Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 10:27, курсовая работа
Прежде чем говорить о структуре и функциях морали, хочется отметить, что «Мораль» восходит к латинскому слову «mos», обозначающему «нрав». Также существует другое значение этого слова - закон, правило, предписание.
Введение 3
1.Структура морали. 4
1.1.Моральное сознание 4
1.2. Моральное поведение 5
1.3. Моральные отношения 7
2.Функции морали 8
Заключение 13
Список использованной литературы 15
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский
государственный архитектурно-
Кафедра
философии
Реферат
Мораль,
ее структура и
функции
Студентка группы 2-ЭС-2
Уминская А.Д.
Руководитель: доцент, канд. филос. наук
Зайко А.В.
Санкт-Петербург
2010
Оглавление
Введение 3
1.Структура морали. 4
1.1.Моральное сознание 4
1.2. Моральное поведение 5
1.3. Моральные отношения 7
2.Функции морали 8
Заключение 13
Список
использованной литературы 15
Прежде чем говорить о структуре и функциях морали, хочется отметить, что «Мораль» восходит к латинскому слову «mos», обозначающему «нрав». Также существует другое значение этого слова - закон, правило, предписание.
В
современной философской
Мораль возникает и развивается на основе
потребности общества регулировать поведение
людей в различных сферах их жизни. Мораль
считается одним из самых доступных способов
осмысления людьми сложных процессов
социального бытия. Коренной проблемой
морали является регулирование взаимоотношений
и интересов личности и общества. Под моралью
обычно понимают некую систему норм, правил,
оценок, регулирующих общение и поведение
людей в целях достижения единства общественных
и личных интересов. В моральном сознании
выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм
поведения человека, признаваемый обществом
как оптимальный на данный исторический
момент.
Структура морали делится на 3 части:
1.1. Моральное сознание
1.2. Моральное поведение
1.3. Моральные отношения
Одна из форм общественного сознания, являющаяся отражением общественного бытия людей. Моральное сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль проявляет себя как стремление к совершенству.
Моральное сознание это духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности. 1
Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика). Эмоциональный уровень это психическая реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.
Эмоционально-чувственное моральное сознание определяет отношения человека:
- к другим людям: чувства симпатии или антипатии, доверия или недоверия, ревности, ненависти
- к самому себе: скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требовательность
- к обществу в целом: чувство общественного долга, патриотизм, национальная гордость
Рациональный уровень это способность личности к логическому анализу и самоанализу, он является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания.
Нравственное самосознание это осознание человеком себя к личности и своего места в общественной деятельности людей. Самосознание является важнейшим компонентом структуры морали. Оно в основе своей несет нравственное начало, так как, во-первых, пронизано присутствием другого или других. А во-вторых, образ "Я" изначально содержит в себе "идеал - Я" или стремление к совершенству.
Моральное поведение опирается на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные отношения, это является результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом если моральное сознание выступает субъективной формой этих отношений, то моральное поведение является формой их объективации, их материализации. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры. Нравственная практика включает в себя реальные нравы, поступки, нравственные отношения. Поступки и действия отражают моральную сторону человеческой деятельности. Обладают положительной или отрицательной направленностью и предполагают моральную ответственность. Критикуя других, оценивая себя, мы как бы сравниваем конкретный поступок с неким образом, нормой, идеалом. Степень соответствия или несоответствия образцу позволяет нам вообще кого-то критиковать и оценивать, способствует с точки зрения морали приемлемому уровню построения взаимоотношений между людьми. 2
Поступок это центральный момент нравственного поведения, характеризующий способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному внутренне свободному, морально ответственному действию. Кроме поступка в нравственном поведении личности важное место занимают мотивация и оценка. Мотивация играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам покупок: немотивированных поступков не существует. Однако мотивы и поступки могут не соответствовать друг другу, связь между ними неоднозначна.
Оценка в системе нравственной регуляции выражает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мысли или жизни на основе требований морали. Основанием для оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что совершено) должному. Возможна оценка будущих действий, выступающая как способность предвидения последствий поступка; в этом она может одновременно служить его мотивацией.
