Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:24, контрольная работа
Для того, чтобы более конкретно понять, что в настоящее время представляет собой наука, какую роль она играет в современном обществе, в свой контрольной работе я постараюсь раскрыть ее сущность, рассмотреть этапы ее развития, проанализировать ее функции и классификацию.
1. Введение
2. Наука как вид познания. Возникновение и развитие науки. Эволюция общества и науки
3. Наука как феномен культуры. Роль и функции науки в обществе. Классификация наук.
4. Философские и социологические проблемы науки в современном обществе. Наука и мировоззрение. Наука и искусство. Наука и нравственность (этика науки).
5. Свойства научного познания. Формы научного познания: научный факт, научная гипотеза, научная проблема, научная теория
6. Выводы
7. Список используемой литературы.
Эти понятия следует трактовать в философском, а не обыденном смысле. Свобода понимается как возможность максимального развития человека, как максимум актуализации потенций (Гегель, Маркс). Творчество как способность создавать то, чего не было, как выход за границы старой культуры, как выход за пределы априорных форм познания, как «продолжение Божественного акта создания бытия» (Мирандола, Кант, Соловьёв, Бердяев). Любовь как стремление к тождеству субъектов (Гегель).
Таким образом, наука в обществе, основанном на знании, - это ведущий, наиболее активный элемент, задающий тон и ритм для других элементов «наукоёмкого» общества - технонауки, бизнеса, финансовой системы, искусства и т.п. В эпистемологическом отношении современная наука - это постнеклассическая наука, наука о сложных человекомерных системах. Её основу составляют: синергетика, антропика, виртуалистика, теория сложности. В социальном же отношении наука - ведущая сторона эволюции социума, которая и развивает его, и создаёт множество трудностей, аномалий, противоречий.
5. СВОЙСТВА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: НАУЧНЫЙ ФАКТ, НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА, НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА, НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ
Структура научного познания состоит из главных элементов научного знания, уровней познания и оснований науки. Элементами научного познания выступают разнообразные формы организации научной информации. Таким образом, научное познание проявляется в исследовательской деятельности, которая включает в себя методы научного познания, позволяющие изучать объект (эмпирический и теоретический). Структура научного познания является сложно организованной системой, объединяющей формы научного познания, позволяющие организовывать и систематизировать научную информацию (гипотезы, принципы, проблемы, научные программы, концепции, научные понятия, законы и научные факты). Центральным звеном здесь является теория.
В зависимости от необходимости более тщательного изучения возникающих процессов и явлений выделяются два уровня – эмпирический уровень познания и теоретический уровень познания. Первый начинается с анализа информации, полученной в ходе проведения наблюдения и постановки эксперимента. Данный уровень позволяет составить представление об объекте (как предмете, так и действии). После обработки полученных сведений, информация получает статус научного факта. В этот момент на теоретическом уровне познания происходит исследование всего процесса, начиная с отдельных суждений и заканчивая построением теоретических гипотез (т.е. предположений). Теоретический и эмпирический уровни познания тесно взаимосвязаны между собой. Это объясняется тем, что теоретические знания опираются на исследуемый эмпирический материал, а эмпирические исследования определяются задачами и целями, поставленными на теоретическом уровне.
Основание науки является третьим немаловажным элементом структуры научного познания. В роли основания могут выступать:
- Идеальные нормы или принципы исследования объекта или происходящего процесс – представляют собой требования, предъявляемые к научной рациональности, выраженной в научных положениях и объяснениях и организации знания. Важнейшей нормой данного основания принято считать организованность и систематичность, т.е. полученный результат обязательно опирается на предыдущий, уже доказанный. Основными принципами являются: принцип точности, принцип преемственности в организации и развитии единой системы научных знаний, принцип простоты и принцип проявления минимальных допущений при построении системы теории;
- Научная картина всего мира является целостной системой представлений закономерностей и свойств природы и общества, которая возникает в результате объединения главных достижений и принципов науки. Данное основание науки позволяет выполнять прогностическую и эвристическую функции, что помогает более успешно решать проблемы между дисциплинами, выполняя роль исследовательской программы;
- Философские идеи и принципы – имеют очень важное значение, поскольку философия всегда ставила перед наукой мировоззренческие ориентиры и осмысливала ее гносеологические и методологические проблемы, тем самым позволяя развиваться самой науке.
