Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 15:20, курсовая работа
Актуальность исследования процесса информатизации профессионального образования обусловлена быстрым накоплением и обновлением научных знаний при фиксированном времени обучения, возросшими объективными потребностями народного хозяйства в подготовке квалифицированных рабочих для автоматизированного производства, а также изменениями в организации и содержании труда рабочих, связанными с компьютеризацией рабочих мест.
Автоматизированная обучающая система на основе гипертекстовой технологии позволяет повысить усвояемость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, т.е. изменяющегося, гипертекста дает возможность провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из оптимальных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы дают информацию таким образом, что и сам обучающийся, следуя графическим или текстовым ссылкам, может применять различные схемы работы с материалом. Все это позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению.
Специфика технологий Интернет - WWW (от англ. World Wide Web - всемирная паутина) заключается в том, что они предоставляют пользователям громадные возможности выбора источников информации: базовая "информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Интернет-магазины, и др.
Как говорилось выше, примером критерия классификации ИТ может служить пользовательский интерфейс (совокупность приемов взаимодействия с компьютером), реализующийся операционной системой.
В свою очередь, операционные системы осуществляют командный, WIMP, SILK интерфейс. Командный интерфейс - предполагает выдачу на экран приглашения для ввода команды. WIMP - (Window-окно, Image-изображение, Menu-меню, Pointer-указатель). SILK - (Speech-речь, Image-изображение, Language-язык, Knowledge-знание). В данном интерфейсе при воспроизведении речевой команды происходит переход от одних поисковых изображений к другим, согласно семантическим связям.
Операционные системы подразделяются на однопрограммные, многопрограммные и многопользовательские. Однопрограммные - SKP, MS DOS и др. Они поддерживают пакетный и диалоговый режимы обработки информации. Многопрограммные - UNIX, DOS 7.0, OS/2, WINDOWS; позволяют совмещать диалоговую и пакетную технологии обработки информации. Многопользовательские - (сетевые операционные системы) - INTERNET, NOVELL, ORACLE, NETWARE и др. осуществляют удаленную обработку в сетях, а также диалоговую и пакетную технологии на рабочем месте.
Перечисленные формы информационных технологий широко используются в настоящее время в экономических информационных системах (ЭИС).
Информационная технология включает в себя системы автоматизации проектирования (САПР), где в качестве объекта может быть отдельная задача или элемент экономической информационной системы (ЭИС), например, CASE - технология, утилита Designer пакета Clarion.
Неотъемлемой частью информационной технологии является электронная почта, представляющая собой набор программ, позволяющий хранить и пересылать сообщения между пользователями. В настоящее время разработаны технологии гипертекста и мультимедиа для работы со звуком, видео, неподвижными картинками.
Классифицируя информационную технологию по типу носителя информации, можно говорить о бумажной (входные и выходные документы) и безбумажной (сетевая технология, современная оргтехника, электронные деньги, документы) технологиях.
Информационные технологии классифицируются по степени типизации операций: пооперационные и попредметные технологии. Пооперационная, когда за каждой операцией закрепляется рабочее место с техническим средством. Это присуще пакетной технологии обработки информации, выполняемой на больших ЭВМ. Попредметная технология подразумевает выполнение всех операций на одном рабочем, например, при работе на персональном компьютере месте, в частности, АРМ.
Также существует классификация технологий и связанных с ними информационных систем по виду ставящихся перед ними, для решения задач, и по виду запускаемых процессов обработки различной информации. Данная классификация состоит из двух основных этапов. Первый этап начинается с шестидесятых годов прошлого века и заканчивается в семидесятые годы прошлого века. За это десятилетие информационные технологии только начали развиваться. Первые шаги в обработке информации. Для этого использовались специальные вычислительные центры. Вся информация использовалась в режиме коллективного использования.
Второй этап стал рождением полноценных информационных технологий, основной целью которых в то время было решение всевозможных стратегических задач. Этот этап начался с восьмидесятых годов и идет и по сей день, пока не появиться революционной разработки или слишком не изменяться цели и задачи информационных технологий, открывающих новый этап в совершенствовании этой сферы деятельности человека.
Еще одна классификация посвящена техническому обеспечению, используемому для информационных технологий. Первый этап связан с решением трудностей с обработкой огромных, по тем временам, объемов данных, в сложных условиях, когда производительности и аппаратных ресурсов не хватает. Второй этап это массовое появление у пользователей ЭВМ серии IBM/360. Третий этап возвестил о превращении компьютера в инструмент непрофессионального пользователя.
Информационные технологии предусматривают: применение интеллектуальных обучающих систем; совершенствование компьютерной техники; использование средств телекоммуникаций.
Согласно определению Александрова Г.Н. и Дуайера Д., интеллектуальные обучающие системы это:
а) системы искусственного интеллекта, развивающиеся в направлении понимания процессов человеческого познания, реализующие возможности накопления и применения знаний о результатах обучения каждого обучающегося для выбора индивидуальных обучающих воздействий и управления процессом обучения для формирования комплексных знаний и умений;
б) экспертно - обучающие системы, формирующие модель обучаемого, диагностирующие знания обучаемых на основе знаний экспертов в данной предметной области, сопровождающие решение задач на уровне репетитора;
в) базы знаний учебного назначения, содержащие модель конкретной предметной области, данные о формируемых умениях обучаемого и способах использования этих умений;
г) базы данных, необходимые для хранения различной информации (текстовой, графической, справочной).
