Наука, ее сущность и роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:24, контрольная работа

Краткое описание

Для того, чтобы более конкретно понять, что в настоящее время представляет собой наука, какую роль она играет в современном обществе, в свой контрольной работе я постараюсь раскрыть ее сущность, рассмотреть этапы ее развития, проанализировать ее функции и классификацию.

Оглавление

1. Введение
2. Наука как вид познания. Возникновение и развитие науки. Эволюция общества и науки
3. Наука как феномен культуры. Роль и функции науки в обществе. Классификация наук.
4. Философские и социологические проблемы науки в современном обществе. Наука и мировоззрение. Наука и искусство. Наука и нравственность (этика науки).
5. Свойства научного познания. Формы научного познания: научный факт, научная гипотеза, научная проблема, научная теория
6. Выводы
7. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Наука, ее сущность и роль в обществе..docx

— 39.63 Кб (Скачать)

Содержание:

1. Введение

2. Наука как вид познания. Возникновение и развитие науки. Эволюция общества и науки

3. Наука как феномен культуры. Роль и функции науки в обществе. Классификация наук.

4. Философские и социологические  проблемы науки в современном  обществе. Наука и мировоззрение.  Наука и искусство. Наука и  нравственность (этика науки).

5. Свойства научного познания. Формы  научного познания: научный факт, научная гипотеза, научная проблема, научная теория

6. Выводы

7. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ.

У термина «наука» существует множество определений, таких как:

1. Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Одновременно это система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений.

2. Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать

3. Наука - одна из сфер человеческой деятельности, функцией которой является производство и систематизация знаний о природе, обществе и сознании. Наука включает в себя деятельность по производству знания. Термин «Наука» употребляется также для обозначения отдельных областей научного познания — физики, химии, биологии и т. п

Таким образом, не смотря на то, что во всех этих определениях есть что-то общее, точное определение термину  «наука» дать очень сложно. Для того, чтобы более конкретно понять, что в настоящее время представляет собой наука, какую роль она играет в современном обществе, в свой контрольной работе я постараюсь раскрыть ее сущность, рассмотреть этапы ее развития, проанализировать ее функции и классификацию.

2. НАУКА КАК ВИД ПОЗНАНИЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКИ. ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВА И НАУКИ

Научное познание -  это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний, процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются новые знания. Познавательная деятельность – это процесс  активного  отражения  социальным  субъектом  действительности,  а  не  её механическое, зеркальное копирование. Научное познание опирается на принципы научной рациональности, осуществляется профессионально подготовленными людьми, опирается на строго определенные для конкретной области правила, нормы, методы. Результаты научного познания, в отличие от познания обыденного,  универсальны,  они  раскрывают  сущность  изучаемого  предмета, законы его функционирования и развития. В отличие от эзотерического познания, научное познание имеет общезначимый характер,  лишено догматизма. Научное  познание  осуществляется  по законам объективной реальности. Всеобщие (диалектические) законы развития бытия и научного познания (мышления) – это два ряда законов, тождественных по сути и различных по своему выражению. Человек как субъект научного познания применяет эти законы сознательно, между тем как в природе они реализуются бессознательно.

Относительно возникновения  науки существуют пять точек зрения:

- Наука была всегда, начиная с момента зарождения человеческого общества, так как научная любознательность органично присуща человеку;

- Наука возникла в Древней Греции, так как именно здесь знания впервые получили свое теоретическое обоснование (общепринятое);

- Наука возникла в Западной Европе в XII-XIV вв., поскольку проявился интерес к опытному знанию и математике;

- Наука начинается в XVI—XVII вв., и благодаря работам Г. Галилея, И. Кеплера, X. Гюйгенса и И. Ньютона, создается первая теоретическая модель физики на языке математики;

- Наука начинается с первой трети XIX в., когда исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием.

 
В любом случае, нельзя рассматривать  развитие науки отдельно от развития общества, поэтому рассмотрим основные этапы ее развития и особенности  развития общества в каждом периоде. 

