Наука и её роль в развитии общественного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Основой эффективного функционирования научно-технической политики является налаженный организационно-экономический механизм государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации, формирование которого в настоящее время идет по пути сохранения и укрепления научного потенциала, создания основных элементов инновационной инфраструктуры, разработки программ и проектов научно-технической политики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………2 стр.
ГЛАВА 1.Теоретические основы научного потенциала как важнейшего фактора развития национальной экономики…………………………5 стр.
1.1. Наука и её роль в развитии общественного производства………...5 стр.
1.2. Сущность научного потенциала и его составляющие……………..13 стр.
ГЛАВА 2. Методы и модели прогнозирования научно-техническо¬го прогресса
2.1. Уровни и объекты моделирования научно-техническо¬го
развития РФ…………………………………………………………………20 стр.
2.2. Сетевой метод и метод экспертных оценок в моделировании…….23 стр.
Заключение…………………………………………………………………25 стр
Список литературы……………………………………………………….28 стр.

Файлы: 1 файл

Наука и её роль в развитии общественного производства.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Таким образом, на определенном этапе развития материальное производство становится тесно связанным с достижениями науки и использованием ее результатов в практической жизни людей. Техническим основанием, на котором родилась и развивалась новая производительная сила, была система машин, формой организации – разделение и комбинирование труда, экономическим фактором – крупный объем промышленных предприятий.

Чтобы наука могла  выполнять производственные функции, она сама должна была достичь определенного уровня развития. Известно немало примеров, когда научные достижения своего времени не могли воплотиться в жизнь. И лишь в результате длительного пути развития наука начинала питать производство знаниями, которые стали находить практическое применение.

Развитие науки как  производительной силы общества, а, следовательно, и ее влияние на экономический  рост происходит не равномерно, развитие происходило толчками или волнами. Впервые на это обратил внимание Н.Д. Кондратьев при обработке статистического материала, собранного им во время работы в Институте мировой конъюнктуры. Позднее работы Н. Кондратьева развил австрийский экономист Й. Шумпетер.

Н. Кондратьев выделил  следующие длинные волны:

- первая волна – с 1787 по 1844 гг. (до 1851 в отдельных странах). Этот период он разделил на две фазы: повышательную, с 1787 по 1810 (1817 для отдельных стран) гг., и понижательную, с 1810 по 1844 (1851) гг. Причиной повышательной фазы Н. Кондратьев считал революцию в текстильной промышленности, первую промышленную революцию, которая вызвала бурное развитие машиностроения, большую потребность в производстве чугуна, что вызвало развитие экономики.

- вторая волна, по  мнению Н. Кондратьева, идет  с 1844 по 1890 гг. Повышательная фаза наблюдается с 1844 по 1870 гг., а понижательная – с 1870 по 1890 (1896) гг. Причиной повышательной фазы Н. Кондратьев считал строительство железных дорог, что вызвало освоение всех территорий, складывание национального и мирового рынков.

- третью волну он полагал с 1890 года, а ее повышательную фазу он ограничил 1914–1920 гг. Он связывал эту длинную волну с широким внедрением в производство электричества и с развитием автомобилестроения. В своих работах Н. Кондратьев прогнозировал с 1920 года нисходящую фазу волны. Третья волна закончилась в 1940 году, поэтому считается, что после смерти Н. Кондратьева, с 1940 года, началась четвертая длинная волна, которая продолжалась до 70-х годов как повышательная фаза.

Развитие теорий Н. Кондратьева  и Й. Шумпетера продолжил отечественный экономист С.Ю. Глазьев, введя понятие технологического уклада. В соответствии с его теорией каждая новая волна несет за собой становление нового технологического уклада который представляет собой совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства.

С.Ю. Глазьев, Д.С. Львов  и Г.Г. Фетисов включают в технологическое  ядро пятого технологического уклада Японию, США, Германию, Швецию, страны ЕЭС, Канаду, Южную Корею, Австралию. Ядром пятого уклада являются: электронная промышленность, вычислительная техника, программное обеспечение, авиационная промышленность, телекоммуникации, оптические волокна, роботостроение, информационные услуги, производство и потребление газа.

Инновационная деятельность в странах-лидерах базируется на горизонтальной интеграции НИОКР, проектирования и обучения, создании вычислительных сетей, проведении совместных исследований, государственной поддержке новых технологий. Ю.В. Перевалов к специфическим характеристикам современных технологий относит следующие: узкая специализация, быстрая устареваемость, необходимость постоянного развития, высокая рискованность финансовых ресурсов, быстрая распространяемость по всему миру, разработка и внедрение ноу-хау, развитие при тиражировании, невозможность распространения только с помощью документации и др.

Названные характеристики создают неопределенность и неравномерность  научно-технического процесса (НТП), сложность  сохранения позиций лидерства и монополизма в технологической сфере, в результате происходит постоянное появление «ниш», которые вполне могут занять аутсайдеры.

По мнению большинства  специалистов становление нового, шестого, технологического уклада только выходит из эмбриональной фазы в фазу роста. Происходящий при этом процесс замещения им предыдущего технологического уклада сопровождается в ведущих странах мира беспрецедентным по масштабам финансовым кризисом, переходящим в длинноволновую депрессию. Для развивающихся стран в этих условиях открывается возможность опережающего развития на гребне новой длинной волны экономического роста за счет своевременного освоения нанотехнологий и формирования технологических совокупностей ядра нового технологического уклада (наноэлетроники, биотехнологий, лазерных технологий, наноматериалов и др.), а также модернизации его несущих отраслей (здравоохранения, телекоммуникаций, сельского хозяйства, авиа- , судо-, приборостроения и др.). В развитых странах выход из кризиса связан с переходом на новую длинную волну экономического роста на основе скорейшего становления нового технологического уклада и модернизации экономики .

Таким образом можно  сделать вывод о том что, наука  это область человеческой деятельности, в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира. В современном обществе наука является важным компонентом общественного развития и сама рассматривается как производительная сила общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность научного потенциала и его составляющие

Бурное развитие науки, использование ее результатов на практике потребовало более глубокого теоретического осмысления эффективности использования науки и ее достижений для нужд общества. В связи с этим в последние годы в научный оборот активно вводиться такое понятие как «научный потенциал».

Научный потенциал общества это реальные возможности, которыми обладает общество для осуществления научных исследований и использования их результатов в социальной практике

Национальный научный  потенциал – показатель научно-технического развития страны, описывающий людские ресурсы (включая систему подготовки кадров), основные фонды, систему финансирования и результаты деятельности научной системы.

Проблема научного потенциала осознается в отечественном науковедении в связи с решением практических задач государственного планирования и управления наукой, повышения эффективности научных исследований и связи науки с производством. Поэтому на первый план выступает задача количественной оценки научного потенциала и его «составляющих», т. е. структурных компонентов.

По мнению отечественных  ученых научный потенциал характеризуется:

- объемом финансирования  научного комплекса, в том числе  за счет средств: государственного  бюджета, внебюджетных фондов, организаций предпринимательского сектора, иностранных инвесторов;

- уровнем развития  материально-технической базы науки;

- численностью работающих  в сфере науки, в том числе:  действительных членов академии наук (включая отраслевые академии), членов-корреспондентов академии наук, докторов наук и профессоров, кандидатов наук;

- состоянием инновационной системы страны.

Обоснование необходимости  и достаточности названных компонентов  научного потенциала заключается в том, что все они выступают как целостная характеристика научной деятельности, поскольку, с одной стороны, ни один из них сам по себе не способен обеспечить производство научных знаний и, с другой стороны, научная деятельность невозможна без хотя бы одного из них.

Принципиальным является то, что научный потенциал это  не простая сумма количественно измеренных его составляющих, она, как сложная система, обладает новым качеством, возникающим именно в результате их взаимодействия. Только количественный анализ основных структурных компонентов явно недостаточен для оценки научного потенциала, ибо прямыми подсчетами и экстраполяциями может быть охарактеризован только низший, простейший уровень науки; параметры высших, специфичных именно для науки уровней организации характеризуется гораздо более сложными, в основном качественными, закономерностями развития.

