Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:24, контрольная работа
Для того, чтобы более конкретно понять, что в настоящее время представляет собой наука, какую роль она играет в современном обществе, в свой контрольной работе я постараюсь раскрыть ее сущность, рассмотреть этапы ее развития, проанализировать ее функции и классификацию.
1. Введение
2. Наука как вид познания. Возникновение и развитие науки. Эволюция общества и науки
3. Наука как феномен культуры. Роль и функции науки в обществе. Классификация наук.
4. Философские и социологические проблемы науки в современном обществе. Наука и мировоззрение. Наука и искусство. Наука и нравственность (этика науки).
5. Свойства научного познания. Формы научного познания: научный факт, научная гипотеза, научная проблема, научная теория
6. Выводы
7. Список используемой литературы.
Содержание:
1. Введение
2. Наука как вид познания. Возникновение и развитие науки. Эволюция общества и науки
3. Наука как феномен культуры.
Роль и функции науки в
4. Философские и социологические проблемы науки в современном обществе. Наука и мировоззрение. Наука и искусство. Наука и нравственность (этика науки).
5. Свойства научного познания. Формы научного познания: научный факт, научная гипотеза, научная проблема, научная теория
6. Выводы
7. Список используемой
1. ВВЕДЕНИЕ.
У термина «наука» существует множество определений, таких как:
1. Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Одновременно это система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений.
2. Наука — сфера человеческой
деятельности, направленная на выработку
и теоретическую систематизацию объективных зна
3. Наука - одна из сфер человеческой деятельности, функцией которой является производство и систематизация знаний о природе, обществе и сознании. Наука включает в себя деятельность по производству знания. Термин «Наука» употребляется также для обозначения отдельных областей научного познания — физики, химии, биологии и т. п
Таким образом, не смотря на то, что во всех этих определениях есть что-то общее, точное определение термину «наука» дать очень сложно. Для того, чтобы более конкретно понять, что в настоящее время представляет собой наука, какую роль она играет в современном обществе, в свой контрольной работе я постараюсь раскрыть ее сущность, рассмотреть этапы ее развития, проанализировать ее функции и классификацию.
2. НАУКА КАК ВИД ПОЗНАНИЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКИ. ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВА И НАУКИ
Научное познание - это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний, процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются новые знания. Познавательная деятельность – это процесс активного отражения социальным субъектом действительности, а не её механическое, зеркальное копирование. Научное познание опирается на принципы научной рациональности, осуществляется профессионально подготовленными людьми, опирается на строго определенные для конкретной области правила, нормы, методы. Результаты научного познания, в отличие от познания обыденного, универсальны, они раскрывают сущность изучаемого предмета, законы его функционирования и развития. В отличие от эзотерического познания, научное познание имеет общезначимый характер, лишено догматизма. Научное познание осуществляется по законам объективной реальности. Всеобщие (диалектические) законы развития бытия и научного познания (мышления) – это два ряда законов, тождественных по сути и различных по своему выражению. Человек как субъект научного познания применяет эти законы сознательно, между тем как в природе они реализуются бессознательно.
Относительно возникновения науки существуют пять точек зрения:
- Наука была всегда, начиная с момента зарождения человеческого общества, так как научная любознательность органично присуща человеку;
- Наука возникла в Древней Греции, так как именно здесь знания впервые получили свое теоретическое обоснование (общепринятое);
- Наука возникла в Западной Европе в XII-XIV вв., поскольку проявился интерес к опытному знанию и математике;
- Наука начинается в XVI—XVII вв., и благодаря работам Г. Галилея, И. Кеплера, X. Гюйгенса и И. Ньютона, создается первая теоретическая модель физики на языке математики;
- Наука начинается с первой трети XIX в., когда исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием.
В любом случае, нельзя рассматривать
развитие науки отдельно от развития
общества, поэтому рассмотрим основные
этапы ее развития и особенности
развития общества в каждом периоде.
1 этап – древняя Греция –
возникновение науки в социуме
с провозглашением геометрии,
как науки об измерении земли.
Особенности периода и его влияние на общество:
- работали не с реальными предметами,
не с эмпирическим объектом, а с математическими
моделями – абстракциями.
- из всех понятий выводились аксиома и
опираясь на них с помощью логического
обоснования выводили новые понятия.
2 этап – Средневековая европейская наука
– наука превратилась в служанку богословия.
Особенности периода и его влияние на общество:
- научное знание ориентируется на теологизм
- ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа
- возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности (идёт разделение наук).
3 этап: Новоевропейская классическая наука (15-16 вв).
Особенности периода и его влияние на общество:
- научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность
- попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки
- начинают преобладать экспериментальные знания
- наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги)
- начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки Огюст Конт
4 этап: 20 век – набирает силу неклассическая наука.
Особенности периода и его влияние на общество:
- постнеклассическая наука – современный этап развития научного познания.
3. НАУКА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ. РОЛЬ И ФУНКЦИИ НАУКИ В ОБЩЕСТВЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК.
Наука – одна из доминант культуры, ее элемент, без науки культура не может успешно осуществлять свои базовые социальные функции. Наука представляет собой систему развивающегося знания и в результате этого отличается от других явлений культуры, прежде всего тем, что ее содержанием является объективная истина. То есть содержание научного знания не зависит от намерений, настроений человека и человечества. В научном знании анализируются и раскрываются законы, свойства объективного мира, его связи и отношения.
Наука анализируется на многих, в том числе и на мировоззренческих уровнях. Эта тенденция все более усиливается, и большая часть крупнейших мировых ученых подчеркивают необходимость динамики морального созревания человечества до научных открытий, ведения широкой просветительской деятельности в этом направлении и в целом поднятия образовательного уровня народов мира.