 
1 этап – древняя Греция –  возникновение науки в социуме  с провозглашением геометрии,  как науки об измерении земли. 

Особенности периода и его влияние на общество:

- работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями. 
- из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия. 
 
2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия.

Особенности периода и  его влияние на общество:

- научное знание ориентируется на теологизм

- ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа

- возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности (идёт разделение наук).

3 этап: Новоевропейская классическая  наука (15-16 вв). 

Особенности периода и  его влияние на общество:

- научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность

- попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки

- начинают преобладать экспериментальные знания

- наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги)

- начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки Огюст Конт

4 этап: 20 век – набирает  силу неклассическая наука. 

Особенности периода и  его влияние на общество:

- постнеклассическая наука – современный этап развития научного познания.

 

3. НАУКА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ. РОЛЬ И ФУНКЦИИ НАУКИ В ОБЩЕСТВЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК.

Наука – одна из доминант культуры, ее элемент, без науки культура не может успешно осуществлять свои базовые социальные функции. Наука  представляет собой систему развивающегося знания и в результате этого отличается от других явлений культуры, прежде всего тем, что ее содержанием  является объективная истина. То есть содержание научного знания не зависит  от намерений, настроений человека и  человечества. В научном знании анализируются и раскрываются законы, свойства объективного мира, его связи и отношения.

Наука анализируется на многих, в том числе и на мировоззренческих  уровнях. Эта тенденция все более  усиливается, и большая часть  крупнейших мировых ученых подчеркивают необходимость динамики морального созревания человечества до научных  открытий, ведения широкой просветительской деятельности в этом направлении и в целом поднятия образовательного уровня народов мира.

Таким образом, наука рождается  в недрах определенной культуры и  с помощью культурных норм. Научное  знание создается людьми определенной культуры, возникает и развивается  на соответствующей культурной основе.

В строгом смысле слова наука как явление культуры появилась в XVII в., что было связано с возможностью опытным путем проверять истинность получаемых знаний. Наука и общество взаимосвязаны, наука не может ни возникнуть, ни развиваться вне общества. В свою очередь, современное общество уже не может существовать без науки, которая способствует удовлетворению потребностей во всех сферах жизни общества, выступает фактором социального развития. На основе знания законов функционирования и эволюции рассматриваемых объектов наука осуществляет прогноз будущего данных объектов в целях практического освоения действительности.

Также одной из сложных, но очень важных проблем представляет собой классификация наук. Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т. п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, общественные (социальные) и гуманитарные.

К естественным наукам относятся  науки:

- о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и проч.);

- Земле (геология, геофизика, геохимия и др.);

- физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.);

- человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).

Технические науки содержательно  основываются на естественных науках. Они изучают различные формы и направления развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.).

Общественные (социальные) науки  также имеют ряд направлений  и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).

Гуманитарные науки —  науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.).

Между блоками наук имеются  связующие звенья; одни и те же науки  могут частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.), особенно подвижна грань между общественными  и гуманитарными науками (история, этика, эстетика и проч.).

Особое место в системе  наук занимают философия, математика, кибернетика, информатика и т. п., которые в силу своего общего характера применяются в любых исследованиях.

В ходе исторического развития наука из занятия одиночек (Архимед) постепенно превращается в особую, относительно самостоятельную форму  общественного сознания и сферу  человеческой активности. Она выступает  как продукт длительного развития человеческой культуры, цивилизации, особый общественный организм со своими типами общения, разделения и кооперирования отдельных видов научной деятельности.

Роль науки в условиях научно-технической революции постоянно  растет. Среди ее основных функций  необходимо назвать следующие:

- мировоззренческая (наука объясняет мир);

- гносеологическая (наука способствует познанию мира);

- преобразующая (наука выступает фактором общественного развития: она лежит в основе процессов современного производства, создания передовых технологий, существенно увеличивая производительные силы общества).

4. ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. НАУКА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ. НАУКА И ИСКУССТВО. НАУКА И НРАВСТВЕННОСТЬ (ЭТИКА НАУКИ).

Анализ роли науки в  современном обществе приводит к  трудно обозримому, хаотичному множеству  проблем, в которых наука, техника, бизнес, социум, политика, экономика, этика, религия, а главное антропос - завязываются в столь сложный узел. Это такие проблемы как глобализация, «технизация» человека и общества, «сверхсложность» современного общества, конец старой и возникновение новой цивилизации, риски и опасности, порождаемые научно-техническим прогрессом, антропный кризис и антропный поворот, проблема бессмертия, постчеловека, сверхразума. Все эти и подобные проблемы обсуждаются уже не только философами, фантастами и футурологами, но и учёными.

Рассмотрим некоторые  из них. Проблема глобализации и единства человечества. Понимают термин «глобализация» в различных смыслах: как американизация и вестернизация человечества в духе выделения «золотого миллиарда» как становление единого человечества на гуманистической, равноправной основе и в других вариантах. Однако многие авторы не замечают, что главным фактором объединения народов является не бизнес и информационные технологии, а их двигатель - наука.

Только научные знания (факты, понятия, теории) понимают одинаково  христиане и мусульмане, китайцы  и русские, северяне и южане. Религии, национальные культуры, территории, материальные интересы, власти разделяют людей  и могут порождать войны. Даже искусство, принимая национальный колорит, может разделять людей. Правда, единственным исключением в искусстве, не разделяющим, а только объединяющим людей, является музыка. Классическая музыка, ощущаемая и воспринимаемая как «музыка сфер» (Пифагор) переживается как голос Высшего, который един для всех. Но и в этом пункте «настоящая музыка» близка к науке, а именно к математике, так как в учениях древних, в частности, в ведизме, в гностицизме, особенно в пифагореизме, «музыка и математика - одно и то же».

Таким образом, научные знания - математика, физика, биология, лингвистика, машиностроение - понимаются одинаково  и служат главным условием подлинной  глобализации и возникновения единого  человечества. Поэтому распространение  научных знаний сближает и объединяет людей любых рас, национальностей, культур.

Проблема рационализации и технизации общества и человека. По данной теме написаны «горы» литературы, но с философской точки зрения, существенна лишь дилемма: научный и технический прогресс развивает или уничтожает антропоса человека как родовое существо? Развивается или исчезает экзистенция человека? Сциентисты (многие учёные, бизнесмены, политики) выступают за неограниченное развитие науки и техники, антисциентисты (многие теологи, экзистенциалисты, даже экологи) - против. Между этими крайностями располагается ещё множество промежуточных позиций.

Поэтому рационализация и  технизация общества - это проблема, но разрешимая проблема. Критики сциентизации подчёркивают подмену человеческого в человеке. Например, М. Хайдеггер ещё в 30-е годы XX в. писал, что с эпохи возрождения техника постепенно и незаметно подменяет сущность человека на нечто «нечеловеческое», в конечном счёте, на ничто. Сегодня его поддерживают уже тысячи философов, учёных, общественных деятелей.

Рассудить противоположные  стороны, с нашей точки зрения, можно, если выделить критерии человеческого. Именно они давали конструктивную меру - главный критерий оценки сложных  процессов и явлений. Об этом писали Конфуций, Аристотель, Гегель и другие величайшие умы человечества. Наиболее глубокие философы и антропологи, такие  как Пико делла Мирандола, Кант, Гегель, Фейербах, Соловьёв, Бердяев, выделяли в качестве высших атрибутов человека свободу, творчество, любовь. Поэтому можно предложить такой принцип оценки научного и технического прогресса с позиций сохранения и развития антропоса: развитие науки, технологий, техники необходимо проводить так, чтобы в обозримом (прогнозируемом) будущем сохранить и углубить человека, его свободу, творчество, любовь как атрибуты homo sapiens.

Информация о работе Наука, ее сущность и роль в обществе