Физиология, функции, структура сна.

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 21:54, реферат

Краткое описание

В работе рассказано о сновидениях, но для начала необходимо дать чёткое определение сну. Итак, что же такое сон? Сон – это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым. Кроме того, словом «сон» называют последовательность образов (формируемых в фазу так называемого «быстрого сна»), которые человек может помнить. Физиологически обычный сон отличается от других, похожих на него состояний – анабиоза, гипнотического сна, комы, обморока, летаргического сна.

Оглавление

Введение 2
1. Физиология и функции сна 3
2. Засыпание 3
3. Структура сна 3
4. Функции сна 3
5. Необходимая продолжительность сна 4
6. Сновидения 5
7. Толкование сновидений 5
7.1 Фрейдистское толкование сновидений 6
7.2 Юнгианское толкование сновидений 6
8. Управление сновидениями 6
9. Применение осознанных сновидений 7
10. Дежавю 7
10. Теория сновидений З. Фрейда 10
11. Сон у животных 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Сны.реферат.Майнина.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

 

Дежавю достаточно распространённое явление; исследования показывают, что  до 97 % здоровых людей испытывали это  состояние по крайней мере один раз  в жизни, а больные эпилепсией значительно чаще. Однако его не удаётся вызвать искусственно и каждый конкретный человек его испытывает редко. По этой причине научные исследования дежавю затруднены.

 

Сегодня дежавю исследуют не только на западе, но и в России. В одной  из немногих работ на эту тему «Феномен дежа вю» автор Андрей Курган, исследуя структуру времени в состоянии дежавю приходит к выводу, что фактической причиной переживания является наслаивание друг на друга двух ситуаций: некогда пережитой во сне и переживаемой в настоящем. Условием такого наслаивания является изменение структуры времени, когда будущее вторгается в настоящее, тем самым обнажая для человека его глубинный экзистенциальный проект, при этом само настоящее как таковое «растягивается», и умещает в себе одновременно как прошлое, так и будущее. Так же А.Курган на материале истории первобытных племен исследует возможность происхождения нашего современного состояния дежавю из сознания наших доисторических предков.

 

В настоящее время разумным можно  считать предположение, что эффект дежавю может быть вызван предварительной бессознательной обработкой информации, например, во сне. В тех случаях, когда человек встречает в реальности ситуацию, предварительно уже «обдуманную и проигранную бессознательным» во сне, и удачно смоделированную мозгом, достаточно близкую к реальному событию, и возникает дежавю. Такое объяснение хорошо подтверждается высокой частотой появления дежавю у здоровых людей. В то же время, психиатры классифицируют дежавю как симптом психического расстройства.

 

Теория сновидений З. Фрейда

 

В 1894 году Зигмунд Фрейд в письме Йозефу Брейеру впервые упоминает, что он «сумел бы сейчас перевести сновидения». В это время он интенсивно занимается собственными сновидениями и сновидениями пациентов. Решающий шаг к пониманию сновидений последовал, тем не менее, лишь в 1895 году, когда Фрейд приступил к анализу первого собственного сновидения. Это сновидение вошло затем в его книгу «Толкование сновидений» под названием «инъекция Ирме». Между 1895 и 1897 годами он работал над этим сочинением, которое и опубликовал в 1899 году. В 1901 году он дополнил его название подзаголовком «Работа о сновидении». В 1905 году появляется очерк о лечении истерии, ядро которого составили два сновидения его пациентки Доры, с помощью которых Фрейд хотел продемонстрировать практическое приложение его теории сновидений. Уже в 1901 году была подготовлена работа под названием «Сновидение и истерия», но опубликовать ее удалось только через четыре года под названием «Фрагмент анализа одного случая истерии».

 

Его книга «Толкование сновидений» поначалу расходилась очень медленно, второе издание смогло увидеть свет лишь в 1909 году, в тот год, когда уже вышел первый перевод, а именно на русский язык. Последующие издания выходили более регулярно. Труды Фрейда встречали также все большее международное признание и были переведены на множество языков.

