Структура философии и ее функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем данной тематики. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы античной философии. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Особенности античной философии………………………....5
Особенности античной философии, её социально-историческая обусловленность…………………...……..…..5
1.2 Понятие и цель античной философии……………….…...12
ГЛАВА 2. Особенности философии античности……………………..17
2.1. Генезис философии: переход от мифа к логосу………...17
2.2. Рождение первых философских диалектических идей...21
ГЛАВА 3. Школы философии античности. Характеристика и представители. Особенности учения………………………………………………...25
3.1. Милетская школа философии и школа Пифагора. Гераклит и элеаты. Атомисты…………………………………………………………26
3.2. Школы Сократа, софистов и Платона………………..…..30
3.3. Философия раннего эллинизма (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм)………………………………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...…….45

Файлы: 1 файл

КР философия СЛАВИКА.doc

— 233.50 Кб (Скачать)


РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования Российской Федерации.

Московский  государственный университет путей  сообщения (МИИТ)

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


 

Кафедра «Общественные науки».

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

по дисциплине: «Философия»

на тему:

«СТРУКТУРА  ФИЛОСОФИИ, И ЕЁ ФУНКЦИИ».

 

 

 

Выполнил студент  группы ЮТД-221

Шулаев В.В.________

 

Рецензент: докт. философских наук, профессор,

Буйло Б.И.__________

 

 

 

 

 

Москва  2011

 

                                 

                                    СОДЕРЖАНИЕ.

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Особенности античной философии………………………....5

      1.    Особенности античной философии, её социально-историческая обусловленность…………………...……..…..5

1.2  Понятие и цель античной философии……………….…...12

ГЛАВА 2. Особенности философии античности……………………..17

             2.1. Генезис философии: переход от мифа к логосу………...17

             2.2.  Рождение первых философских диалектических идей...21

ГЛАВА 3. Школы философии античности. Характеристика и представители. Особенности учения………………………………………………...25

            3.1. Милетская школа философии и школа Пифагора. Гераклит и элеаты. Атомисты…………………………………………………………26

3.2. Школы Сократа, софистов  и Платона………………..…..30

     3.3. Философия раннего эллинизма (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм)………………………………………………………………………37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...…….45

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Представленная  работа посвящена теме «Проблемы  и особенности философии античности». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема «Проблемы  и особенности философии античности»  изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем данной тематики. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы античной философии. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее  внимание к вопросу о проблеме античной философии необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Античная философия» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Теоретическое значение изучения проблемы «Античная  философия» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. Объектом данного исследования является анализ античной философии. При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Целью исследования является изучение темы «Проблемы и особенности философии античности» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.  Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение и библиографический список. По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса. Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы, круг вопросов и логическую схему ее построения. Источниками информации для написания работы по теме «Проблемы и особенности философии античности» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Проблемы и особенности философии античности», справочная литература, прочие актуальные источники информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Особенности античной философии.

Античная философия  возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой - формирующаяся именно в Древней Греции наука.

 

1.1. Особенности античной философии, её социально-историческая обусловленность.

 

Стадия

Время

Содержание

Мифология

   

XVII-IX вв до  н.э.

Мифы доолимпийского и Олимпийского периодов.

Предфилософия

IX-VII вв до  н.э.

Труды Гомера, Гесиода, орфиков, афоризмы семи легендарных мудрецов

Философия

С VI в до н.э.

Начиная с учения Фалеса.


Таблица 1 - Происхождение  античной философии1.

 

Скачок в  развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление  товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний - вот некоторые факторы, их которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.

 

Период

Время

Ранний период греческой философии

VII в. до н.  э.- середина V в. до н. э

Классический  период греческой философии

Вторая половина V-начало IV в. до н. э.

Эллинский период греко-римской философии

Вторая половина IV в. до н. э. -529 г. н. э.


Таблица 2 - Основные периоды развития античной философии2.

 

В античной Греции философия формируется в тот  период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок  оказываются под угрозой, когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.

Кризис мифологического  сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX - VII веках до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. В результате развития торговли, мореходства, колонизаций новых земель расширялся географических горизонт греков, Средиземное море стало известным до Гибралтара, куда достигали ионийские торговые суда, а тем самым гомеровское представление о Вселенной обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.

В Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальности3, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой веками устоявшийся уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались.

