Наука и её роль в развитии общественного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Основой эффективного функционирования научно-технической политики является налаженный организационно-экономический механизм государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации, формирование которого в настоящее время идет по пути сохранения и укрепления научного потенциала, создания основных элементов инновационной инфраструктуры, разработки программ и проектов научно-технической политики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………2 стр.
ГЛАВА 1.Теоретические основы научного потенциала как важнейшего фактора развития национальной экономики…………………………5 стр.
1.1. Наука и её роль в развитии общественного производства………...5 стр.
1.2. Сущность научного потенциала и его составляющие……………..13 стр.
ГЛАВА 2. Методы и модели прогнозирования научно-техническо¬го прогресса
2.1. Уровни и объекты моделирования научно-техническо¬го
развития РФ…………………………………………………………………20 стр.
2.2. Сетевой метод и метод экспертных оценок в моделировании…….23 стр.
Заключение…………………………………………………………………25 стр
Список литературы……………………………………………………….28 стр.

Файлы: 1 файл

Наука и её роль в развитии общественного производства.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………2 стр.

ГЛАВА 1.Теоретические основы научного потенциала как важнейшего фактора развития национальной экономики…………………………5 стр.

  1.1. Наука и её  роль в развитии общественного  производства………...5 стр.

  1.2. Сущность научного потенциала и его составляющие……………..13 стр.

ГЛАВА 2. Методы и модели прогнозирования научно-технического прогресса

  2.1. Уровни и объекты моделирования научно-технического

развития РФ…………………………………………………………………20 стр.

  2.2. Сетевой метод и метод экспертных оценок в моделировании…….23 стр.

Заключение…………………………………………………………………25 стр

Список литературы……………………………………………………….28 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что уровень развития науки и степень ее технологического применения во всем мире являются основными факторами становления прогрессивной структуры производства, повышения производительности общественного труда, возрастания экономического потенциала, высвобождения материальных и финансовых ресурсов для решения социальных проблем. Современные тенденции мирового процесса связаны с переходом общества к более высокой стадии развития – постиндустриальной. С ее развитием появляются все более современные технологии, продукты, разработки.

Уровень социально-экономического развития любой страны практически стал во многом определяться уровнем развития научного потенциала, базирующемся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства.

Каждая страна обладает определенным совокупным потенциалом  развития. Одним из составляющих его является научный потенциал.

Все части совокупного  потенциала страны тесно связаны  между собой. Эффективная реализация общего потенциала зависит от состояния как каждой из его частей, так и их взаимодействия. Именно сбалансированность частей совокупного потенциала государства является основным условием полной его реализации, поскольку отставание одной из них выступает сдерживающим фактором.

Переход к инновационной  экономике необходим для ускорения  темпов качественного роста экономики  страны. Наличие достаточного, высокого научного потенциала должно обеспечить данный переход.

Применительно к российской экономике актуальность данной темы связана с проблемами российской экономики в области повышения конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства.

В России вплоть до последнего времени научно-техническая деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях, управляемых посредством волевых решений, бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого научно-технического и инновационного процесса.

Основой эффективного функционирования научно-технической политики является налаженный организационно-экономический механизм государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации, формирование которого в настоящее время идет по пути сохранения и укрепления научного потенциала, создания основных элементов инновационной инфраструктуры, разработки программ и проектов научно-технической политики.

Актуальность темы исследования обусловило появление многочисленных трудов, посвященных проблемам сохранения и развития научного потенциала. В экономической литературе многосторонне исследуются проблемы научно-технического прогресса, формирования и использования научного потенциала, определения социально-экономической эффективности нововведений, совершенствования организации и управления инновационной деятельностью. Этим проблемам посвящены, в частности, труды признанных российских ученых Абалкина Л.И., Аньшина В.М., Арутюнова Ю.А., Бляхмана Л.С., Глазьева С.Ю., Гончаренко Л.П., Гохберга Л.М., Доброва Г.М., Дуженкова В.И., Дунаева Э.П., Жильцова Е.Н., Завлина П.Н., Замятиной М.Ф., Кузык Б.Н., Львова Д.С., Миндели Л.Э., Олейникова Е.А., Пилипенко П.П., Пригожина А.И., Пузыни К.Ф., Румянцева А.А., Рыбакова Ф.Ф., Салтыкова Б.Г., Трифилова А.А., Уколова В.Ф., Яковца Ю.В и других авторов. Среди зарубежных авторов, получивших наибольшую известность в нашей стране, следует отметить работы Акоффа Р., Андерссона М., Ансоффа И., Твисса Б., Туоми И., Уотермана Р., Фостера Р., Шумпетера И.

