Происхождение науки и её роль в развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:08, контрольная работа

Краткое описание

Естественно-научная и гуманитарная культуры.

Место науки в системе культуры и ее структура.

Характерные черты науки.

Естествознание — фундаментальная наука.

Особенности современного этапа развития науки.
Современная естественно-научная картина мира
и Человек.
Особенности в развитии современной науки.

Файлы: 1 файл

Происхождение и роль.docx

— 206.67 Кб (Скачать)

   Фрагментарность. Наука изучает мир не в целом, а через различные фрагменты реальности, и сама делится на отдельные дисциплины.

   Чувственность. Научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием ощущения, восприятия, представления и воображения.

   Незавершенность. Хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины.

   Рациональность. Наука получает знания на основе рациональных процедур и законов логики.

   Внеморальность. Научные истины нейтральны и общече-ловечны в морально-этическом плане.

   Обезличенность. Ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

   Универсальность. Наука сообщает знания, истинные для всего окружающего мира.

   Специфика научного исследования определяется тем, что для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура.

 

    4. Естествознание - фундаментальная наука

            Учись мой сын, наука  сокращает нам  опыты быстротекущей  жизни.

А. С. Пушкин

   Естествознание  — это совокупность наук о природе, которые изучают мир в его  естественном состоянии. Это обширная область человеческих знаний о природе: разнообразных природных объектах, явлениях и закономерностях их существования  и развития. Целью естествознания является познание законов природы  и поиск путей их разумного  практического использования. Область  познания природы естественными  науками неисчерпаема. Естествознание исследует бесконечное множество  объектов — с субъядерного уровня (микромир элементарных частиц и вакуума) структурной организации материального  мира до галактик, мегамиров и Вселенной. Одни науки естествознания, такие как физика, химия, астрономия и др., исследуют неорганическую природу, а другие, например биологические науки, изучают живую природу. Современная биология является самой разветвленной наукой. К ней относятся: ботаника, зоология, морфология, цитология, гистология, анатомия и физиология, микробиология, эмбриология, экология, генетика и т. д. Многообразие и дифференциация биологических наук объясняются сложностью самой живой природы.

   Таким образом, в процессе познания единства и многообразия всей природы (окружающего  мира) сформировалось множество дифференцированных и синтезированных естественных наук.

   Естествознание  представляет собой одну из основных форм человеческого знания, а именно о природе. Таких форм знания три: о природе, обществе и человеческом мышлении. Естествознание представляет теоретическую основу промышленной и сельскохозяйственной техники  и медицины. Оно является также  основой диалектики и философского материализма. Диалектика природы немыслима  без естествознания (рис. 1.3).

 

   Объектом  и предметом изучения естествознания являются различные виды материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, космологическая, термодинамическая, геофизическая, кибернетическая и  т. д.). По своему содержанию и методу изучения явлений природы естествознание может быть подразделено на эмпирическое и теоретическое, а по характеру своего объекта — на неорганическое, имеющее своим предметом формы движения неживой природы, и органическое, предмет которого составляют явления в живой природе. Этим определяется внутренняя структура естествознания.

   Участвуя  в выработке естественно-научной, или физической, картины мира, естествознание, главным образом своей теоретической частью (понятия, категории, законы, принципы, теории), а также разработкой приемов и методов научного исследования, примыкает к философскому материализму. С каждым этапом развития естествознания закономерно сменялась форма

 

развития  материализма в зависимости от естественно-научных открытий.

   В целом ход развития естествознания — это путь от созерцания природы (древность) через аналитическое  расчленение (XV-XVIII вв.), когда был получен метафизический взгляд на природу, к синтетическому воссозданию картины природы в ее всесторонности, целостности и конкретности (XIX-XX вв.).

   В центре современного естествознания до середины XX в. стояла физика, искавшая способы использования атомной энергии и проникавшая в область микромира, в глубь атома, атомного ядра и элементарных частиц. Так, например, физика дала толчок в развитии других отраслей естествознания — астрономии, космонавтики, кибернетики, химии, биологии, биохимии и других естественных наук. Физика вместе с химией, математикой и кибернетикой помогает молекулярной биологии решать теоретически и экспериментально задачи искусственного биосинтеза, способствует раскрытию материальной сущности наследственности. Физика также способствует познанию природы химической связи, решению проблем космологии и космогонии. В последние годы начинает лидировать целая группа наук — молекулярная биология, кибернетика, микрохимия.

   Особенно  важными для науки являются философские  выводы мировоззренческого характера, вытекающие на основе естественно-научных достижений: закон сохранения и превращения энергии; теория относительности Эйнштейна, прерывность и непрерывность в микромире, неопределенность Гейзенберга и т. д. Они определяют облик современного естествознания.

   К современному естествознанию относятся  концепции, возникшие в XX в. Но не только последние научные данные можно считать современными, а все те, которые входят в толщу современной науки, поскольку наука представляет собой единое целое, состоящее из разновременных по своему происхождению частей.

   Концепциями современного естествознания являются основные закономерности рациональных связей окружающего мира, полученные естественными науками за последнее столетие.

 

Предметом естествознания являются факты, закономерности, рациональные связи  природных явлений, которые воспринимаются нашими органами чувств.

   Задача  ученого — обобщить эти факты  и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями  природы. Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку.

ВЫВОДЫ

  1. Концепциями современного естествознания являются определенные способы трактовки закономерностей об окружающем мире, полученные естественными науками за последнее столетие.
  2. Естествознанием называют раздел науки, который изучает мир в его естественном состоянии независимо от человека.
  3. Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку.
  4. Наука представляет собой особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве. Наука как многофункциональное явление представляет собой: 1) отрасль культуры; 2) способ познания мира; 3) систему организованности.
  5. Дифференциация научного знания служит необходимым этапом в развитии науки, и она направлена на более тщательное и глубокое изучение отдельных явлений и процессов определенной области действительности.
  6. Интеграция научного знания осуществляется в различных формах, начиная от применения понятий, теорий и методов одной науки в другой и кончая возникшим в нашем столетии системным методом.
  7. Все, что создано человеком, в отличие от данного природой, является культурой.
 

        5. Особенности  современного этапа  развития  науки

   Усиление  внимания к проблемам интеграции науки, в особенности к взаимодействию гуманитарных, социально-экономических, естественных и технических наук, неизбежно в условиях интенсификации научной деятельности. Раскрытие  материального единства мира уже  не стало привилегией физики, философии  и вообще наук о природе; в этот процесс активно включились науки  социально-экономические и технические. Материальное единство мира в тех  областях, где человек преобразовывает  природу, не может быть раскрыто лишь естественными науками, ибо взаимодействующее  с ней общество тоже представляет собой материю, высшую на современном  этапе ступень развития. В процесс  доказательства материального единства мира включаются не только интегративные  научные направления, но через них  и гуманитарные, социально-экономические  и технические науки. Технические  науки, отображающие законы движения материальных средств человеческой деятельности, являющиеся связующим звеном во взаимодействии человека и природы, также свидетельствуют о материальности средств человеческой деятельности, с помощью которых познается и

 

преобразуется природа, а человек защищается от отрицательных воздействий внешней  среды. Природные и социальные компоненты соединяются в технических средствах  деятельности, и тем самым они  выступают в качестве соединительного  звена этих двух качественно различных  состояний движения материи, взаимодействующих  между собой.

   В доказательство материального единства мира включились все основные подразделения  современной науки, и процесс  аргументации идет не только в сфере  той или иной науки или региона, но и на стыках дисциплин и подразделений  науки, в процессе их взаимодействия. Мы теперь можем сказать, что доказательство материального единства мира стало  делом не только философии и естествознания, но и всей науки в целом, превратилось в задачу общенаучного характера, требующего усиления взаимосвязи указанных  выше наук.

   Конечно, наибольший вклад в это вносит естествознание, которое в соответствии с характером своего предмета имеет  двоякую цель: 1) раскрытие сущности явлений природы, познание их законов; 2) выяснение и обоснование возможности  на практике использования познанных  законов природы. Можно сказать, что познание законов природы  есть непосредственная цель естествознания, а содействие практическому использованию  этих законов в интересах человека есть его конечная цель.

   Возможность научного предвидения и использования  в практических интересах человека явлений природы основана на познании человеком объективных, т. е. независимо от него существующих законов природы  и на овладении ими. Объективность, независимость от человека есть существенный признак законов природы в  отличие от законов, правил и норм, устанавливаемых самими людьми по своему усмотрению. Отсюда невозможность по своему усмотрению изменять, а тем  более уничтожать или создавать  законы природы или хотя бы нарушать их всеобщность путем создания исключений из них. Таким образом, естествознание непосредственно ставит задачу познания законов природы и возможности  их практического использования. Если естествознание открывает и изучает  то, что может быть использовано

 

практически (различные виды материи, формы ее движения, различные силы природы  и их законы), то техника и технические  дисциплины решают задачу — как  именно эти законы могут быть применены  и использованы в интересах человека.

   Познание  окружающего мира — процесс весьма сложный. Он мало напоминает прогулку по прямой и ровной дороге, в конце  которой путника ждет желанный результат. Познающего человека можно сравнить с путником, перед которым расстилается целая сеть извилистых лесных тропинок. Как образно отметил мыслитель  средневекового Востока Ибн Сина (Авиценна), что возьмет тебя за руку удача и выведет из тупика блуждений, а может случиться, что замешательство заставит тебя застыть на месте, а может оказаться так, что заманит тебя в ловушку правдоподобие измышлений. В последнем случае результатом познания становится не истина, а "правдоподобные измышления" — заблуждения.

   В процессе познания окружающего мира люди избавляются от неточностей  своих представлений, дополняют  запасы сведений о нем прежде всего посредством углубления знаний о разных сторонах, свойствах, признаках предметов и явлений, обнаружения новых связей и зависимостей. Постепенно раскрываются законы, формируются принципы и появляются научные теории о микро-, макро-, и мегамирах.

   Материя неисчерпаема, и поэтому конкретные результаты развития могут быть различными в зависимости от условий и  характера действующих сил. Поэтому  и конкретные формы жизни во Вселенной  также могут быть многообразными. Обязательной здесь может быть общая  закономерная тенденция, в результате которой из неживой материи возникает  жизнь, а затем и разумные существа. С возникновением мыслящих существ  материя как бы приходит к осознанию  законов своего движения. Учитывая положение, что материя существует бесконечно, это осознание материального  мира происходило и происходит бесчисленное количество раз. Можно также предполагать, что те проблемы, которые сейчас старается решить человеческий ум, были уже неоднократно, может быть, в других формах решен

Информация о работе Происхождение науки и её роль в развитии общества