Моральные отношения возникают между
людьми в процессе их деятельности, имеющей
нравственный характер. Они различаются
по содержанию, форме, способу социальной
связи между субъектами. Их содержание
определяется тем, по отношению к кому
и какие нравственные обязанности несет
человек: к обществу в целом; к людям, объединенным
одной профессией; к коллективу; к членам
семьи, но во всех случаях человек в конечном
счете оказывается в системе моральных
отношений как к обществу в целом, так
и к себе как его члену. В моральных отношениях
человек выступает и как субъект, и как
объект моральной деятельности. Так, поскольку
он несет обязанности перед другими людьми,
сам он является субъектом по отношению
к обществу, социальной группе, но одновременно
он и объект моральных обязанностей для
других, поскольку они должны защищать
его интересы, заботиться о нем.
Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформированных функций:
Проявляется на практике достаточно стихийно и противоречиво, что в значительной мере связано с отсутствием специального института, который занимался бы этим важным делом. Специфика моральной регуляции в том, что она осуществляется средствами исключительно духовного воздействия, не носит жесткого характера, предполагает "самозаконодательство воли", т.е. свободный выбор человеком тех или иных нравственных ориентаций.
Внешний (общественное мнение) и внутренний (интенции индивидуального сознания, определяемые как долг, совесть) компоненты механизма моральной регуляции соотносятся как средства и цель, другими словами - полноценной формой нравственного регулирования является саморегуляция.3
Конкретизируя регулятивную функцию, можно выделять в ней целый ряд подфункций: ориентирующая подфункция как бы нацеливает человека на определенные идеалы, на такой образ должного, который способен одухотворять пребывание в сущем. Мотивирующая подфункция связана с тем, что нравственные требования выступают в качестве мотивов поступков людей, а корректирующая - с возможностью изменять свое поведение под влиянием самооценки или оценки общественным мнением. Эти и другие проявления моральной регуляции объединены высокой степенью добровольности личности, поскольку слишком жесткое давление на нее извне неминуемо извращает смысл морали. Таким образом, мораль является наиболее гуманным и наиболее универсальным регулятором в человеческом сообществе.4
Специфической функцией морали можно считать оценочно-императивную, которая отличает нравственную регуляцию от всякой иной, внеморальной.
Нравственной оценке подлежат не только действия человека, но и вся
действительность как социальная, так и природная. Она, в свою
очередь, выступает для субъекта как требование к определённому поступку, а именно как нравственный долг к совершению добра в отношении к тому или иному объекту.
При этом мораль поддерживается особыми психологическими механизмами с совестью и долгом. В этом смысле нравственный человек — это человек совести и долга. Совесть требует от человека следовать добру и сопротивляться злу, долг повелевает ему быть честным, выполнять свои обязанности, сохранять свою честь и достоинство. Как особое мировоззрение мораль требует признать человека высшей ценностью. Она требует определить отношение человека к обществу, возлагает на него ответственность за выбор целей и идеалов общественного
движения.
В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление . В этом смысле мораль представляет собой
оценочно-императивный способ освоения человеком действительности,
осуществляемый с помощью членения окружающих социальных явлений на «добро» и «зло». Повелевая, мораль оценивает, оценивая, ― познает. Вот то
необычное распределение функций, которое ее отличает, та особая
последовательность работы психологических механизмов, которая присуща
нравственному сознанию
Познавательная функция морали в известной степени произведена от оценочно- императивной. В принципе историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человечеством наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования как всего общества, так и каждого человека. А конечный результат этого поиска выражается в виде моральной оценки тех или иных социальных образований, которая во многих случаях предвосхищает и даже направляет их теоретический анализ. Моральное одобрение или возмущение каким-либо стилем поведения часто есть самый верный показатель того, что та или иная форма жизни устарела, утратила свое историческое оправдание или, наоборот, знаменует собой хотя и непривычный, но вполне перспективный новый уклад жизни. Состояние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т.е. его самопознание, выраженное языком моральных оценок, требований и идеалов.5
Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека такое знание ничуть не менее важно. Главная его особенность - человекомерность. А если суть человека - в поиске своего пути в мире, то "нашего" мира еще нет, он еще должен появиться благодаря нашим усилиям. Потому на нас ложиться ответственность за себя и за других.
Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь. Это - сверхзадача, это знание того, что с объективной точки зрения знать нельзя, ведь жизнь еще не завершена, а мы умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации. Достоверность наших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью.