Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 10:27, курсовая работа
Прежде чем говорить о структуре и функциях морали, хочется отметить, что «Мораль» восходит к латинскому слову «mos», обозначающему «нрав». Также существует другое значение этого слова - закон, правило, предписание.
Введение	3
1.Структура морали.	4
1.1.Моральное сознание	4
1.2. Моральное поведение	5
1.3. Моральные отношения	7
2.Функции морали	8
Заключение	13
Список использованной литературы	15
Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись. Чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.
Воспитательная функция морали определяется ее участием в формировании человеческой личности и ее самосознании. Господствующие в обществе моральные нормы и принципы в процессе обучения и образования целенаправленно вносятся в сознание человека, прививаются ему. Мораль формирует потребность относиться к другим, как к самому себе, возвышать себя через возвышение других, осознавать последствия своих действий. Реализуется воспитательная функция морали в процессе освоения личностью нравственного опыта предшествующих поколений, формирования положительных нравственных чувств, убеждений, привычек. Воспитательное воздействие морали на личность осуществляется с помощью различных приемов - от убеждения и принуждения до самодисциплины и самовоспитания.6
     С 
воспитательной тесно связана познавательная 
функция морали. Моральное познание выступает 
основой нравственного воспитания личности. 
Давая человеку адекватное знание - необходимую 
информацию о нравственных нормах и ценностях, 
мораль вооружает нас «секретами» человеческого 
поведения и общения. Познавательную функцию 
можно рассматривать и как ценностно-ориентирующую, 
ибо моральные знания, в отличие, например, 
от естественнонаучных, не бесстрастны, 
а всегда наполнены некоторым оценочным 
смыслом, нацеливают личность на определенные 
смысложизненные ценности. 
2.5.Коммуникативная функция.
Эта функция морали заключается в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором, формообразующим элементом и результатом человеческого общения, которое, таким образом, невозможно без морали и вне морали.
С первого момента общения между людьми устанавливается негласная договоренность: вести общение на определенных условиях. Ими как раз и выступают моральные нормы, которые нащупываются исподволь или декларируются сразу, но в любом случае в процессе дальнейшего общения из условий они превращаются в действенные факторы общения, обеспечивая или дружелюбие, или враждебность. Соответственно складываются и формы общения: от диалогического взаимопонимания до антагонистических конфликтов.
  Ориентирует 
человека в мире окружающих его культурных 
ценностей. Вырабатывает систему предпочтения 
одних моральных ценностей другим, позволяет 
выявить наиболее нравственные оценки 
и линии поведения.  
2.7. Мотивационная функция.
     Она 
позволяет человеку оценивать и 
по возможности оправдывать свое 
поведение с помощью 
     Мораль 
- это специфический способ духовно-практического 
освоения мира, предполагающий особое 
ценностно-императивное отношение 
к нему. Сущность морали состоит 
в том, чтобы обеспечить баланс личного 
и общественного блага, регулируя 
и регламентируя поведение 
     Любые 
изменения в материальных отношениях 
порождают новую направленность 
интересов людей. Существующие моральные 
нормы перестают 
     Можно 
сделать вывод, что суть механизма 
морального развития заключается в том, 
что практика поведения находит оптимальные 
образцы, которые затем оформляются в 
виде так называемых моральных кодексов 
или официальных моральных систем. 
 
 
 
Список использованной литературы
1.Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. - М.: Филол. о-во "СЛОВО": ООО "Изд-во "ЭКСМО"", 2003. - 672 с.
2.Анисимов С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2001. 450 с.
3. Е.В. Николаева. Философия: Учебное пособие. – Мн.: изд. В.М. Скакун, 2007. – 320 с.
4. Ивлева 
М.И. О понятии бытия в философии Е.А. Боброва 
// История  
философии, 1999. 420с.