 

До Фрейда о сновидениях и  их значении для человека спорили  ученые самых различных областей, таких, как философия, богословие и  медицина. Исходя из совершенно различных  точек зрения, они, хотя и выдвигали разного рода интересные предположения, однако это не сложилось в какую-то одну общепринятую теорию сновидений, на которую мог бы опереться Фрейд. В своем толковании сновидений он вступает в дискуссию главным образом с тезисами Роберта и Делажа, рассматривавших сновидение как необходимый телесный процесс организма или как частичный сон мозга, во время которого проявляется то, что было подавлено днем. Фрейд соглашается с содержащимся в этой теории принципом динамического понимания, которого он придерживается также и в своей теории сновидений, однако категорически отвергает чисто соматическую точку зрения, хотя и в его теории имеется соматический аспект, когда он говорит о функции сновидений как сохранении сна. Наряду с научным изучением сновидений и их значения в истории человечества даже среди неспециалистов обнаруживается особая склонность придавать сновидениям определенный смысл.

 

Сновидения понимались по преимуществу символически: в них искали диагностические, прогностические и терапевтические указания для сновидца. Среди известнейших в истории сновидцев был библейский фараон. Ему приснилось, что семь тощих коров пожрали семь тучных, а семь тощих колосьев — семь тучных. Иосиф истолковал семь тучных коров как богатый урожай на протяжении семи лет, за которым должен был последовать столь же долгий период неурожаев, и посоветовал фараону во время достатка и изобилия заранее позаботиться о том времени, когда наступит нужда и голод.

 

Прежде отправной точкой всякого  толкования сна — как научного, так и дилетантского — являлось то, каким образом сновидение всплывает в памяти бодрствующего человека, а именно в форме образов, нелепых ситуаций, противоречивых чувств или ощущений и т.п. Фрейд называет это сознательное воспоминание о сне явным сновидением. За ним, согласно его теории, скрыто истинное выражение сновидения, для которого он создает термин «скрытое содержание сновидения». Это скрытое содержание сновидения всегда включает исполнение желания или, как позднее модифицировал это Фрейд, «попытку исполнения желания». В бодрствующем состоянии сновидец, как правило, не осознает скрытого содержания сновидения. С помощью так называемых свободных ассоциаций по отношению к отдельным элементам явного сновидения удается сделать доступным для сознания скрытое содержание сновидения. Исходя из этого, Фрейд развивает топографическую теорию, подкрепляя ее своими исследованиями ошибочных действий и остроумия. Он различает три системы: безсознательное (Без), предсознательное (Псз) и сознательное (Сз), каждая из которых имеет свою функцию, свою форму защиты, свою катектическую энергию и отличается специфическим для каждой из систем содержанием. Между отдельными системами Фрейд предполагает наличие цензоров. Системы могут работать как прогрессивно, так и регрессивно.

 

Разработанная на материале сновидений топографическая модель стала для  Фрейда основой его теории о строении психики в целом, как в состоянии  бодрствования, так и сна. Четко  выраженное понимание сновидения, равно и психики, как многослойного комплексного образования – вот то принципиально новое в теории Фрейда, что составляет фундамент для всякого дальнейшего глубинно-психологически ориентированного исследования.

 

Сновидения возникают во сне. Сон  соматически соответствует пребыванию зародыша в организме матери, поскольку и там и здесь выполняются определенные условия: тело находится в состоянии покоя, в тепле, отсутствуют раздражители. В психическом отношении сон является «чуть ли не полным извлечением из внешнего мира и прекращением всякого интереса к нему...». Сновидения, по Фрейду, возникают тогда, когда душевное работает в условиях регрессии, то есть с пониженным сознательным контролем и смещением в внутреннего равновесия сил в сторону бессознательного. Согласно топографической теории, инфантильный характер всех душевных событий во время работы сновидения является следствием единой и тотальной регрессии от системы Псз (проявляющейся также в качестве вторичного процесса) к системе Без (первичному процессу). Фрейд называет это топической регрессией.

