Происхождение науки и её роль в развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:08, контрольная работа

Краткое описание

Естественно-научная и гуманитарная культуры.

Место науки в системе культуры и ее структура.

Характерные черты науки.

Естествознание — фундаментальная наука.

Особенности современного этапа развития науки.
Современная естественно-научная картина мира
и Человек.
Особенности в развитии современной науки.

Файлы: 1 файл

Происхождение и роль.docx

— 206.67 Кб (Скачать)

 

разумными существами в иных мирах Вселенной, хотя для нас эти решения остались пока неизвестными.

        6. Современная естественно-научная картина мира и Человек

Знаний  сердце мое никогда  не чуждалось.

          Мало  тайн, мной не познанных,

          в мире осталось.

          Только  знаю одно: ничего я  не знаю

          Вот итог всех моих размышлений

          под старость.

О. Хайям

   При смене картины мира пересматриваются основные вопросы мироздания, структура  знаний и место науки в жизни  общества. Среди естественных наук в течение двух столетий, несомненно, лидировала физика, исследовавшая явления  неживой природы, для которых  проще построить схему или  модель и дать математическое описание. В конце XIX — первой половине XX в., когда результаты анализа и синтеза различных веществ существенно изменили жизнь общества, достойное место рядом с физикой заняла химия. Благодаря успехам физики и химии во второй половине XX в., положившим начало молекулярным исследованиям, произошел прорыв в биологии и медицине. Так, естествознание приближается к человеку, распространяя свои методы на экономику, гуманитарную сферу знаний и искусство. Экологические проблемы, вставшие перед земной цивилизацией, подтолкнули естествознание к непосредственному взаимодействию с техникой, технологией, экономикой, политикой.

   Можно выделить следующие открытия в естествознании, которые привели к научным  революциям в XX в.:

   Астрономия: модель Большого взрыва и расширяющейся  Вселенной.

  • Геология: тектоника литосферных плит.
  • Физика: взаимоотношения материи к энергии и вещества к полю. Теория относительности: относительность пространства и времени.
  • Квантовая механика: корпускулярно-волновой дуализм.

 

  • Синергетика: становление новых структур в  неживой природе.
  • Биология: модель происхождения жизни.
  • Генетика: механизм воспроизводства жизни.
  • Экология: взаимодействие живого со средой.
  • Этология: формы поведения организмов.

• Кибернетика: управление в неживой и живой природе. 
Эти научные революции позволили сформулировать сле 
дующие общие закономерности развития мира:

  1. Эволюция природы.
  2. Самоорганизация (от неживых систем до биосферы).
  3. Системность связи неживой природы, живой природы и человека (в экологии).
  4. Имманентность природных систем пространству и времени (в теории относительности).
  5. Относительность разделения на субъект и объект (в квантовой механике и синергетике).

   Появились новые общенаучные концепции  и подходы: системный (исследование предметов как систем), структурный (исследование уровней организации), вероятностный (применение вероятностных  методов) и т. п.

   Научные достижения XX в. позволили нарисовать следующую современную естественно-научную картину мира (табл. 21.1).

   Можно построить и более подробную  картину, выделив такие уровни организации, как ядро атома, ядро клетки, макромолекула, кристалл, человек, ноосфера и другие уровни объектов.

   Имеется огромное количество фундаментальных  проблем в естественных и в  социальных науках, которые очень  далеки от решения, а в процессе их решения наверняка возникнет  еще большее количество новых, более  глубоких проблем. Приведем примеры  нескольких таких неразрешенных  в настоящее время проблем  в области естественных наук:

  • единая теория гравитации и релятивистской квантовой механики;
  • теория элементарных частиц;
 

 

                                   Таблица 21.1 Научная картина мира

  • теория, объясняющая  численное значение фундаменталь-ных физических постоянных;
  • вопрос о конечности или бесконечном многообразии фундаментальных законов для микромира;
  • теория, объясняющая численное значение скорости расширения Вселенной, ее среднюю плотность, энтропию;
  • теория, объясняющая, что происходит внутри черной дыры с точки зрения "падающего" в нее наблюдателя;
  • есть ли, кроме наблюдаемых микро-, макро- и мегамиров еще и другие миры;
  • конечно ли количество фундаментальных законов о макромире;
  • теория происхождения жизни на Земле и формы возникновения жизни в других областях Вселенной;
  • теория деятельности мозга человека и животных.

 

7. Особенности в развитии современной науки

            Наука не открывается каждому  без усилий. Подавляющее число людей не имеет о науке никакого понятия. Она доступна лишь немногим.

К. Ясперс

   Основной  структурой познания в наиболее развитых отраслях естествознания является анализ предмета исследования, выражение абстрактных  элементарных объектов и последующий  логический синтез из них единого  целого в виде теоретической модели.

   Два обстоятельства затрудняют понимание  обществом современного естествознания. Во-первых, применение сложнейшего  математического аппарата, который  надо предварительно изучить. Во-вторых, невозможность создать наглядную  модель современных научных представлений: искривленное пространство; частицу, одновременно являющуюся частицей и волной, и  т. д. Выход из ситуации прост —  не надо и пытаться это сделать. Естествознание XX в. заставляет нас отказаться не только от непосредственной наглядности, но и от наглядности как таковой. Отказ от наглядности научных представлений является неизбежной платой за переход к исследованию более глубоких уровней реальности, не соответствующих эволюционно выработанным механизмам человеческого восприятия.