Социально-экономические  изменения, происходившие в VII - VI веках до н. э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции4. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру -- думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье ставилась под вопрос.

К социо-культурным предпосылкам возникновения античной философии прежде всего можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов VII-VI вв. до н.э. (от «гнома» - изречение, греческое - стихотворный афоризм), создававших стихотворные афоризмы.

Протофилософское  значение гомеровского эпоса можно выразить в следующих позициях: Гомеровские поэмы структурированы в соответствии с чувством гармонии, пропорции, меры, которые впоследствии в контексте философии станут онтологическими принципами; Гомеровский стих обнаруживает подлинное искусство мотивации, то есть поэт не просто излагает факты, а находит им объяснение, отыскивает их причины и мотивы. Данный способ изложения фактов подготовил греческую ментальность к восприятию философии, которая тоже будет искать истоки, основания вещей; Гомеровский эпос представляет реальность мифопоэтическими средствами, но во всей ее полноте. Имплицитно гомеровский стих содержит вопрос: какова роль человека в универсуме? Вопрос, который станет «классическим» вопросом греческой философии. Философия также будет стремиться выразить реальность во всей ее полноте, но в форме рациональных понятий.

К социокультурным  предпосылкам античной философской  мысли можно, конечно же, отнести  и общественную религию, орфические мистерии. В греческой религии различают две формы: публичную и религию мистерий. В определенной части собственного содержания они совпадают, но порой антиномичны, к примеру, в интерпретации понятий смысла жизни, предназначения, судьбы, человека. При этом для интерпретации генезиса философии важнее рассмотрение религии мистерий. По мнению Б. Рассела, именно благодаря религиозным мистическим сообществам «возникла концепция философии как образа жизни (way of life)». Публичная религия представлена поэмами Гомера и Гесиода. Боги этой религии - персонифицированные явления природы. Тем самым, публичная религия натуралистична. Свой характер она передает и философии. Ссылка на природу есть константа греческой мысли.

Возникнув в  конце VII - начале VI в. до н.э., древнегреческая  философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Она возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII-VI вв. до н. э. Сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем в греческих городах Южной Италии, в прибрежных греческих городах острова Сицилия и, наконец, в собственно Греции - в Афинах (V в. до н. э.). Испытав период блестящего расцвета в VI-V вв. до н. э., философия античной Греции продолжала развиваться в эпоху образования монархии Александра Македонского (IV в. до н. э.) и при его приемниках, а затем под властью Римской империи и в период разделения ее - в Восточной империи - вплоть до начала VI в. н. э.

Греческие философы принадлежали в большинстве к  различным слоям «свободных», то есть по преимуществу рабовладельческого класса. Их общественно- политические, нравственные и педагогические учения выражали взгляды и интересы этого класса. Тем не менее в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высокого поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.

Основоположником  древнегреческой философии считается  Фалес5 (ок.625-547гг. до н.э.), а его продолжателями были Анаксимандр (ок.610-546гг. до н.э.) и Анаксимен (ок.585-525 гг. до н.э.).

Древнегреческая философия возникла не как область  специальных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных знаний - математических и естественнонаучных, в связи с зачатками политических знаний, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в. до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение, заключающее ответы не только на вопросы собственно философские, но и на вопросы наук: математических, естественных и общественных.

Философия Древнего Рима возникла в конце республиканского периода Рима (II-I вв. до н. э.) и развивалась параллельно с греческой философией - во времена Римской империи приблизительно до времени ее падения (конец V - начало VI в. н. э.).

Характерная особенность  древнегреческой философии состоит прежде всего в противопоставлении философских размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении к мифологии. Духовное развитие в VII-IV вв. до н. э. шло от мифологии и религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития оказалось усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока - в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велико было влияние вавилонской науки - математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей на востоке.

Постепенно  в античной философии возникает  два основных типа философского мировоззрения - материализм и идеализм. Их борьба составляет основное содержание философского развития во все последующее время. Одновременно возникает противоположность двух основных методов мышления - диалектики и метафизики.

V в. до н.э.  был временем дальнейшего развития  греческой науки и философии, которые по-прежнему оставались тесно связанными. В этот период дальнейшего развития античного общества и государства, происходившего в условиях ожесточенной классовой и политической борьбы, возникают также политические теории и публицистика.

Информация о работе Структура философии и ее функции