Структура и функции детской игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 10:30, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять общевоспитательные социальные функции.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Оглавление

Введение 2
1. Происхождение и сущность игры 4
2. Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка 6
3. Функции игры 7
4. Структура детской игры 8
5. Классификация игр 10
Заключение 14
Литература

Файлы: 1 файл

структура и функции детской игры.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

Содержание 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время  специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как  важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять общевоспитательные социальные функции.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающий исследователь  в области советской психологии Л.С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетаний со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение  в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,  в игре...»

 

 

1. Происхождение и сущность игры

Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов.

Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист марксизма, доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске. Таким образом, игра связана с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного  искусства. Иногда играм приписывали магическое действие. 

В жизни же отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Плеханов доказывает закономерность такого явления: игра служит средством подготовки к труду, средством воспитания.

Изучение происхождения  игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра – образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду.

В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной  жизни впервые было высказано великим педагогом К.Д.Ушинским. Окружающая обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкою».

К.Д.Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка.

В создании теории игры особенно велика роль Н.К.Крупской. Она считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремление ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. «Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Дошкольный возраст  – первоначальный этап усвоения общественного  опыта. Игра – наиболее доступный  ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.

А. С. Макаренко дал  глубокий анализ психологии игры, показал, что игра – осмысленная деятельность, а радость игры – «радость творческая», «радость победы».

Игра – социальная деятельность, возникшая в ходе исторического  развития из трудовых процессов; игра всегда отражает действительную жизнь, поэтому ее содержание меняется с изменением общественных условий; игра – сознательная, целенаправленная деятельность, которая имеет много общего с трудом и служит подготовкой к труду.

Впервые семь лет ребенок проходит большой и сложный путь развития. Это ярко отражается в играх, которые год от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру.

Изучение детских игр  обнаруживает закономерности их развития, связанные с общими закономерностями развития в дошкольном возрасте, формирование мышления, воображения, нравственных качеств, количественных навыков, творческих способностей. В то же время в игре проявляются индивидуальные особенности детей, различные интересы, характеры. Чтобы понять сущность игры и закономерности их развития, важно проследить возникновение игры, изучить ее начальные формы.

В первые два года жизни, когда воображение ребенка еще не развито, игры в настоящем смысле слова нет. В этом возрасте можно говорить о подготовительном периоде игры, который часто называют «предметной деятельностью».

К двум годам в детских  играх прослеживаются те черты, которые  ярко проявляются в более позднем  возрасте: подражанием взрослым, создание воображаемых образов, стремление активно действовать, знакомиться с окружающем.

На третьем году жизни начинает развиваться воображение, в играх  появляется несложный сюжет.

2. Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. 
Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие. Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде всего, развивается произвольное восприятие, внимание и память. Потребность в общении со сверстником вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности. Развитие мышления - осуществляется переход от мысли в действии к мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете. Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и «примерять» на себя различные роли,  образы и действия.  Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения.  В игре развивается знаковая функция речи (предмет - знак - его наименование). Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции - исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения. 
В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной трудовой деятельности. 
Игра - это самостоятельная, творческая, свободная деятельность ребенка.

3. Функции игры

          Особое внимание хотелось бы  уделить основным функциям детской  игры, потому что функции могут помочь нам определить сущность игры. Согласно Э.Эриксону, «игра – это функция Эго, попытка синхронизировать телесные и социальные процессы со своим Я».

          С точки  зрения влияния на развитие  функции игры подразделяют на 4 категории.

          1. Биологическая  функция. Начиная с младенчества, игра способствует координации  движений рук, тела и глаз, предоставляет  ребенку кинестетическую стимуляцию  и возможность затрачивать энергию  и расслабляться.

          2. Внутриличностная  функция. Игра развивает способности овладения ситуациями, исследования окружающей среды, постижения устройства и возможностей тела, ума, мира (т.е. стимулирует и оформляет когнитивное развитие). Кроме того, игра позволяет ребенку посредством символизации и фантазийного механизма «исполнения желаний» отреагировать и разрешать внутриличностные конфликты, что более всего используется в терапии.

          3. Межличностная  функция. Игра служит полигоном  для освоения огромного количества  социальных навыков – от того, как делиться игрушками до того, как делиться идеями. К тому же, игра – одно из основных средств достижения сепарации от матери или человека, ее заменяющего (подготовка ребенка к возможности и поправимости настоящих временных расставаний с близким человеком).

          4. Социальная  функция. В играх, дающих детям  возможность примерять желанные  взрослые роли, дети усваивают  идеи, поведение и ценности, ассоциированные  в обществе с этими ролями.

          Также  А.Н. Леонтьев помимо символической  и воспитательной функции игры говорит и о аффективной (эмоциональной). Ранее никто из исследователей не поднимал вопрос об этой стороне игры. Нельзя было оставить в стороне аффективную жизнь ребенка, поскольку дошкольный возраст – это ярко выраженная эмоциональная жизнь. И здесь было сделано предположение о том, что в глубине генезиса игры имеются эмоциональные основания.

4. Структура  детской игры

          Хотя выделяют несколько видов  игры, структура этих игр едина.  В структуре игры выделяют  следующие компоненты:

          Единица, центр игры – роль, которую берет на себя ребенок. В детском саду в игре ребят есть все профессии, которые имеются в окружающей действительности. Но самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде.

          Следующим компонентом игры является  сюжет. Это та сторона действительности  и те действия, которые воспроизводятся  в игре. Сюжеты игр разнообразны: профессиональные, бытовые, военные. Сюжеты игры видоизменяются в зависимости от конкретных условий жизни детей, от кругозора ребенка, от той исторической эпохи, в которой он живет. Чем богаче представления ребенка о разнообразных формах жизни и деятельности взрослых, тем разнообразнее игровые сюжеты. Если детям мало читают, их игры ограничиваются бытовыми сюжетами, в игре воспроизводится то, что ребенок когда-либо наблюдал.

          Содержание различных игр –  то, что воспроизводит ребенок  в качестве центрального характерного момента деятельности взрослых и отношений между ними в их трудовой и общественной жизни. По содержанию игры можно судить о том, насколько глубоко ребенок проникает в деятельность взрослых, как понимает ее. Игра может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности или отношение человека к своей работе и другим людям, или, наконец, общественный смысл человеческого труда. В игре могут быть выражены отношения заботы, любви, взаимной помощи, а также командования и подчинения, иногда отношения подавления, грубости, деспотизма – что зависит от опыта ребенка и определяется конкретными условиями его жизни.

          В структуре игровой деятельности  необходимо также различать игровые  операции и игровые действия. Операции – это те реальные движения, которые производятся детьми в игре, эти движения по своему техническому и двигательному составу приспособлены к тем предметам, с которыми дети играют. А игровые действия – это действия, свободные от операциональнотехнической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.

          В детской игре происходит  перенос значений с одного  предмета на другой (воображаемая  ситуация), поэтому, возможно, дети  и предпочитают неоформленные  предметы, за которыми не закреплено никакого действия. Перенос значений одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.

          Последний компонент в структуре  игровой деятельности – правила.

          Впервые возникает новая форма  удовольствия ребенка – радость  того, что он действует так,  как требуют правила. Это не  просто удовлетворение желания,  это линия развития произвольности, которая продолжается в школьном возрасте.

          Все структурные элементы игры  подвижны. Они изменяются вместе  с развитием игровой деятельности, вместе с переходом игры на  качественно новую ступень.

5. Классификация игр

В средней группе игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства.

Информация о работе Структура и функции детской игры