Финансовая компонента научного потенциала – это часть финансовых ресурсов, выделяемых обществом для развития научных исследований. Однако размер финансирования научных исследований лимитируется рядом факторов и, в первую очередь, уровнем экономического развития общества. Самая сложная задача – определение рациональных пропорций между ресурсами, которыми располагает общество в данный период, и затратами на развитие науки с тем, чтобы сохранить научный потенциал и обеспечить его развитие, не нанеся ущерба развитию других сфер общественной жизни. Эти пропорции изменяются как по мере развития науки, так и по мере развития общества. Экономический кризис, спад производства приводят к резкому сокращению финансирования развития науки, что неизбежно вызывает снижение уровня научного потенциала. Научный потенциал решающим образом зависит от структуры организации и управления научными исследованиями как на уровне страны и региона, так и на уровне отдельных научных учреждений.

Эффективное использование  научного потенциала зависит от рациональной структуры кадров, занятых в науке, от квалификации, степени подготовленности, творческих интеллектуальных способностей собственно научных кадров, обеспечивающих рост научного знания.

В приоритетных развитых отраслях национальной экономики научные кадры должны:

- осуществлять непрерывный  мониторинг мирового уровня научных  знаний в своей области, отслеживать успешные примеры реализации этих знаний, существующие тенденции и направления их применения;

- проводить фундаментальные  и прикладные исследования, иметь представление о мировом уровне их развития и применения в своей области знаний;

- генерировать новации  на основе результатов фундаментальных  и прикладных исследований для их последующего инновационного освоения;

- быть компетентными консультантами и экспертами в подготовке для персонала управления вариантов решений по развитию своей отрасли;

Научные кадры высшей квалификации – незаменимое национальное богатство. Это генератор новаций для национальной экономики и компетентный коллективный эксперт, ответственный за правильный выбор приоритетных направлений в инновационном развитии страны.

Следующий структурный компонент научного потенциала – материально-техническая база науки – это совокупность средств научно-исследовательского труда, включая научные организации, научное оборудование и установки, экспериментальные заводы, цехи и лаборатории, вычислительные центры и т.д.

Средства труда в  сфере научно-исследовательской  деятельности можно разделить на четыре группы.

Первая включает научные  приборы, оборудование и измерительную  аппаратуру, служащие для получения новой научной информации (специфические средства научного труда, которые изготавливаются в индивидуальном или мелкосерийном порядке применительно к задачам конкретных исследований и отличаются быстрыми сроками морального износа).

Ко второй группе относятся  электронно-вычислительные машины, которые используются для полунатурного моделирования объектов систем, автоматизированного конструирования, планирования экспериментов и регистрации их результатов, поиска информации, частных инженерных и планово-экономических расчетов, управление ходом научно-производственного цикла.

Третья группа – опытно-производственное оборудование, играющее особую роль в процессе разработок и освоение нововведений. От аналогичного производственного оборудования оно отличается универсальным характером, меньшими масштабами установок, использованием специальных измерительных систем и т.д.

В четвертую группу входят средства механизации исследований и разработок (копировальные, множительные, вычислительные устройства, оргтехника и т.д.), которые служат для снижения трудоемкости научно-вспомогательных работ, интенсификации научно-производственного цикла. Кроме того, научно-технические организации располагают зданиями, сооружениями, передаточными устройствами, транспортными средствами, инвентарем и т.д.

Вместе с тем трудно выделить «чистую» техническую базу, обслуживающую только научные, проектные и исследовательские центры, так как научные исследования ведутся в рамках многих предприятий, фирм, объединений и опираются на общую производственно-техническую базу отрасли или страны.

Предметы труда в  сфере научно-технического прогресса  составляют всего несколько процентов  общего объема потребляемых в народном хозяйстве материальных ресурсов. Для  них характерны особые требования к  качеству материалов, многообразие номенклатуры, быстрые темпы морального старения, небольшой объем партии поставок, неравномерность спроса, большая доля непредвиденных заказов, потребность в изделиях специального назначения, имеющих ограниченное применение.

Научный потенциал не может получить своего развития без следующего важного элемента – национальной инновационной системы.

Национальная инновационная  система представляет собой систему  обмена технологиями, знаниями и информацией  между людьми, предприятиями, институтами; обмена, который является неотъемлемым условием развития инновационных процессов в стране. Участники инновационного процесса, взаимодействуя, превращают идею в технологию, процесс, товар или услугу и выводят ее на рынок. Согласно современной теории инновационных систем, инновации и технологическое развитие страны являются результатом комплекса отношений между участниками сложной системы, которая включает в себя предприятия (национальные компании), университеты, лаборатории, научно-исследовательские институты, государственные структуры.

Информация о работе Наука и её роль в развитии общественного производства