 

Каждое сновидение представляет собой  попытку исполнения желания. В большинстве  случаев это желание остается для Я бессознательным, прячась  в скрытом содержании сновидения. Лишь иногда желание и его удовлетворение проявляются непосредственно в явном сновидении. Такие сновидения называются «непосредственными сновидениями». Основной потребностью сознательного Я является желание сохранять сон, однако лишь в некоторых сновидениях это желание цензурировано в столь слабой степени, что испытываемая в сновидении потребность фактически удовлетворяется сама. Таким образом, удается избежать пробуждения и сохранить сон. Прежде всего, в содержании явного сновидения находят выражение и удовлетворяются во сне такие элементарные потребности, как голод, жажда или утоление боли. Этот феномен особенно наблюдается в экстремальных или угрожающих жизни условиях, как например, при тяжелых заболеваниях, в полной изоляции или в концлагере.

 

У маленьких детей желания, оставшиеся неисполненными на протяжении дня, часто непосредственно исполняются в явном содержании их сновидений. Их сновидения «коротки, когерентны, просты для понимания, недвусмысленны, и все же это сновидения». В другом месте Фрейд говорит: «Несомненно, имеется еще один класс сновидений, которые не искажены и в них легко, как в сновидениях детей, распознать исполнение желаний. Это те сновидения, которые на протяжении всей жизни вызываются настоятельными потребностями тела – голодом, жаждой, сексуальной потребностью, то есть представляют собой исполнения желаний в ответ на внутренние телесные раздражители... во всех прочих сновидениях, исключая детские сновидения и сновидения инфантильного типа, мы сталкиваемся... с чинящим препятствия искажением».

Соответственно, Фрейд различает два вида сновидений: во-первых, инфантильные или непосредственные сновидения, позволяющие у детей, а подчас и у взрослых, распознать уже в явном сновидении практически неискаженное желание; во-вторых, прочие – искаженные – сновидения. Под искажением Фрейд понимает психический процесс, с помощью которого бессознательный или предсознательный предосудительный материал меняется до неузнаваемости. Только тогда, когда предосудительное желание становится неузнаваемым для Я, оно может беспрепятственно пройти сквозь цензуру, постулированную между системами Псз и Без, и проявиться в искаженном виде в явном содержании сновидения.

 

Понятие об искажении сновидения входит в разработанное позднее Фрейдом  понятие работы сновидений. Следует  принципиально отметить, что термины Фрейда проистекают исключительно из топографической модели и подвергаются изменениям только в ходе дальнейших теоретических и метапсихологических работ Фрейда, а потому неизбежно перекрываются. Так и термин «цензура сновидений» изначально происходит из топографической модели. Позднее Фрейд попытался включить функцию цензуры в разработанную затем структурную модель: если в топографической модели он понимает цензуру как функцию системы Псз, то в структурной модели он рассматривает ее как функцию Я под влиянием Сверх-Я. «Под этой цензурой мы, однако, не понимаем никакой особой силы, а выбрали это выражение для определенной стороны господствующих над Я вытесняющих тенденций, обращенной к (скрытым) мыслям сновидения. Стоит нам дальше проникнуть в структуру Я, то в Я-идеале и в динамических проявлениях совести мы сможем также обнаружить цензора сновидений». Следовательно, в состоянии бодрствования этот цензор сновидений во многом соответствует защитной функции Я. В 1917 году Фрейд попытался дать описание этого процесса с экономической точки зрения на языке топографической и структурной модели. «Желание во сне пытается вобрать в себя все посланные от Я катексисы и создать абсолютный нарциссизм. Это всегда удается только отчасти, поскольку вытесненное в системе Без не следует за этим желанием.

 

Следовательно, должна сохраниться  также часть контркатексиса и  остаться, пусть и не в полной мере, цензура между Без и Псз. Насколько простирается господство Я, обе системы освобождаются  от катексисов. Чем сильнее катексисы влечений в Без, тем лабильнее сон». Цензуру можно распознать непосредственно в явном сновидении, но также и в стоящих за ним скрытых мыслях сновидения. Повсюду, где есть пробелы в явном содержании сновидения, причинами их оказывается цензура сновидений. Также и в том, что тот или иной элемент сновидения вспоминается среди прочих, более четко оформленных элементов особенно плохо и расплывчато, в большинстве случаев повинна цензура сновидений. Однако в столь неприкрытой форме цензура сновидений встречается лишь крайне редко. Чаще она дает о себе знать по второму типу, а именно в самих скрытых мыслях сновидения. Из-за того, что места настоящих элементов занимают их ослабленные, приблизительные, едва обозначенные отражения, из-за смещения акцента или полной перегруппировки элементов, явное содержание сновидения становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения, так что эти последние уже невозможно угадать в первом.

