Роль географической среды в развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

С древних времен ученые и философы исследовали географический фактор и его роль в развитии общества. Человек всегда осознавал свою зависимость от природной среды. Природа - необходимое условие материальной и духовной жизни людей, источник ресурсов, используемых в производстве, одновременно она выступает и средой существования общества.

Оглавление

Введение.
1. Понятие и сущность географической среды. Основные концепции географического направления в социальной философии.
2. Влияние географической среды на исторический процесс.
3. Влияние географической среды на современную цивилизацию.
Выводы.
Список использованной литературы.
Дополнение.

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 382.00 Кб (Скачать)


22

 

НИКОЛАЕВСКИЙ УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ИНСТИТУТ ОДЕССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. И.И.МЕЧНИКОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету «Социальная философия»

на тему: “Роль географической среды в развитии общества ”

 

 

 

Выполнила:

студентка Ι курса

специальности «Политология»

Гречка Ю.С.

Проверил:

к. ф. н. Боборыкин В.Е.

 

 

 

 

 

Николаев 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.

1.      Понятие и сущность географической среды. Основные концепции географического направления в социальной философии.

2.      Влияние географической среды на исторический процесс.

3.      Влияние географической среды на современную цивилизацию.

Выводы.

Список использованной литературы.

Дополнение.


ВВЕДЕНИЕ

 

 

С древних времен ученые и философы исследовали географический фактор и его роль в развитии общества. Человек всегда осознавал свою зависимость от природной среды. Природа - необходимое условие материальной и духовной жизни людей, источник ресурсов, используемых в производстве, одновременно она выступает и средой существования общества.

На протяжении истории менялось отношение общества к природе, неоднозначно оценивалась роль географической среды в жизни человека.

Для каждой исторической эпохи характерно свое понимание системы «природа - общество» и с дальнейшим социальным прогрессом географический фактор терял свою значимость, а фактор антропогенный наоборот, приобретал.

Безграничное возвеличивание человеческого разума и общества в целом над природой, недостаточное изучение географической обусловленности исторического процесса привело к экологическому кризису.

В условиях глобализации, информационной революции и научно-технического прогресса значимость географического фактора в развитии общества фактически не учитывается. Но, тем не менее, в условиях мирового экологического кризиса, когда возникает опасность исчезновения полезных ископаемых и ресурсов пресной воды, кардинального изменения климата и катастрофических нарушений в атмосфере, вопрос о значимости географической среды для человечества становится актуальным, он требует более глубокого изучения с целью преодоления острых экологических и социальных проблем.

Геополитика любого государства или политического блока государств в значительной мере зависит, в первую очередь, от географического положения, наличия географически-обусловленных торгово-экономических путей, количественной характеристики полезных ископаемых, в особенности нефти и газа. Эти факторы значительно влияют на политическую сферу жизни общества и определяют основные цели и направления его развития. Например, географическое положение Украины определяет ей роль «моста» между Европой и Азией, что обусловливает перспективу торгово-экономического процветания государства в будущем; агрессивная геополитика США по отношению к Ираку, обусловлена во многом интересами в нефтяных запасах этой страны.

Таким образом, избранная тема чрезвычайно актуальна для изучения геополитических факторов функционирования и развития общества.

Данная работа состоит из трех относительно самостоятельных разделов, в каждом из которых в логической последовательности изложены наиболее острые вопросы, отражающие роль географической среды в жизни общества.


1.      ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ СРЕДЫ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ.

 

 

Одним из важнейших понятий социальной философии является понятие географической среды. С древнейших времен природа и ее основные компоненты - природные условия и природные ресурсы - играли одну из первичных ролей в жизни общества. Человек использовал окружающую среду в качестве источника пищи, одежды, строительных материалов для жилья и т. д. Но общество, начиная со времени своего образования, тесно взаимодействует не со всей природой (совокупностью всех живых и неживых компонентов окружающего мира), а лишь с некоторой ограниченной ее частью - географической средой. Впервые термин «географическая среда» был введен в социальную философию и географию Э. Рэклю и Л.М.Мечниковым. Географическая среда (от греческого geо - Земля, grapho - пишу, описываю) - это совокупность предметов живой и неживой природы, входящих на данном этапе развития общества в процесс общественной жизни и которые, таким образом, являются необходимыми условиями существования и развития общества. К географической среде относятся климат, ландшафт, водные и природные ресурсы, земная кора с полезными ископаемыми, растительный и природный миры, дороги, села, города, нижняя часть атмосферы. То есть та часть природы, которая является объектом деятельности человека и, прежде всего, материального производства (см. ДОПОЛНЕНИЕ: Таблица 1 «Структура географической среды») [1, С. 302].

В силу наростания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды, в ее состав причисляются дно океанов, Северный и Южный полюса, космическое пространство и т. п.

На протяжении всего исторического времени географическая среда играла важную роль в развитии общества, определяя характер производственных отношений, виды хозяйственной деятельности, размещение и развитие различных отраслей производства, основные направления в развитии культуры и политики, «социально-психологический облик и надстрой общества» [2,C.123].

Степень воздействия природы и зависимость от нее человека настолько велика, что осознание этого способствовало возникновению целого направления в социальной философии - географического детерминизма (от лат. determine - определяю)- социологической концепции, пытающейся объяснить явления общества, жизни, особенностями природных условий и географического положения страны или района [3, С. 564].

Его сторонники полагали, что развитие общества полностью зависит от географической среды. Согласно этой концепции, природа определяет не только направление хозяйственной жизни людей, но также их психический склад, темперамент, характер, обычаи и нравы, эстетические взгляды и даже формы государственного правления и законодательства, словом, всю их общественную и личную жизнь. Сторонников географического детерминизма можно обнаружить еще в древности. Это такие древние мыслители, как Геродот, Гиппократ, Полибий, Парменид, Аристотель.

Идея географического детерминизма в зачаточной форме присутствовала в рассуждении античного ученого и врача Гиппократа (ок. 460 - ок. 370 гг. до н.э.) «О воздухах, водах и местностях». Обозревая различные местности и народы, Гиппократ неоднократно подчеркивал, что от природных условий зависит не только физический облик людей, но и их нравы и тем самым общественные порядки. Общий его вывод состоит в том, что «большей частью формы людей и нравы отражают природу страны» [4, С. 304].

Эта идея была подхвачена Аристотелем, который писал в «Политике»: «Племена, обитающие в странах с холодным климатом, притом в Европе, преисполнены мужества, но недостаточно наделены умом и способностями к ремеслам. Поэтому они дольше сохраняют свою свободу, но не способны к государственной жизни и не могут господствовать над своими соседями. Населяющие же Азию в духовном отношении обладают умом и отличаются способностями к ремеслам, но им не хватают мужества; поэтому они живут в подчинении и рабском состоянии» [5, С. 601].

Аристотель был не прав, утверждая, что жители северных европейских стран недостаточно наделены умом и не способны к государственной жизни. Народы Северной Европы дали человечеству немало выдающихся ученых и изобретателей и государства они, все-таки, образовали.

Большое значение придавал влиянию климата историк Полибий (ок. 200 - 120 до н.э.). «...Природные свойства всех народов, - писал он, - неизбежно складываются в зависимости от климата. По этой, а не по какой-либо иной причине народы представляют столь резкие отличия в характере, строении тела и в цвете кожи, а также в большинстве занятий» [6, С. 363].

Но первая концепция географического детерминизма была создана только в XVI в. Ее творцом был Жан Боден (1530-1596). Он развил и обосновал эту идею как в «Методе легкого познания» (1566), так и в «Шести книгах о государстве» (1576). По его мнению, главную роль среди природных факторов играет климат той или иной страны. Он выделяет три основные климатические зоны: южную, среднюю и северную и, соответственно, получает три разновидности народов: южные, северные, средние. Северные - превосходят всех физической силой, южные - умом, средние - превосходят южан телесной силой, но уступают в умственном развитии, северян же средние народы превосходят умом, но уступают в силе. Именно поэтому средние люди наиболее способны к справедливости. Закон и судопроизводство, по утверждению Ж.Бодена, возникли именно у них.

Таким образом, именно Ж.Боден впервые в своих трудах отводит геофакторам определяющую роль во влиянии на общественную жизнь. В его учении есть доля рационального, что касается возникновения закона и судопроизводства. Ведь римское право, являющееся основным источником правовых законов стран Западной Европы, возникло у римлян - жителей средней климатической зоны.