Основные методы научного познания.
Методы научного познания
рассматриваются как
Принято выделять следующую классификацию методов научного познания для всей группы наук:
1. По степени общности – это универсальные методы логики и диалектики;
2. По уровню научного знания – эмпирический уровень научного познания и теоретический уровень научного познания;
3. По точности предсказаний – стохастические (т.е. вероятностные) и детерминистические;
4. По функциональности в науке – это методы систематизации знаний в науке, т.е. пояснения и возможное предсказание возникших новых фактов;
5. По области применения – биологические, физические, гуманитарные и социально-экономические;
6. Специальные методы – используются для создания областей исследования возникающих явлений природы и общества.
В XX веке стали распространяться методы структурно-функциональных и системных исследований. К ним относятся: Методы эмпирического исследования:
- наблюдение – целенаправленное исследование предметов или процессов, опирающихся на такие органы чувств как восприятие, ощущение и представление. Наблюдение осуществляет как-бы контроль за исследуемыми явлениями;
- эксперимент – активное вмешательство в процесс исследуемого процесса, его изменение или целенаправленное воспроизведение в контролируемых условиях. Он является одним из основных видов практики, поскольку наблюдается стремление изучить конкретный объект в изолированных условиях. С помощью эксперимента стало возможным связать предположения и полученный опыт (т.е. теорию и практику);
- объяснение – операция, которая осуществляет свою деятельность с целью раскрытия сущности конкретного объекта или явления, представляя собой сложную поисковую деятельность.
Общенаучные методы научного познания:
1. Абстрагирование – это переход от реальных свойств исследуемого предмета к идеальным;
2. Формация;
3. Гипотетико-дедуктивный метод;
4. Системный метод теоретического исследования;
5. Структурно-функциональный.
Формы научного познания.
Новый метод формирования знаний позволяет не только изучать, но и анализировать объекты и явления. Теория. Формы научного познания классифицируются на:
1. Гипотеза – проверка на логическую непротиворечивость и совместимость с фундаментальными принципами данной науки;
2. Проблемы;
3. Теория – это конкретное знание определенной области действительности, представляющее целостную систему утверждений и понятий, позволяющая объяснить функционирование и развитие данной модели.
Теория не только характеризует, но и поясняет функциональность явлений и процессов.
6. ВЫВОДЫ
В своей контрольной работе
я рассмотрела этапы
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.
2. Бранский В. П. Философия физики XX в. – СПб.: 2003.
3. Войцехович В. Э. Антропный принцип как философско-математическая проблема: существует ли число человека? // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Философия». – 2007
4. Войцехович В. Э. Становление средовой парадигмы: от Р.Декарта до среды становления // Междисциплинарные проблемы средового подхода к инновационному развитию. – М., 2011.
5. Добрин К. Ю. Социальная норма в традиционном и современном обществе / К. Ю. Добрин // Вестник Поволжской академии государственной службы. – 2011.
6. Кобляков А. А. Основы общей теории творчества (синергетический аспект) // Философия науки. – М., 2002. Вып. 8.
7. Стёпин В. С. Теоретическое знание. – М., 2000.
8. Шалаев В. П. Синергетика как поле парадигмальных поисков современного научного знания // Социальная синергетика: теоретические и практические аспекты. – М.; Йошкар-Ола, 2004.
9. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988
10. Скачков Ю.В. Полифункциональность науки. “Вопросы философии”, 1995, №11
11. Пуанкаре А. О науке. М., 1983