Развитие финансовой науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:33, реферат

Краткое описание

Финансовая наука возникает одновременно с политической экономией в XV столетии в городах северной Италии, переживавших экономический и культурный рост. На закате средневековья торговый капитализм создал не только материальные условия для возникновения новой отрасли общественного знания, но и настоятельную потребность в разумном отношении к финансовому хозяйству.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 49.50 Кб (Скачать)

   Финансовая  наука возникает одновременно с  политической экономией в XV столетии в городах северной Италии, переживавших экономический и культурный рост. На закате средневековья торговый капитализм создал не только материальные условия  для возникновения новой отрасли  общественного знания, но и настоятельную  потребность в разумном отношении  к финансовому хозяйству.

   Меркантилизм  был отражением первых успехов торгового  капитализма. В конце XV века начинают свою литературную деятельность многие писатели-меркантилисты. Среди них  наиболее интересным был Диомеде Карафа (умер в 1487 г.), который в своей работе одну из четырех частей посвятил исключительно вопросам финансового хозяйства. Карафа повторил все, что до него сказал Фома Аквинский, но то обстоятельство, что он одно время руководил финансовым хозяйством неаполитанского королевства при Альфонсе Аррагонском, дало ему возможность ввести в научный оборот ранее не известный материал и поставить новые задачи. Он делил государственные расходы на три группы: расходы по обороне страны, расходы по содержанию государя, расходы по удовлетворению чрезвычайных потребностей. Он считал необходимым в мирное время накапливать средства на случай войны. Как представитель торгового класса, он настойчиво рекомендовал отмену обложения вывоза товаров. Д. Карафа считал, что основой бюджета должны быть домены, что государь не должен истощать народ большими поборами, что налоги должны быть только чрезвычайным источником.

   Недостаточность доходов от доменов к XVI в. заставила  государства перейти к использованию  в этом качестве регалий, пошлин, налогов. Это было причиной для писателей  того времени, занимавшихся государственными науками, исследовать и вопросы  финансового хозяйства. Автор считает, что в XVI веке укрепляется связь  между финансовой теорией и практикой, наука приобретает более заметное влияние на финансовую практику.

   Самым выдающимся экономистом XVI века по широте кругозора и научности взглядов по многим экономическим и финансовым вопросам является представитель Франции  Ж. Боден (1530-1597). «Финансы, нервы государства», - как он называл их, - составляют в его сочинении «Шесть книг о республике» (1577) предмет систематического обзора, что позволяет считать его работу первым научным исследованием в области финансов. Ж. Боден в свою систему финансов включает семь источников дохода государя:

   1) домены,

   2) военная добыча,

   3) подарки дружественных государств,

   4) дань с союзников,

   5) доходы от торговли,

   6) пошлины с вывоза и ввоза  товаров и

   7) дань с покоренных народов.

   В источниках государственных доходов  отсутствуют налоги. Основой системы  хороших финансов Ж. Боден считал доходы от доменов и таможенное обложение. К налогам, по мнению Ж. Бодена, следует прибегать только в исключительных случаях. Он считал налоги опасным средством, ссорящим короля с его подданными, побуждающим их к восстаниям. Говоря о расходах государства, он считал, что собранные ресурсы следует тратить на содержание королевского двора, благотворительность, содержание армии, постройку крепостей, городов и общественных зданий. По мнению автора, заслуга раннего меркантилизма - в лице Ж. Бодена - состоит в том, что была сделана первая попытка определения предмета финансовой науки как науки о финансах государства.

   Автор согласен с мнением профессора Санкт-Петербургского университета В.А. Лебедева (1833-1909), что  «мысли и рассуждения Ж. Бодена в сильной степени отзываются еще средними веками; но тем не менее - с него финансовая наука стала существенною частью науки о государстве». В то же время классификация доходов по Ж. Бодену позволяет считать, что финансовая наука эпохи раннего меркантилизма делала первые самостоятельные шаги.

   В XVII веке острая нужда государств Западной Европы в налогах активизировала финансовую мысль. В 17 столетии, с возникновением учения о налогах столь резко  охарактеризовавшего собою новое  время; с идеей налога и возникает  финансовая наука. С 17 столетия во всех сочинениях по государствоведению встречается множество более или менее удачных замечаний о налогах, коими старались определить их смысл и юридическую природу».

