Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 10:30, контрольная работа
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять общевоспитательные социальные функции.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Введение 2
1. Происхождение и сущность игры 4
2. Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка 6
3. Функции игры 7
4. Структура детской игры 8
5. Классификация игр 10
Заключение 14
Литература
Содержание
В настоящее время
специалисты дошкольной педагогики
единодушно признают, что игра как
важнейшая специфическая
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Выдающий исследователь в области советской психологии Л.С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетаний со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...»
Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов.
Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист марксизма, доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске. Таким образом, игра связана с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магическое действие.
В жизни же отдельного
индивидуума наблюдается
Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра – образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду.
В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К.Д.Ушинским. Окружающая обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкою».
К.Д.Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка.
В создании теории игры особенно велика роль Н.К.Крупской. Она считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремление ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. «Игра для дошкольников – способ познания окружающего».
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.
А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра – осмысленная деятельность, а радость игры – «радость творческая», «радость победы».
Игра – социальная деятельность, возникшая в ходе исторического развития из трудовых процессов; игра всегда отражает действительную жизнь, поэтому ее содержание меняется с изменением общественных условий; игра – сознательная, целенаправленная деятельность, которая имеет много общего с трудом и служит подготовкой к труду.
Впервые семь лет ребенок проходит большой и сложный путь развития. Это ярко отражается в играх, которые год от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру.
Изучение детских игр обнаруживает закономерности их развития, связанные с общими закономерностями развития в дошкольном возрасте, формирование мышления, воображения, нравственных качеств, количественных навыков, творческих способностей. В то же время в игре проявляются индивидуальные особенности детей, различные интересы, характеры. Чтобы понять сущность игры и закономерности их развития, важно проследить возникновение игры, изучить ее начальные формы.
В первые два года жизни, когда воображение ребенка еще не развито, игры в настоящем смысле слова нет. В этом возрасте можно говорить о подготовительном периоде игры, который часто называют «предметной деятельностью».
К двум годам в детских играх прослеживаются те черты, которые ярко проявляются в более позднем возрасте: подражанием взрослым, создание воображаемых образов, стремление активно действовать, знакомиться с окружающем.
На третьем году жизни начинает развиваться воображение, в играх появляется несложный сюжет.
Влияние игры на развитие личности ребенка
заключается в том, что через нее он знакомится
с поведением и взаимоотношениями взрослых
людей, которые становятся образцом для
его собственного поведения, и в ней приобретает
основные навыки общения, качества, необходимые
для установления контакта со сверстниками.
Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться
правилам, соответствующим взятой на себя
роли, игра способствует развитию чувств
и волевой регуляции поведения.
Игра как ведущий вид деятельности ребенка
дошкольного возраста оказывает воздействие
на развитие. Начинает формироваться произвольность
психических процессов. Прежде всего,
развивается произвольное восприятие,
внимание и память. Потребность в общении
со сверстником вынуждает ребенка точно
выполнять правила игры, а это требует
специальных усилий и целенаправленности.
Развитие мышления - осуществляется переход
от мысли в действии к мысли в плане представлений.
Действуя с предметом-заместителем, ребенок
учится мыслить о реальном предмете. Для
развития воображения игра имеет определяющее
значение, поскольку в игровой деятельности
ребенок учится замещать один предмет
другим и «примерять» на себя различные
роли, образы и действия. Влияние
игры на развитие личности заключается
в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения
между людьми по образу и подобию взрослых,
приобретая, таким образом, навыки общения
и способы волевой регуляции своего поведения.
В игре развивается знаковая функция речи
(предмет - знак - его наименование). Игра
способствует развитию рефлексии как
способности соотносить свои действия,
мотивы, поступки с общечеловеческими
ценностями. В игре эта возможность открывается
потому, что ребенок находится в двойной
позиции - исполняющего роль и контролирующего
качество (правильность) ее исполнения.
В игре же продолжают развиваться продуктивные
виды деятельности, появляются элементы
учебной трудовой деятельности.
Игра - это самостоятельная, творческая,
свободная деятельность ребенка.
Особое внимание хотелось бы
уделить основным функциям
С точки зрения влияния на развитие функции игры подразделяют на 4 категории.
1. Биологическая
функция. Начиная с
2. Внутриличностная функция. Игра развивает способности овладения ситуациями, исследования окружающей среды, постижения устройства и возможностей тела, ума, мира (т.е. стимулирует и оформляет когнитивное развитие). Кроме того, игра позволяет ребенку посредством символизации и фантазийного механизма «исполнения желаний» отреагировать и разрешать внутриличностные конфликты, что более всего используется в терапии.
3. Межличностная
функция. Игра служит
4. Социальная
функция. В играх, дающих
Также
А.Н. Леонтьев помимо
Хотя выделяют несколько видов игры, структура этих игр едина. В структуре игры выделяют следующие компоненты:
Единица, центр игры – роль, которую берет на себя ребенок. В детском саду в игре ребят есть все профессии, которые имеются в окружающей действительности. Но самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде.
Следующим компонентом игры
Содержание различных игр – то, что воспроизводит ребенок в качестве центрального характерного момента деятельности взрослых и отношений между ними в их трудовой и общественной жизни. По содержанию игры можно судить о том, насколько глубоко ребенок проникает в деятельность взрослых, как понимает ее. Игра может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности или отношение человека к своей работе и другим людям, или, наконец, общественный смысл человеческого труда. В игре могут быть выражены отношения заботы, любви, взаимной помощи, а также командования и подчинения, иногда отношения подавления, грубости, деспотизма – что зависит от опыта ребенка и определяется конкретными условиями его жизни.
В структуре игровой
В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия. Перенос значений одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.
Последний компонент в
Впервые возникает новая форма
удовольствия ребенка –
Все структурные элементы игры
подвижны. Они изменяются вместе
с развитием игровой
В средней группе игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства.