтобы он положительно влиял на эффективность профессиональной подготовки студентов и сопровождался системой определенных мер поощрения за качественное исполнение учебных заданий. Решением данной проблемы может быть предоставление студентам свободного доступа к компьютерным тестовым подсистемам электронного учебного комплекса.

Применение данных комплексов в профессиональной подготовке будущих специалистов позволяет повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, а также научить их самостоятельно мыслить и работать с учебным материалом, что способствует их дальнейшему непрерывному совершенствованию в течение всей жизни.

 

 

Глава 2. Применение информационных технологий в процессе преподавания «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания»

 

2.1 Структура и содержание технологии визуализации учебной информации в процессе преподавания «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания»

 

Мировая наука накопила огромный объем знаний. Они заключены в миллионах элементов информации, которые содержатся во многих литературных источниках и на сайтах Интернета. Квалифицированную информационную подготовку студентов должны осуществлять преподаватели. Им следует знать источники элементов информации по своим учебным курсам, сообщать их студентам в списках литературы, проявлять информационную активность, выступая информационным лидером при обучении студентов, применять информационные технологии в педагогической деятельности.

Сегодня все чаще говорят о «безбумажной» информационной технологии. Еще совсем недавно преподаватели исписывали горы бумаги, копировали картинки из учебников и множили их для раздаточного материала, совершенно не подозревая о том, насколько интересно разрабатывать уроки с применением информационных технологий. Интернет может стать серьезным помощником в учебном процессе, если умело им пользоваться. Теперь можно готовиться к урокам, находить в Интернете новейшую информацию и богатую тематическую коллекцию фотографий.

Актуально применять презентации на уроках по «Организации обслуживания». Особенность этой дисциплины состоит в том, что почти весь учебный материал требует наглядности. Например, при изучении темы «Столовая посуда», многое не представляется возможным показать за неимением образцов и фотографий в учебниках.

При изучении темы «Прогрессивные технологии обслуживания» раньше приходилось посылать по партам один единственный экземпляр журнала с фотографиями интерьеров ресторанов, а теперь можно продемонстрировать эти фотографии на экране, и каждую из них прокомментировать, т.к. разработаны презентации по данной теме.

Компьютерная презентация, используемая на уроке с применением мультимедийного проектора, является одним из приемов, позволяющих сделать учебный материал ярким и убедительным, способствующим улучшению и интенсивности процесса его усвоения. Мультимедийные презентации представляют собой набор страниц (слайдов), содержащих текст, формулы, рисунки, анимации и видеофрагменты. Такие сценарии готовятся с использованием программы Power Point? входящей в пакет Microsoft Office.

Простота использования программы позволяет при наличии готовых демонстрационных материалов в считанные минуты создать новую презентацию, быстро отредактировать слайды и вставить новые в готовую презентацию, использовать анимацию текста. Переход от одного слайда к другому осуществляется командами преподавателя с помощью клавиатуры или «мыши». Демонстрация каждого слайда сопровождается объяснением и комментарием преподавателя.

С помощью мультимедийной презентации можно создавать сценарии урока.

Если традиционная форма ведения урока заставляет преподавателя постоянно обращаться к мелу и доске, то использование компьютерных презентаций и сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Например, при изучении темы «Банкеты и приемы», студенты знакомятся с большим количеством формул. Не пишите их на доске, а проектируйте на экране. В этот момент преподаватель находится лицом к аудитории и может контролировать работу студентов и комментировать, объяснять учебный материал.

 Конечно, презентации  ни в коем случае нельзя  считать панацеей, и их использование  оправдано далеко не для каждой  темы и каждого занятия. Хотя   плюсы   их   очевидны:   «урок   становится   более   насыщенным   и наглядным. Информация, воспроизведенная на слайдах, воспринимается  быстро и легко, концентрируется внимание студентов, повышается качество обучения.

 

2.2 Проект учебного занятия с  применением информационной технологии  визуализации: учебной информации  в процессе преподавания «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания»

ТЕМА ПРОГРАММЫ: Организация обслуживания  потребителей.

Тема урока: Организация питания по типу «шведский  стол» и фуршет.

 

Тип урока:   Урок усвоения знаний на основе имеющихся.                   

Цели урока:

Обучающая  прочное усвоение и систематизации знаний  учащихся  по теме: «Организация  обслуживания  потребителей».

-    повторение и  закрепление полученных ранее  знаний;

- использование знаний  в практической деятельности  при организации обслуживания банкетов по типу «шведский стол» и  фуршетов;

-  на основе ранее  полученных знаний расширить  кругозор и закрепить знания  учащихся при организации питания  потребителей;

- усвоить  термины, относящиеся  к видам банкетного обслуживания, и   закрепить их классификацию;

-  изучить последовательность  операций при организации питания  по типу «шведский стол» и  фуршет;

Развивающая –

- развитие логического  мышления, памяти, наблюдательности, активности  и самостоятельности;

- формирование умения  обосновывать свои  ответы на заданные вопросы;

-  развитие  восприятия, внимания, объективной компетентности, интеллекта;

-   развитие творческих  и коммуникативных способностей.

-  за счет активизации  учащихся развить их экономическое  и профессиональное мышление;

Воспитательная –

-   воспитание интереса  к профессии, к изучаемому предмету  с целью совершенствования самостоятельной  профессиональной деятельности;

- сформировать у учащихся  дисциплинированность и ответственность  по отношению к учебной деятельности, а также выработать навыки самоконтроля;

-     воспитать  и привить учащимся  культуру  поведения за столом;

Методическая - 

– совершенствовать методику проведения урока теоретического обучения с использованием мультимедийных технологий.

Методы обучения:

1) Словесные методы:

-     эвристическая  беседа,   фронтальный  опрос  и  блиц - опрос

-    объяснение и  демонстрация наглядных информационных  пособий с применением  слайдов  мультимедийного сопровождения

-     использование  мультимедийных пособий.

2) Оперативный  метод контроля  знаний по типу «Да» или «Нет» с помощью цветокода.  Участвуют два цвета: «ДА» - красный и «НЕТ» - синий.

3) Репродуктивный  метод с постановкой  проблемных  ситуаций.

Межпредметные связи:

Спецтехнология.

Тема № 13.  Технология приготовления холодных блюд и закусок.  

Тема № 15.  Технология приготовления закусочных бутербродов.

Основы санитарии   и  гигиены.

Тема № 8.  Санитарные требования к первичной обработке продуктов.

Товароведение.

Тема № 4 .  Гастрономические продукты.  

Оборудование.

Тема  № 8 .  Электрическое оборудование  холодного цеха.

Педагогические  принципы:

  -     доступность, последовательность, логичность

  -     системность  и целостность  содержания

  -     доверительная  атмосфера общения в группе

  -     педагогика  сотрудничества 

  -     работа  над развитием способностей каждого

Оснащение урока:

- плакаты:

-  «Схема расположения  столов при оформлении банкета».

- опорный конспект  по теме:

 Организация  обслуживания «шведских столов»  в ресторанном бизнесе.

Средства наглядности и информационных технологий:

Экран, проектор, слайды, интерактивная доска

 

Ход урока:

 

  1. Организационный момент (2 минуты):
    1.   Психологический прием расположения учащихся к  преподавателю;
    2.   Проверка присутствующих и готовности,   учащихся к уроку;
    3.   Ознакомление учащихся  с темой и целью  урока, мотивация урока;

 (СЛАЙД №  1,2,3,4,5)

    1.   Выяснение  неясных вопросов по пройденным  темам.
  1. Постановка цели урока.

Информация о работе Применение информационных технологий в процессе преподавания дисциплины профессионального цикла