1.
Наука является одним из этапов
эволюции человеческой культуры.
Ныне научно-техническая революция
является главным фактором развития
человечества.
В настоящее
время общепринято деление наук
на естественные, гуманитарные, математические
и прикладные. Предмет естественных наук
составляют отдельные ступени развития
природы или ее структурные уровни.
Существуют три
механизма эволюции: диссипативные структуры
в неживом мире, естественный отбор и борьба
за существование в живой природе, развития
культуры в человеческом обществе. Но
наука не знает, как произойдет становление
нового, поскольку это уникальный, неизведанный
процесс.
Классическое
естествознание уделяло внимание понятиям,
характеризующим замкнутые системы и
линейные соотношения. Современная наука,
признавая правомерность изученных ранее
моделей, перешла к исследованию открытых
систем, которые обмениваются с окружением
энергией, веществом, информацией. Такие
системы, более распространенные в природе,
характеризуются разнообразием, неустойчивостью,
нелинейными соотношениями.
Наука ограничена
с четырех сторон. К эмпирической, теоретической
и предметной ограниченности прибавилось
ограничение экологического характера.
Развитие науки может привести к уничтожению
биосферы и ее самой.
Появились новые
общенаучные концепции и подходы: системный,
структурный, вероятностный, синергетический
и т. п.
Научные достижения
XX в. позволяют структурно разделить естественно-научную
картину мира на микромир, макромир и мегамир.
Внутренняя целостность
естествознания и его связь с гуманитарными,
техническими и экономическими науками
должна быть прочной и гибкой. Социальные
системы сегодня возможно описать сложившимися
в естествознании языком и понятиями.
Ценность науки должна определяться гибкостью
ее функционирования как единой системы.
Единство естествознания и стремление
к нему открывают новые возможности познания
мира и самого человека.