 

Только работа по толкованию во время  анализа способна обнаружить эти  столь измененные скрытые мысли сновидения. Часто, однако, такие реконструкции оказываются весьма несовершенными, осознанию бессознательного препятствует сопротивление. Этому сопротивлению, с которым мы сталкиваемся при толковании сновидений, соответствует цензура во время работы сновидения. Цензура сновидения представляет собой одну сторону работы сновидения, тогда как искажение сновидения – другую. Эти понятия, как уже говорилось, Фрейд не всегда четко разграничивал.

 

Под работой сновидения Фрейд подразумевает  психическую деятельность, преобразующую скрытое содержание сновидения в явное. Явное сновидение он сравнивает с неким ребусом, отдельные знаки которого должны быть переведены на язык неосознаваемых нами мыслей сновидения. Лишь в уже описанных непосредственных сновидениях и в детских сновидениях желанию удается относительно неприкрыто выразиться в явном сновидении; здесь, следовательно, оно во многом совпадает с его скрытыми мыслями.

 

То, что конкретно побуждает  спящего человека видеть сны, Фрейд  называет источниками сновидения. При этом он главным образом имеет в виду источники, из которых заимствуется материал, то есть содержание для построения сновидения. Наряду с этим он употребляет термин возбудитель сновидения. Этот термин происходит из энергетической концепции Фрейда и относится к остающейся или становящейся активной во сне энергии, которая может разрушить желание спать. Фрейд называет эту присущую представлению или мысли энергию «катектической энергией».

 

Полный перечень выявленных им источников сновидений Фрейд впервые дает в «Толковании сновидений»:

1. внешнее возбуждение органов чувств;

2. внутреннее возбуждение органов чувств;

3. внутреннее, то есть органическое телесное раздражение;

4. чисто психические источники сновидения.

 

Однако позже он более подробно разбирает три источника материала сновидений, а именно:

а) недавний и нейтральный материал сновидений, к которому относятся остатки дня; к ним примыкает

б) инфантильный материал, который  стремится найти свое выражение  в сновидении и, наконец,

в) соматические источники сновидений, которые имеют, правда, второстепенное значение и вместе с инфантильным психическим материалом и остатками дня перерабатываются в исполнение желания.

 

Фрейд предполагает, что ввиду того, что соматические источники раздражения  способны вызывать множество возможных реакций со стороны сновидения, эти источники играют роль, сходную с недавними, но индифферентными предсознательными остатками дня. Оба эти источника могут быть осознаны, если они сопряжены с психически значимыми источниками возбуждения и тем самым образуют сновидения. В 1938 году в своей работе «Очерк о психоанализе» Фрейд по-новому сформулировал теорию сновидений в рамках своей структурной теории. В этой работе он еще раз высказался об источниках сновидений. Они представляют собой либо порождаемые Оно инстинктивные побуждения, то есть бессознательное желание, которое было вытеснено или возникло из актуального соматического возбуждения, навязавшего себя Я, или же «предсознательный ход мысли со всеми сопряженными с ним конфликтными побуждениями», проистекающее из Я желание (остаток дня), усиленное бессознательным элементом. Так или иначе, перед спящим Я выдвигается требование сохранить сон, устранив благодаря образованию сновидения помехи-раздражители, возникающие из названных источников. Явное содержание сновидения скрывает теперь в более или менее замаскированной и искаженной форме желание, которое может быть выражено таким образом. Источники сновидения приводят к бессознательному содержанию сновидений, причем Фрейд в большинстве случаев употребляет понятие «скрытое содержание сновидения» и «скрытые мысли сновидения» в том же смысле, что и элементы сновидения, скрывающиеся за явным сновидением, которые могут быть вскрыты только через интерпретацию; к ним относятся динамические бессознательные желания, предсознательный материал и чувственные или телесные раздражители.

Информация о работе Физиология, функции, структура сна.