Мораль, ее структура и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 23:27, реферат

Краткое описание

Мораль (от латинского «moralis» — нравственный; «mores» — нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства. Мораль — это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном.

Файлы: 1 файл

Мораль_1.docx

— 195.21 Кб (Скачать)
    1.  Понятие морали

 

Мораль (от латинского «moralis» — нравственный; «mores» — нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль — это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном.

 Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения).

Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

 

    1. Структура и функции морали

 

Выделяют следующие  функции морали:

-регулятивную;

-воспитательную ;


-познавательную;

-
ценностно-ориентирующую;

-ориентирующую;

-мотивационную;

-коммуникативную;

-прогностическую.

 

Первостепенный  интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

Регулятивная  функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

Мораль выступает регулятором общественных отношений, субъектами которых являются как отдельные индивиды, так и общество в целом. В процессе этих общественных отношений происходит саморегуляция морального поведения личности и моральная саморегуляция социальной среды в целом. Мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека. Регулируя поведение человека, мораль предъявляет к нему максимальные требования. Кроме того, регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и на моральные убеждения человека (хотя как общество, так и индивид могут быть не правы).

Воспитательная  функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Мораль рассматривают  и как особую форму общественного  сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие  в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека — нравственную деятельность.

Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Оно предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга, дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти.

Нравственное  сознание — форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

Мораль нельзя сводить  только к моральному (нравственному) сознанию.

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственная  деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр.

Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации.

Поступок  включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка.

Моральные последствия  поступка — это самооценка его  человеком и оценка со стороны  окружающих.

Совокупность  поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято  называть поведением. Поведение человека — единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно  мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать  чувство долга, достичь определенного  идеала и т. д.

Ценностно-ориентирующая  функция. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности ("установка на добро").

Коммуникативная функция морали состоит в:

• ритуализации человеческого  общения, создании его нормативов (этикет и пр.);

• гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально  приятным для всех сторон (ориентация на добро в общении).

Познавательная  функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и т. д.

Гуманизирующая функция заключается в:

• стремлении морали совершенствовать человека;

• обязательности нравственных правил для всех людей, их равенстве.

 

В структуре  морали принято различать образующие ее элементы:

  • моральные нормы,
  • моральные принципы,
  • нравственные идеалы,
  • моральные критерии и др.

 

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного

мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре  и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном  и осуждаемом.

Моральные нормы  определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному  обществу, социальной группе нравы. Они  отличаются от других норм, действующих  в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых  обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных  ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные  ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы  не просто выполняются вследствие заведенного  общепринятого порядка, а находят  идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном  поведении как вообще, так и  в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия  о добре и зле и т. д., действующие  в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и  силой общественного мнения, сознанием  субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций .

Моральная норма  в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие  в отрицательной оценке и осуждении  поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как  конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет  нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных  норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного  рода (дисциплинарные или предусмотренные  нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая  реакция.

Моральные нормы  могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и  т. д.).

Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная  норма предписывает, какие конкретно  поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу  моральных принципов относятся  такие общие начала нравственности, как:

-гуманизм — признание человека высшей ценностью;

-альтруизм — бескорыстное служение ближнему;

-милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;

-коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу;

-отказ от индивидуализма — противопоставления индивида обществу, всякой социальности.

Кроме принципов, характеризующих  сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные  идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов  и норм.

Можно говорить и  об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

 

Заключение

 

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в  длительном процессе исторического  развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь  разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное  содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно  воспроизводятся в обществе силой  традиции, властью общепризнанной и  поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в  морали имеет духовный, идеальный  характер (осуждение или одобрение  поступков), выступает в форме  моральных оценок, которые человек  должен осознать, внутренне принять  и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и  поведение. Такая оценка должна соответствовать  общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и  недолжном, достойном и недостойном  и т. д.

Мораль зависит  от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального  сознания. Наряду с другими формами  регулирования поведения людей  в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.


Информация о работе Мораль, ее структура и функции