Актуальность темы исследования и степень разработанности проблемы обусловили цель настоящей работы – оценка научного потенциала национальной экономики России и исследование перспектив его совершенствования и использования

Объектом исследования данной работы является научный потенциал национальной экономики.

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие при реализации организационно-экономического механизма регулирования научно-технической политики РФ.

Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных авторов в области экономической теории, инновационного менеджмента, развития национальной инновационной системы.

В курсовом исследовании применен диалектический метод познания, обеспечивающий комплексный и объективный характер изучения и системный подход к рассмотрению процессов и явлений; методы абстрактно-логического, сравнительно-аналитического и статистического анализа.

Информационная база исследования включает в себя законодательные  и нормативно-правовые акты, другие официальные документы органов государственной власти Российской Федерации. Использованы также статистические материалы развития экономики и научно-инновационной сферы РФ, публикации в научных изданиях и периодической печати, Интернет – источники, а также результаты исследований инновационной деятельности научно-инновационного комплекса РФ.

Научная новизна проведенного исследования состоит в разработке научно – практических рекомендаций по развитию и совершенствованию  государственного регулирования в области развития научного потенциала в России.

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы научного потенциала как важнейшего фактора развития национальной экономики.

1.1 Наука и  её роль в развитии общественного  производства

Наука представляет собой  специфическую область человеческой деятельности, в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных законов развития общества с целью их использования в практической деятельности людей.

Как своеобразная форма  познаний – специфический тип  духовного производства и социальный институт – наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI – XVII вв. в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно.

В античности и средние  века в основном имело место философское  познание мира. Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «триединое целое», неразделенное еще на свои части. Все эти знания существовали в пределах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов, сторон. Иными словами, элементы, предпосылки, «ростки» будущей науки формировались в недрах другой духовной системы, но они еще не выделялись из них как автономное, самостоятельное целое.

Для возникновения науки  в XVI – XVII вв., кроме общественно –  экономических, социальных условий, необходим был определенный уровень развития самого знания, «запас» необходимого и достаточного количества фактов, которые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению. Поэтому-то первыми возникают механика, астрономия и математика, где таких фактов было накоплено больше. Они в своей совокупности и образуют «первоначальное целое» единой науки как таковой, «науки вообще» в отличие от философии. Отныне основной задачей познания стало изучение на основе реальных фактов самой природы, объективной действительности.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что наука как таковая, возникает в конце XVI - начале XVII в. в виде математического естествознания.

В процессе научной деятельности, особенно на стадии доведения теоретических знаний до уровня практических рекомендаций, предполагается проведение экспериментальных разработок, создание образцов новой техники и технологий, которые принимают материально-вещественную форму. Эти экспериментальные разработки, прошедшие все стадии испытаний и экспертизы, передаются в сферу материального производства для их широкого тиражирования (промышленное освоение). Они революционизируют, преобразуют производство, умножают его возможности в области наращивания объемов производства, обновления и расширения ассортимента и улучшения качества продукции, делая ее конкурентоспособной и реализуемой на мировом рынке, тем самым обеспечивая науку всеми необходимыми ей материальными и финансовыми ресурсами, без которых процесс ее развития был бы не только неэффективен, но и практически невозможен. Все это дает основания для отнесения науки к производительным силам общества в качестве его важнейшей компоненты, революционизирующей весь процесс общественного производства.