Прогнозируемое дальнейшее совершенствование компьютерной техники позволит осуществить более успешное использование интеллектуальных обучающих систем. В настоящее время существует множество моделей ЭВМ различного назначения. В силу объективных обстоятельств чаще всего в учебных заведениях России используются IBM-совместимые компьютеры, обладающие большими дидактическими возможностями. Компьютеры, построенные на базе процессора Pentium II и выше, позволяют реализовывать в учебном процессе технологии мультимедиа (от лат. multum - много, media - размышление).
Мультимедиа - многокомпонентная информационная среда, составляющие которой целесообразно разделить на три группы: аудиоряд, видеоряд, текстовая информация. Мультимедиа является современной компьютерной технологией, которая позволяет объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию. Поэтому в результате воздействию аудио и визуальной информации сразу подвержены несколько органов чувств, что, согласно исследованиям психологов, значительно повышает запоминание изучаемого материала.
Системы мультимедиа предоставляют пользователям компьютерных обучающих программ возможность преобразовывать представленную информацию по разным параметрам, управлять работой различных устройств, лабораторных стендов и т. д. Такая система обеспечивает при этом возможности анализа действий пользователя, развития коммуникации между обучаемым и преподавателем и реализации более широкого спектра обучающих воздействий.
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых – несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. Именно поэтому личностная направленность образования сегодня является одной из основных тенденций развития средней специальной школы, а на первый план образования выступает задача реализации принципа активности в обучении: создание условий для выявления и развития способностей студентов, развитие учебно-познавательной активности и творческой самостоятельности.
Без изучения среднего профессионального образования как явления педагогического не могут быть глубоко осмыслены вопросы развития форм и методов обучения и воспитания, пути совершенствования профессионального образования специалистов среднего звена, важнейшим из которых является научное обеспечение профессиональной подготовки.
Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях системы профессионального образования.
Поскольку новые информационные технологии, являясь логическим продолжением идей программированного обучения и компьютерных технологий, находятся в процессе своего развития, то семантическое содержание этого понятия, введенное впервые академиком Г.С. Поспеловым, продолжает постоянно уточняться.
Мы под новыми информационными технологиями обучения (НИТО) понимаем целостную обучающую систему, представляющую собой интеграцию технической, дидактической, пользовательской и информационно-образовательной среды, обеспечивающую выполнение последовательности совместных действий субъектов образовательной деятельности в условиях информатизации образования, направленных на достижение проектируемых результатов обучения рабочих кадров.
Широкое внедрение систем гипертекста привело к появлению электронных книг, предназначенных, как правило, для самостоятельного обучения. Сейчас наиболее распространена следующая классификация электронных книг по их назначению: энциклопедические, информационные, обучающие и экзаменующие.
Отечественная практика показывает, что электронные книги используются чаще всего именно в тех учебных заведениях, в которых и для которых они создавались, так как учебные программы даже однопрофильных сузов порой значительно отличаются. До сих пор, к сожалению, электронные книги часто создаются специалистами в области программирования без участия профессиональных педагогов и сводятся к созданию компьютерной версии содержания учебника по выбранной теме. Поэтому появление по-настоящему качественных электронных книг, ориентированных на эффективное обучение широкого круга обучаемых, возможно только при объединении усилий преподавателей, программистов и психологов, а также создании таких универсальных программных средств, которые бы позволили педагогам самостоятельно разрабатывать качественные учебные программы.
В работе авторов Веселова А.В., Гришечкина Д.М., Тихонова А.И. (МЭИ) рассматривается пример инструментальной системы для подготовки и использования электронно-справочных изданий (учебников, справочников, каталогов и т. д.) большого объема с гипертекстовой организацией материала.
К проблемам, связанным с использованием гипертекстовых систем и систем гипермедиа, следует также отнести отсутствие (до недавнего времени) их классификации. Первая, относительно удачная, попытка классификации, была предпринята Конклином, который предложил разделить все гипертекстовые системы по принципу их использования на четыре группы.
1. Системы, имеющие сверхбольшие
объемы хранимой информации и
сравнительно простой
2. Системы поддержки
решений, позволяющие множеству
людей участвовать в
3. Просмотровые гипертекстовые системы, используемые в целях обучения, при работе со справочными материалами (KMS, Hyperties).
4. Универсальные гипертекстовые системы (NoteCards, FRESS, Intermedia, Neprune, Guide, HyperCards, PlaneText).
Средства телекоммуникаций (от лат. tele- вдаль, далеко, kommunico - делаю общим, связываю, общаюсь), включают в себя компьютерные сети, телефонную, телевизионную, спутниковую связь для обмена разнообразной информацией между пользователем и центральным информационным банком данных или между пользователями.
Самым сложным электронным учебным ресурсом с точки зрения его разработки и самым эффективным с точки зрения его применения в обучении можно назвать электронный учебно-методический комплекс. Электронный учебно-методический комплекс представляет собой самостоятельное систематизированное учебное средство, включающее в себя полный набор учебно-методических материалов, целью которого выступает обучение студентов по учебным программам наряду с управлением обучающего процесса. Располагаться физически такой комплекс может либо на сервере учебного заведения или в локальной сети учебного класса, либо может быть записан на CD или DVD диски.
Несмотря на высокую трудоемкость процедуры первоначальной разработки электронного учебно-методического комплекса, издержки на его создание вполне окупаются при использовании в процессе обучения студентов. Грамотно построенный электронный комплекс можно не только применять на лекционных занятиях в качестве наглядного средства, но и предлагать студентам для самостоятельного освоения учебного материала. Кроме того, такой универсальный комплекс будет необходим для поддержки учебного процесса в системе дистанционного образования, которое сегодня становится очень популярным во всем мире.