   С точки зрения автора исследования, наиболее значимые для развития финансовой науки идеи были высказаны английскими  философами и экономистами Т. Гоббсом (1588-1670) и Д. Локком (1632-1704). Т. Гоббс  в 1642 г. в работе «Левиафан» писал  об абсолютном праве государей облагать подданных налогами, но вместе с  тем указывал на необходимость соблюдать  умеренность и равномерность  в распределении налогов, отдавая  предпочтение косвенным налогам, что  стало господствующим мнением в  Англии. Д. Локк считал, что вместо разнообразных  налогов лучше установить один - поземельный. Эти выводы Д. Локка  были близки к физиократической идее единого налога. В конце XVII столетия под влиянием Д. Локка в общественном мнении Англии происходит поворот в  сторону прямых налогов.

   В.А. Лебедев, оценивая значение финансовой науки XVII века, подчеркивает, что «два противоположных учения Гоббса и  Локка были как бы двумя полюсами, около которых долгое время вращалась  мысль теоретиков».

   Дискуссии экономистов XVII века о научных основах  налогообложения позволяют автору высказать мнение, что эпоха позднего меркантилизма положила начало развитию концепций налогообложения.

   В особый ряд надо поставить основателей  классической политической экономии У. Петти (1623-1687) - в Англии, П. Буагильбера (1646-1714) - во Франции.

   У. Петти (1623-1687) работой «Трактат о налогах и сборах» (1662) сделал новый шаг в развитии финансовой науки. Понятийно-экономический анализ и обобщение практики налогообложения позволило У. Петти достаточно системно изложить свои теоретические взгляды на госрасходы и налоги. Обязательность налогов он обосновывал необходимостью государственных расходов. Трудности взимания налогов связывает с сомнением народа в праве государя взимать налоги, т.е. указывает на отсутствие законодательных основ налогообложения. У. Петти не называл, но фактически делал попытку определить принципы налогообложения. Он выступал за равномерность и справедливость, за определенность размеров налогообложения, за снижение издержек по взиманию налогов. У. Петти с понятием налога связывал исключительно денежные взносы населения. После доменов, налоги занимают второе место по источникам покрытия государственных расходов. У. Петти не отдавал предпочтения прямым или косвенным налогам, а фактически писал о системе налогов, основанной на сочетании тех и других. У. Петти дал характеристику каждому виду налога, не отвергая в принципе ни одного из них. Из прямых налогов он назвал поземельный налог, подушный налог, по исчислению которого он предлагал более простые и надежные методы. Специальную главу посвятил десятине, которая, по его мнению, не являлась налогом из-за уплаты ее натурой, но считал, что она могла бы быть идеальным налогом - «равномерным и беспристрастным» - для покрытия всех государственных расходов. Косвенные налоги он классифицировал в две группы: 1. Таможенные пошлины, занимающие по значимости второе место после поземельного налога; 2. Акцизы, которые он фактически категорирует в налоги на потребление. Отстаивал принцип равномерности в уплате акциза. «Естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что действительно потребляет». В специальной главе У. Петти рассматривал меры ответственности за налоговые правонарушения.

   Вклад У. Петти, по мнению автора исследования, состоит в том, что он впервые вопрос о предмете финансовой науки рассмотрел в единстве государственных расходов и доходов, не ставит еще налоги в качестве основного источника госдоходов, но его попытка к выяснению принципов налогообложения позволяет считать, что У. Петти как один из основателей политической экономии заложил основы общей теории налогов.

   П. Буагильбер в своем основном труде «Рассуждение о природе богатства» (1707), подчеркивая бедственное положение французского крестьянства, выступал за снижение его налогового бремени. П. Буагильбер предлагает радикальную по тем временам реформу налогообложения. «Не предлагая новых налогов на место существующих, он желает равномерности обложения, отмены податных привилегий, однообразия и упрощения системы налогов, твердой определенности их, общности, соразмерности с доходами плательщиков и наконец в особенности упрощения и понижения тех пошлин и налогов, которые мешают торговле и особенно вывозу».

