Роль и функции науки в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:40, реферат

Краткое описание

Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли.

Оглавление

Введение………………………………………………………….…………3
Роль и функции науки в жизни общества………………………………...4
Роль науки в современном образовании и формировании личности…...7
Заключение………………………………………………………………..10
Список использованной литературы…………………………………….11

Файлы: 1 файл

реферат по 1 теме.docx

— 73.78 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

 

                                                                                      

 

 

 

 

 

 

                        

Реферат

По дисциплине: История и философия науки 

На тему: «Роль и функции науки в обществе»

 

 

 

Выполнила :

Магистрант 1 г.о., Финансы

Шакурская Анна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы  2012

          Содержание

Введение………………………………………………………….…………3

Роль и функции науки  в жизни общества………………………………...4

Роль науки в современном  образовании и формировании личности…...7

Заключение………………………………………………………………..10

Список использованной литературы…………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наука является одной из определяющих особенностей современной  культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Ни одна из крупнейших философских  концепций XX в. не могла обойти феномена науки, не выразить своего отношения  к науке в целом и к тем  мировоззренческим проблемам, которые  она ставит. Что такое наука? Какова главная социальная роль науки? Существуют ли границы научного познания и познания вообще? Каково место основанной на науке рациональности в системе  других способов отношения к миру? Возможно ли вненаучное познание, каков его статус и перспективы? Можно ли научным способом ответить на принципиальные вопросы мировоззрения: как возникла Вселенная, как появилась жизнь, как произошел человек, какое место занимает феномен человека в всеобщей космической эволюции?

Обсуждение всех этих и  множества других мировоззренческо - философских вопросов сопровождало становление и развитие современной  науки и было необходимой формой осознания особенностей как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано прежде всего с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. Современное общество вступает в информационную стадию развития, рационализация всей социальной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся невозможности тотального управления социальными процессами.

 

Роль и функции  науки в жизни общества

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Постижение это закрепляется в форме знаний как мысленного (понятийного, концептуального, интеллектуального) моделирования действительности. Соответственно этому науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. Становление и развитие опытной науки в XVII столетии привело к коренным преобразованиям образа жизни человека. Как отмечал Б. Рассел: “Почти все, чем отличается новый мир от более ранних веков, обусловлено наукой, которая достигла поразительных успехов в XVII веке... Новый мир, насколько это касается духовных ценностей, начинается с XVII века”.

Мышление  людей стало опираться на представление о наличии законов природы, “делая невероятным такие вещи, как магия и колдовство. В 1700 году мировоззрение образованных людей было вполне современным, тогда как в 1600 году, за исключением очень немногих, оно было еще большей частью средневековым”.Победа науки и колонизация европейцами других материков привели к тому, что “люди XVII века почувствовали себя живыми людьми, а не несчастными грешниками, как они все еще называли себя в молитвах”.

Подобная оценка научной  революции XVII в. дана и В. И. Вернадским “В общем ходе истории человеческой культуры, в обычных о ней представлениях, - отмечал он, - нет места истории  того перелома, который совершился в человечестве вхождением точного  знания в его жизнь и привел впервые в многотысячелетнем  его существовании к новым, неслыханным  раньше формам и укладам быта и  общественного строя.

Перелом этот совершился в XVII столетии. В это столетие впервые  наука о природе и математика выдвинулись в жизнь, получили значение как изменяющие условия человеческого  существования исторические силы”.

Современное развитие науки  ведет к дальнейшим преобразованиям  всей системы жизнедеятельности  человека. Особо впечатляюще ее воздействие  на развитие техники и новейших технологий, воздействие научно-технического прогресса  на жизнь людей. Наука создает  новую среду для бытия человека. “Как и искусство, - пишет М. Хайдеггер, - наука не есть просто культурное занятие  человека. Наука - способ, притом решающий, каким для нас предстает то, что есть. Мы должны, поэтому сказать: действительность, внутри которой движется и пытается оставаться сегодняшний  человек, все больше определяется тем, что называют западноевропейской наукой”.

Наука вплетена во все сферы человеческой деятельности, она внедряется и в базисные основания отношений самих людей. Личность, общество и государство связаны сложными взаимоотношениями. Возрастание роли науки особенно актуально в эпоху НТП. Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства. Проблема, связанная с классификацией функций науки, до сих пор остается спорной потому, что наука, развиваясь, возлагает на себя новые и новые функции.

В качестве главных  функций науки в жизни общества отметим:

  • познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;
  • мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания;
  • производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом «цехе» производства, отнесении ученых к производительным работникам;
  • культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.

 Первичным в понимании  природы науки является ее  воздействие на самого человека, на систему его интересов, потребностей  и возможностей к действию в организации своего бытия и его совершенствования. Наука не есть нечто внешнее по отношению к сущности человека, она связана с самой его сутью. Последняя выражается прежде всего в потребностях человека. Потребности человека весьма разнообразны: витальные (биологические), социальные (принадлежность к определенной группе) и познания. Последнюю группу исходных потребностей составляют идеальные потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и за счет открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям. Познавая действительность, человек стремится уяснить правила и закономерности, которым подчинен окружающий мир.

 Потребность в узнавании  является атрибутом жизни. Если  не признавать стремление к  познанию в качестве базисной  потребности человека, то ее нишу  займут иные, вспомогательные потребности,  среди которых особо агрессивна  воля к власти.

 Удовлетворяя и развивая  потребности познания, человек делает  возможным свое комплексное, целостное  развитие. Наука создает идеальный  мир, систему идеальных представлений  о мире, предваряя этим практические  действия. Тем самым наука характеризуется  рядом взаимодополняющих функций  в жизнедеятельности и личности, и общества. При общей оценке  идеального мира, мира знаний  особо обращают внимание на  два аспекта. Прежде всего отмечается, что вовлечение в научную деятельность, приобщение к сфере знаний повышает и общую культуру человека. Как сказал А. Пуанкаре: «Человек не может отказаться от знания, не опускаясь; поэтому-то интересы науки священны». Данная оценка науки дополняется ее характеристикой как стратегического ресурса общества. «В качестве показателя национального богатства, -- пишет А. Б. Мигдал, -- выступают не запасы сырья или цифры производства, а количество способных к научному творчеству людей».

 

Роль науки  в современном образовании и  формировании личности

В основании  современного образовательного процесса лежит научная картина мира. А сама сфера образования опирается на научно апробированные и рекомендуемые методы. Современная образовательная система использует научно обоснованные подходы, в которых учитываются особенности нейрофизиологической, умственной и эмоционально-волевой сферы деятельности субъектов образовательного процесса. Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Образовательный процесс выступает в качестве «исходной области», на которой происходит встреча индивида и науки, а также его подготовка к жизнедеятельности в данном обществе и формирование зрелой личности.

Наука предполагает направленное воздействие на образовательный  процесс и может в случае необходимости санкционировать изменение всей структуры обучения. Научно-мировоззренческие основоположения присутствуют в составе мыслительной деятельности педагога, они передаются им обучаемым. Научные подходы пронизывают и все содержание учебно-образовательного процесса. Сами образовательные модели опираются на сугубо научные обоснования и достижения многообразных наук о человеке. в частности антропологии, педагогики, психологии, физиологии, дидактики и пр. Образовательный процесс имеет не только собственные технологии, среди которых информационные в настоящее время заявляют о своем приоритетном положении, но и закономерности. Это предполагает наличие методик, программ, планов, методологических и дидактических материалов.

Влияние науки  на процесс образования ведет  к выделению следующих уровней:

  • операционный, предполагающий освоение логики учебного предмета;
  • межоперационный, как совокупность дисциплин данного учебного курса;
  • тактический, отвечающий за формирование содержания знания на основании пройденный дисциплин;
  • стратегический, ставящий задачи интегрирования содержательного потенциала знаний во внутреннюю смысловую структуру личности;
  • глобальный, свидетельствующий о сущностном ядре личности, предстающей как результат интегративного и направленного образовательного процесса.

Образование – это необходимая ступень социализации личности. Целостный процесс образования служит интересам общества и личности. В то же время, изменения в науке и технике диктуют необходимость изменений образовательной системы, опирающейся на достижения науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно этому науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных  знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания  и развития жизнедеятельности человека. Чтобы получить хорошую работу, молодой  человек должен продемонстрировать полное и живое знание того, что  и как делается прямо сейчас в  избранной им области человеческой активности. Чтобы удержать это рабочее  место через пять лет после  окончания университета, он должен быть фундаментально образован с  тем, чтобы на этом фундаменте уметь  построить новое здание нового конкретного  знания в соответствии с новыми требованиями дня. Чтобы через десять - пятнадцать - двадцать лет стать лидером, руководителем  не по выслуге лет и по форме, а  по сути дела, выпускник университета должен быть фундаментально образован  в гуманитарной области, в области  наук о человеке, наук социальных.

 Мир может иметь  достойное будущее лишь на  пути сохранения и развития  образования и создания новых  совершенных технологий. Всесторонняя  образованность населения - главная  опора науки. Фундаментальная  наука отвечает этому условию.

 

 

 

Информация о работе Роль и функции науки в обществе