Широкое развитие географический детерминизм получил в эпоху Просвещения. Эта идея была разработана Жаном-Батистом Дюбо(1670-1742). Свои взгляды на роль географической среды он изложил в труде «Критические размышления о поэзии и живописи». В этой книге он рассматривает не историю человечества вообще, а историю искусства. В поисках причин расцвета и упадка искусства Ж.-Б. Дюбо обращается к природным факторам. Говоря о различиях в характерах народов, Ж.-Б. Дюбо пишет: «Из всего вышеизложенного я заключаю: что причины перемен, происходящих в нравах и одаренности жителей разных стран, следует искать в изменениях, затрагивающих свойства тамошнего воздуха, подобного тому, как отличия между характерами разных народов принято объяснять разницей между свойствами воздуха их стран. Подобно тому, как разницу, которая замечается между Итальянцами и Французами, приписывают различию между воздухом Италии и воздухом Франции, так и существенное различие, которое ощущается между нравами и одаренностью Французов в разные эпохи, следует приписать изменению свойств воздуха Франции» [7, С. 391].

То есть, Ж.-Б. Дюбо попытался объяснить этническое разнообразие человечества именно различием климатических условий, в которых проживают люди. С его позицией невозможно согласиться, так как природные факторы не являются определяющими, когда речь идет о сугубо социальных явлениях.

Тем не менее, самым ярким представителем географического детерминизма  является Шарль Луи Монтескье. (1689 - 1755), мыслитель XVIIΙ в. Историческими предпосылками появления концепций географического детерминизма в XVΙΙΙ в. являются Великие географические открытия. В своем главном труде «О духе законов» Ш. Монтескье выдвигает на первое место чисто географические факторы (климат, почва, территория), при рассмотрении условий, влияющих на развитие общественной жизни. По его мнению, климат и географическая среда определяют «характер ума и страсти сердца», что сказывается на нравах людей, их государственном устройстве, характере искусства. «Есть страны, - писал он, - жаркий климат которых настолько истощает тело и до того обессиливает дух, что люди исполняют там всякую трудную обязанность только из страха наказания. В таких странах рабство менее противно разуму; и так как там господин столь же малодушен по отношению к своему государю, как его раб по отношению к нему самому, то гражданское рабство сопровождается в этих странах политическим рабством» [8, С. 366].

Монтескье обосновывает различие форм государственного устройства географическим, а именно - территориальным фактором. Так, для государств, занимаемых маленькую территорию, лучшее устройство- демократия, для государств с большой территорией - аристократическая монархия. А для огромнейших, многонациональных держав типа Российской империи деспотия или абсолютная монархия - лучший вариант управления.

Несомненно, Ш.Монтескье преувеличивал влияние геофакторов на формирование общественного строя, но его обоснования различий форм государственного устройства являются достаточно интересными для социальной философии и требуют более фундаментального изучения.

После Монтескье начинает преобладать другая форма географизма - натуралистическая, исходя из которой, цивилизация понимается как результат влияния на общество типа хозяйства, характерного для разной исторической эпохи - бронзовая, железная, кочевая, индустриальная «цивилизации». Ярким представителем натуралистического направления является русский ученый Л.И.Мечников. В своем труде «Цивилизации великих рек» он обосновывает возникновение древнейших цивилизаций влиянием рек - Нила, Евфрата, Тигра, Инда, Хуанхэ. Главным фактором, влияющим на развитие человечества, Мечников считает водные ресурсы-гидронимы. Согласно концепции Мечникова, существовало три разновидности цивилизации: речная (связанная с древними цивилизациями, Шумером, Египтом, Индией, Китаем), морская (связанная с освоением Средиземного моря Античной Грецией) и океаническая (открытие Америки и межконтинентальных коммуникативных путей) [9, C. 86].

Прогрессивность концепции Мечникова в том, что он не склонялся к вульгарному геодетерминизму, а пытался объяснить неравномерность общественного развития как результат изменения значения одних и тех же географических условий, происходивших в разное историческое время под влиянием прогресса.

Английский историк Генри Томас Бокль (1821-1862), еще один представитель натуралистического географизма, автор работы «История цивилизации в Англии», говорил о прямой зависимости жизни общества от влияния климата, пищи, ландшафта. Например, причину неравенства в обществе Бокль видел в жарком климате, говоря, что в Индии рабство было естественным состоянием большинства населения [10, С. 3].

Геграфизм Г.Т. Бокля необоснован. Причину неравенства в обществе следует искать в усовершенствовании средств производства и, как результат, появлении частной собственности.

В XΙX в. появляется географическая школа, представителями которой являются Кузен Виктор, Риттер Карл, Ратуэль Фридрих.

Кузен Виктор(1792-1867), французский философ, писал: «Дайте мне карту страны, ее очертания, климат...всю ее физическую географию... - и я берусь наперед сказать, каков человек этой страны, какую роль будет играть эта страна в истории, и не случайно, а в силу необходимости, и не в одну эпоху, но во все эпохи».

Информация о работе Роль географической среды в развитии общества