Мораль, ее структура и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 10:27, курсовая работа

Краткое описание

Прежде чем говорить о структуре и функциях морали, хочется отметить, что «Мораль» восходит к латинскому слову «mos», обозначающему «нрав». Также существует другое значение этого слова - закон, правило, предписание.

Оглавление

Введение 3
1.Структура морали. 4
1.1.Моральное сознание 4
1.2. Моральное поведение 5
1.3. Моральные отношения 7
2.Функции морали 8
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Реферат - философия.docx

— 40.50 Кб (Скачать)

     Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись. Чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и  людей дает возможность оценить  их перспективы, получить целостное  представление о смысле их и своей  жизни.

  2.4. Воспитательная функция.

     Воспитательная функция морали определяется ее участием в формировании человеческой личности и ее самосознании. Господствующие в обществе моральные нормы и принципы в процессе обучения и образования целенаправленно вносятся в сознание человека, прививаются ему. Мораль формирует потребность относиться к другим, как к самому себе, возвышать себя через возвышение других, осознавать последствия своих действий. Реализуется воспитательная функция морали в процессе освоения личностью нравственного опыта предшествующих поколений, формирования положительных нравственных чувств, убеждений, привычек. Воспитательное воздействие морали на личность осуществляется с помощью различных приемов - от убеждения и принуждения до самодисциплины и самовоспитания.6

     С воспитательной тесно связана познавательная функция морали. Моральное познание выступает основой нравственного воспитания личности. Давая человеку адекватное знание - необходимую информацию о нравственных нормах и ценностях, мораль вооружает нас «секретами» человеческого поведения и общения. Познавательную функцию можно рассматривать и как ценностно-ориентирующую, ибо моральные знания, в отличие, например, от естественнонаучных, не бесстрастны, а всегда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливают личность на определенные смысложизненные ценности. 

2.5.Коммуникативная функция.

     Эта функция морали заключается в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором, формообразующим элементом и результатом человеческого общения, которое, таким образом, невозможно без морали и вне морали.

     С первого момента общения между  людьми устанавливается негласная  договоренность: вести общение на определенных условиях. Ими как раз и выступают моральные нормы, которые нащупываются исподволь или декларируются сразу, но в любом случае в процессе дальнейшего общения из условий они превращаются в действенные факторы общения, обеспечивая или дружелюбие, или враждебность. Соответственно складываются и формы общения: от диалогического взаимопонимания до антагонистических конфликтов.

2.6.Ценностно-ориентирующая функция.

  Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.  

2.7. Мотивационная функция.

     Она позволяет человеку оценивать и  по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные  мотивы – важнейший элемент нравственного  поведения личности.

Заключение

 

     Мораль - это специфический способ духовно-практического  освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение  к нему. Сущность морали состоит  в том, чтобы обеспечить баланс личного  и общественного блага, регулируя  и регламентируя поведение людей  в обществе. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует человека. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия  на бытие человека. Для успешного  функционирования и развития морали важно свободное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность и единство.

     Любые изменения в материальных отношениях порождают новую направленность интересов людей. Существующие моральные  нормы перестают соответствовать  их новым интересам и, следовательно, оптимально регулировать общественные отношения. Их выполнение уже не дает желаемого результата. В таких  условиях незамедлительно меняется практическое массовое поведение людей, игнорирующих существующие моральные  нормы; складываются новые отношения - и все это фиксируется общественным сознанием в виде новых норм.

     Можно сделать вывод, что суть механизма морального развития заключается в том, что практика поведения находит оптимальные образцы, которые затем оформляются в виде так называемых моральных кодексов или официальных моральных систем. 
 
 
 

Список  использованной литературы

1.Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. - М.: Филол. о-во "СЛОВО": ООО "Изд-во "ЭКСМО"", 2003. - 672 с.

2.Анисимов С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2001. 450 с.

3. Е.В. Николаева. Философия: Учебное пособие. – Мн.: изд. В.М. Скакун, 2007. – 320 с.

4. Ивлева М.И. О понятии бытия в философии Е.А. Боброва // История  
философии, 1999. 420с.

Информация о работе Мораль, ее структура и функции