   В отличие от У. Петти основатель политической экономии во Франции, по мнению автора, был одним из первых, кто поставил в один ряд финансовую теорию и финансовую политику. Он поставил вопрос о практической значимости финансовой науки, разработав проект кардинальной налоговой реформы во Франции.

   Значительный  вклад в развитие финансовой науки  в XVII-XVIII вв. сделали немецкие финансисты. Они рассматривали финансовую науку  как часть так называемых камеральных  наук, изучающих дворцовое и, в  широком смысле, государственное  хозяйство. По оценке финансистов XIX в., немецкие камералисты - своеобразное ответвление меркантилизма, развившееся под влиянием финансового хозяйства Германии, которое из-за отсталости народного хозяйства строилось еще на доходах от доменов. Поэтому учение о доменах было ядром для всего учения о финансах. Управление коронными имуществами требовало определенного запаса сведений. Группировкой этих сведений и занимались немецкие камералисты. Термины «камеральный», «камеральные науки», «камеральные знания» берут свое начало от латинского слова camera - свод, крытая повозка, крытое помещение, а в переносном смысле - казна. Совокупность знаний, нужных для хорошего управления делами казны, получила название камеральных наук. Несмотря на прикладной характер исследований, по мнению автора, немецкие камералисты сделали первую попытку систематического изложения основ финансового управления и тем самым заложили прикладной фундамент финансовой науки. Л. фон Секендорф (1626-1692) впервые высказал одну из главных идей: о связи народного хозяйства, благосостояния и податной силы населения. Главное сочинение Л. фон Секендорфа «Немецкое княжеское государство» (1655) было издано при жизни автора не менее 5 раз, последнее издание вышло в 1754 г. Переиздание книги в течение целого столетия объясняется не только тем, что в ней главным образом излагались те правила, которые применял в своем управлении герцог Эрнест Кобургский. Л. фон Секендорф обобщил эти правила для их использования во всех немецких государствах. Его книга служила руководством по изучению политики камерализма чиновниками. В первой части книги Л. фон Секендорф дает схему для описания государства; во второй - устройство управления, род учения об общем и внутреннем управлении; в третьей части - финансовый строй и управление, обзор всего народного хозяйства.

   Автор согласен, что главное значение Л. фон Секендорфа не в самих исследованиях природы налогов, «а в том, что он указывает порядок управления налогами, а именно счетоводство по ним, из которого выработались потом целые уставы о податях».

   Ф. Юсти и И. Зонненфельс (1733-1817) систематизировали господствующие финансовые взгляды и построили общую систему финансовой науки.

   Книга Ф. Юсти «Государственное хозяйство» (1752) содержит в первом томе учение о сохранении и увеличении достояния государства, которое является энциклопедией всех экономических и камеральных знаний. Второй том, по мнению Ф. Юсти, содержал собственно камеральную и финансовую науку, в нем автор рассуждал о разумном использовании достояния государства. Часть, используемая для потребностей государственного управления, и составляет предмет финансовой науки. Ф. Юсти дал «истинному камералисту» пять основных руководящих правил:

   1) заботиться о безвредном собирании  госдоходов и потому взимать их с доходов подданных;

   2) не затрагивать сборами сути  их имущества;

   3) расходы соотносить со свойствами  имущества государства;

   4) употреблять его исключительно  для пользы государства;

   5) вести камеральные дела с возможно  большею точностью.

   Учение  о камеральном деле Ф. Юсти делил на 3 части:

   1) о приобретении доходов государством;

   2) о расходах;

   3) о связи и управлении камеральных  дел.

   Государственные доходы подразделены на обыкновенные, случайные и чрезвычайные. Обыкновенные доходы: 1) домены; 2) регалии; 3) налоги. Суждения Ф. Юсти о налогах сводятся к основным принципам налогообложения:

   1) они не должны вредить свободе,  кредиту и промышленности подданных;

   2) должны быть равномерны;

   3) иметь прочное основание;

   4) должны избегать большого числа  касс и служащих;

   5) взимать малыми долями и в  удобное время.

   Во  второй части о государственных  расходах он указывает на необходимость  составлять по ним смету. Основное правило  для расходов - согласование их с  доходами и всеми средствами государства. Цель - взаимное благо государя и  подданных.

Информация о работе Развитие финансовой науки