   Фундаментальной особенностью структуры научной  деятельности является разделенность науки на относительно обособленные друг от друга дисциплины. Это имеет свою положительную сторону, поскольку дает возможность детально изучить отдельные фрагменты реальности, но при этом упускаются из виду связи между ними, а в природе все между собой взаимосвязано и взаимообусловлено. Разобщенность наук особенно мешает сейчас, когда выявилась необходимость комплексных интегративных исследований окружающей среды. Природа едина. Единой должна быть и наука, которая изучает все явления природы.

 

   Еще одна фундаментальная черта науки  — стремление абстрагироваться от человека, стать максимально обезличенной. Эта в свое время положительная  особенность науки делает ее ныне неадекватной реальности и ответственной  за экологические трудности, поскольку  человек является самым мощным фактором изменения действительности.

   В дополнение к отмеченному выше: преобладанию анализа в науке, ее обезличенности, абстрагирующего характера, чрезмерной специализации, дисгармоничности в развитии ее отдельных частей, выходы за рамки наглядности и в ту область, где все решается не объективными законами, а случайностью и свободной волей — можно добавить упрек в том, что наука и техника способствуют социальному угнетению, в связи с этим раздаются призывы об отделении науки от государства.

   К парадоксам развития науки относится  то, что наука, с одной стороны, сообщает объективную информацию о  мире и в то же время уничтожает ее (при различных экспериментах) или что-либо уничтожается на основе научной информации (вида жизни, невоспроизводимые  ресурсы).

   Но  главное, наука теряет надежду сделать  людей счастливыми и дать им истину.

   Наука не только изучает развитие мира, но и сама является процессом, фактором и результатом эволюции, при этом она должна находиться в гармонии с эволюцией мира. Должен образоваться контур обратной связи между наукой и другими сторонами жизни, который  регулировал бы развитие науки. Увеличение разнообразия науки должно сопровождаться интеграцией и ростом упорядоченности, а это и называется становлением науки на уровень целостной интегративно-разнообразной  гармоничной системы.

   В современном мировоззрении сформировались две ориентации на отношение к  науке и научно-технической революции.

   Первая  ориентация, которая получила название сциентизма (от лат. scientia — наука). Именно в наше время, когда роль науки поистине огромна, появился сциентизм, связанный с представлением о науке, особенно естествознании, как высшей, если не

 

абсолютной  ценности. Эта научная идеология  заявила, что лишь наука способна решить все проблемы, стоящие перед  человечеством, включая и бессмертие. В рамках сциентизма наука рассматривается  как единственная в будущем сфера  духовной культуры, которая поглотит ее нерациональные области.

   В противоположность этому направлению  также громко заявил о себе во второй половине XX в. антисциентизм, который обрекает науку либо на вымирание, либо на вечное противопоставление природе. Антисциентизм исходит из положения о принципиальной ограниченности возможностей науки в решении коренных человеческих проблем, а в своих проявлениях оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру. Она утверждает, что хотя наука и повышает благосостояние населения, но она же увеличивает опасность гибели человечества и Земли от ядерного оружия и загрязнения природной среды.

   Естествознание  является продуктом цивилизации  и условием ее развития. С помощью  науки человек развивает материальное производство, совершенствует общественные отношения, образовывает и воспитывает  новые поколения людей, лечит  свое тело. Прогресс естествознания и  техники значительно изменяет образ  жизни и благосостояние человека, совершенствует условия быта людей.

   Естествознание  — один из важнейших двигателей общественного прогресса. Как важнейший  фактор материального производства, естествознание выступает мощной революционизирующей  силой. Великие научные открытия (и тесно связанные с ними технические  изобретения) всегда оказывали колоссальное (и подчас совершенно неожиданное) воздействие  на судьбы человеческой истории. Такими открытиями были, например, открытия в XVII в. законов механики, позволившие создать всю машинную технологию цивилизации; открытие в XIX в. электромагнитного поля и создание электротехники, радиотехники, а затем и радиоэлектроники; создание в XX в. теории атомного ядра, а вслед за ней — открытие средств высвобождения ядерной энергии; раскрытие в середине XX в. молекулярной биологией

 

природы наследственности (структуры ДНК) и открывшиеся  вслед возможности генной инженерии  по управлению наследственностью и  др. Большая часть современной  материальной цивилизации невозможна без участия в ее создании научных  теорий, научно-конструкторских разработок, предсказанных наукой технологий и  др.

   В современном мире наука вызывает у людей не только восхищение, но и опасения. Часто можно услышать, что наука приносит человеку не только блага, но и величайшие несчастья. Загрязнения  атмосферы, катастрофы на атомных станциях, повышение радиоактивного фона в  результате испытаний ядерного оружия, озоновая дыра над планетой, резкое сокращение видов растений и животных — все эти и другие экологические  проблемы люди склонны объяснять  самим фактом существования науки. Но дело не в науке, а в том, в  чьих руках она находится, какие  социальные интересы за ней стоят, какие  общественные и государственные  структуры направляют ее развитие.

   Наука — это сложный социальный институт, и он теснейшим образом связан с развитием всего общества. Сложность, противоречивость современной ситуации в том, что наука, безусловно, причастна  к порождению глобальных и прежде всего экологических проблем  цивилизации (не сама по себе, а как  зависимая от других структур часть  общества); и в то же время без  науки, без дальнейшего ее развития решение всех этих проблем в принципе невозможно. И это значит, что  роль науки в истории человечества постоянно возрастает. И поэтому  всякое умаление роли науки, естествознания в настоящее время чрезвычайно  опасно, оно обезоруживает человечество перед нарастанием глобальных проблем  современности. А такое умаление, к сожалению, имеет подчас место, оно представлено определенными  умонастроениями, тенденциями в  системе духовной культуры.

Информация о работе Происхождение науки и её роль в развитии общества