Таким образом, наука рождается в недрах определенной культуры и с помощью культурных норм. Научное знание создается людьми определенной культуры, возникает и развивается на соответствующей культурной основе.
В строгом смысле слова наука как явление культуры появилась в XVII в., что было связано с возможностью опытным путем проверять истинность получаемых знаний. Наука и общество взаимосвязаны, наука не может ни возникнуть, ни развиваться вне общества. В свою очередь, современное общество уже не может существовать без науки, которая способствует удовлетворению потребностей во всех сферах жизни общества, выступает фактором социального развития. На основе знания законов функционирования и эволюции рассматриваемых объектов наука осуществляет прогноз будущего данных объектов в целях практического освоения действительности.
Также одной из сложных, но очень важных проблем представляет собой классификация наук. Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т. п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, общественные (социальные) и гуманитарные.
К естественным наукам относятся науки:
- о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и проч.);
- Земле (геология, геофизика, геохимия и др.);
- физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.);
- человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).
Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают различные формы и направления развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.).
Общественные (социальные) науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).
Гуманитарные науки — науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.).
Между блоками наук имеются связующие звенья; одни и те же науки могут частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.), особенно подвижна грань между общественными и гуманитарными науками (история, этика, эстетика и проч.).
Особое место в системе наук занимают философия, математика, кибернетика, информатика и т. п., которые в силу своего общего характера применяются в любых исследованиях.
В ходе исторического развития
наука из занятия одиночек (Архимед)
постепенно превращается в особую,
относительно самостоятельную форму
общественного сознания и сферу
человеческой активности. Она выступает
как продукт длительного
Роль науки в условиях
научно-технической революции
- мировоззренческая (наука объясняет мир);
- гносеологическая (наука способствует познанию мира);
- преобразующая (наука выступает фактором общественного развития: она лежит в основе процессов современного производства, создания передовых технологий, существенно увеличивая производительные силы общества).
4. ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. НАУКА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ. НАУКА И ИСКУССТВО. НАУКА И НРАВСТВЕННОСТЬ (ЭТИКА НАУКИ).
Анализ роли науки в современном обществе приводит к трудно обозримому, хаотичному множеству проблем, в которых наука, техника, бизнес, социум, политика, экономика, этика, религия, а главное антропос - завязываются в столь сложный узел. Это такие проблемы как глобализация, «технизация» человека и общества, «сверхсложность» современного общества, конец старой и возникновение новой цивилизации, риски и опасности, порождаемые научно-техническим прогрессом, антропный кризис и антропный поворот, проблема бессмертия, постчеловека, сверхразума. Все эти и подобные проблемы обсуждаются уже не только философами, фантастами и футурологами, но и учёными.
Рассмотрим некоторые из них. Проблема глобализации и единства человечества. Понимают термин «глобализация» в различных смыслах: как американизация и вестернизация человечества в духе выделения «золотого миллиарда» как становление единого человечества на гуманистической, равноправной основе и в других вариантах. Однако многие авторы не замечают, что главным фактором объединения народов является не бизнес и информационные технологии, а их двигатель - наука.
Только научные знания (факты, понятия, теории) понимают одинаково христиане и мусульмане, китайцы и русские, северяне и южане. Религии, национальные культуры, территории, материальные интересы, власти разделяют людей и могут порождать войны. Даже искусство, принимая национальный колорит, может разделять людей. Правда, единственным исключением в искусстве, не разделяющим, а только объединяющим людей, является музыка. Классическая музыка, ощущаемая и воспринимаемая как «музыка сфер» (Пифагор) переживается как голос Высшего, который един для всех. Но и в этом пункте «настоящая музыка» близка к науке, а именно к математике, так как в учениях древних, в частности, в ведизме, в гностицизме, особенно в пифагореизме, «музыка и математика - одно и то же».
Таким образом, научные знания - математика, физика, биология, лингвистика, машиностроение - понимаются одинаково и служат главным условием подлинной глобализации и возникновения единого человечества. Поэтому распространение научных знаний сближает и объединяет людей любых рас, национальностей, культур.
Проблема рационализации и технизации общества и человека. По данной теме написаны «горы» литературы, но с философской точки зрения, существенна лишь дилемма: научный и технический прогресс развивает или уничтожает антропоса человека как родовое существо? Развивается или исчезает экзистенция человека? Сциентисты (многие учёные, бизнесмены, политики) выступают за неограниченное развитие науки и техники, антисциентисты (многие теологи, экзистенциалисты, даже экологи) - против. Между этими крайностями располагается ещё множество промежуточных позиций.
Поэтому рационализация и технизация общества - это проблема, но разрешимая проблема. Критики сциентизации подчёркивают подмену человеческого в человеке. Например, М. Хайдеггер ещё в 30-е годы XX в. писал, что с эпохи возрождения техника постепенно и незаметно подменяет сущность человека на нечто «нечеловеческое», в конечном счёте, на ничто. Сегодня его поддерживают уже тысячи философов, учёных, общественных деятелей.
Рассудить противоположные стороны, с нашей точки зрения, можно, если выделить критерии человеческого. Именно они давали конструктивную меру - главный критерий оценки сложных процессов и явлений. Об этом писали Конфуций, Аристотель, Гегель и другие величайшие умы человечества. Наиболее глубокие философы и антропологи, такие как Пико делла Мирандола, Кант, Гегель, Фейербах, Соловьёв, Бердяев, выделяли в качестве высших атрибутов человека свободу, творчество, любовь. Поэтому можно предложить такой принцип оценки научного и технического прогресса с позиций сохранения и развития антропоса: развитие науки, технологий, техники необходимо проводить так, чтобы в обозримом (прогнозируемом) будущем сохранить и углубить человека, его свободу, творчество, любовь как атрибуты homo sapiens.