Наука как специфическая  сфера интеллектуальной деятельности характеризуется рядом классификационных признаков по направлениям или группам научных дисциплин. В зависимости от предмета научного познания и методов исследования наука подразделяется на три группы или подсистемы: естественные, общественные и технические науки. Границы между этими подсистемами в определенной мере условны – некоторые отрасли научных знаний находятся на стыке этих наук: бионика, техническая эстетика, экономическая география и т. д. Наряду с продолжающимся процессом дифференциации научных знаний и выделением новых научных дисциплин, проходит процесс междисциплинарных комплексных исследований, охватывающий целые комплексы различных научных дисциплин, находящихся в определенных взаимосвязях и взаимозависимостях. Примером тому могут служить исследования в области экологии и охраны окружающей среды, затрагивающие различные области научных знаний, включая биологию, комплекс наук о земле, технические науки, медицину, экономику, математику, юриспруденцию, международные отношения и т. д.

По отношению к непосредственной человеческой деятельности наука подразделяется на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная наука исследует общие законы развития природы, общества, человеческого мышления. Прикладная наука стремится к практическому использованию результатов фундаментальных научных открытий для решения конкретных практических задач, возникающих в процессе развития общества. Если фундаментальная наука занимается разработкой проблем, имеющих в основном познавательное значение, то прикладная наука занимается преимущественно решением практических проблем, таких, как внедрение наукоемких высоких технологий, конкурентоспособных на мировом уровне. Разумеется, грани между фундаментальной и прикладной науками в определенной мере условны: в процессе выполнения исследований в области фундаментальной науки могут быть получены результаты, имеющие исключительно важное прикладное значение; в свою очередь, прикладные исследования могут завершиться научными открытиями, имеющими фундаментальное теоретическое значение. Но такие случаи являются исключением из правила и не отрицают важности и необходимости разграничения фундаментальных и прикладных наук

С возникновением таких  технических дисциплин, как технология металлов, сопротивление материалов, теория механизмов и машин, электротехника и других, использование достижений как фундаментальных, так и прикладных науки приобрело более целенаправленный характер. Наука, особенно прикладная, стала теснее связываться с производством, лучше и оперативнее реагировать на его запросы. Однако только во второй половине XX века ее достижения стали планомерно и систематически применяться в технологии и организации производства. О науке как непосредственной производительной силе впервые заговорили в период научно-технической революции XX века, когда новейшие достижения науки стали использоваться для замены ручного труда машинным, механизации и автоматизации трудоемких процессов в технологии производства, применения компьютеров и другой информационной техники в разных отраслях народного хозяйства. Продвижению новейших достижений науки в производство во многом способствовало создание специальных объединений по научным исследованиям и конструкторским разработкам (НИОКР), перед которыми была поставлена задача по доведению научных проектов для их непосредственного использования в производстве. Установление такого промежуточного звена между теоретическими и прикладными науками и их воплощением в конкретных конструкторских разработках содействовало сближению науки с производством и превращению ее в реальную производительную силу.

На возрастающую роль науки в развитии общественного  производства неоднократно указывали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они отмечали, что в определенных исторических условиях наука превращается в самостоятельный фактор материального производства. Будучи «всеобщим общественным знанием», «накопленным обществом», наука становится общественной производительной силой, когда она включается в процесс решения задач материального производства.

Технический базис крупной  промышленности развивался в результате использования машин, разработки химических процессов, введения прогрессивных методов обработки и т. д. В начале развития отдельные улучшения достигались в основном эмпирическим путем. Со временем эмпирические сведения перестают удовлетворять быстро возрастающие потребности производства. Это противоречие могло быть разрешено только с помощью науки. Со времени формирования капиталистического машинно-фабричного производства применение научных знаний для совершенствования технического базиса стало постоянным фактором развития крупной промышленности.

Превращение науки в  непосредственную производительную силу в условиях крупного машинного производства – процесс закономерный. В машинно-фабричном производстве организация всего производственного процесса свободна от жесткой ориентации на возможности работника. Основу функционирования этого производства составляет система машин, осуществляющая производственный процесс, разделенный на составные части по объективным признакам. Это дает возможность разрешить проблему выполнения каждой части и всего процесса в целом, применяя научные знания.

Информация о работе Наука и её роль в развитии общественного производства