Функции рынка. Структура и инфраструктура рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 13:39, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.

Оглавление

I.ВВЕДЕНИЕ……………………...……..…………….2
II.Рынок и рыночная экономика……...……..……..4
III.Функции рынка. Структура и инфраструктура рынка …………………………………………………13
IV.Преимущества и недостатки рынка……..……25
V.Заключение………………………………………...29
VI. Список используемой литерауры……………..31

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

ПЛАН

I.ВВЕДЕНИЕ……………………...……..…………….2

II.Рынок и рыночная экономика……...……..……..4

III.Функции рынка. Структура и инфраструктура рынка …………………………………………………13

IV.Преимущества и недостатки рынка……..……25

V.Заключение………………………………………...29

VI. Список используемой литерауры……………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.ВВЕДЕНИЕ

 

 

Современная экономика  развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения  основных экономических проблем. Она  формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Актуальность  выбранной темы обусловлена переходом  от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.

Актуальность  определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка.

 

 

 

 

 

 

II.Рынок и Рыночная экономика.

 

   Понятие рынка  в общих чертах известно любому  человеку, осуществляющему какие-либо  покупки. В тоже время понятие рынка многопланово. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромные количества людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.

   Привести краткое  и однозначное определение рыночной  системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее, раз и навсегда данное явление, а

процесс эволюции экономических  отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов  труда и ресурсов, поступающих  в индивидуальное и производственное потребление.

   Рынок представляет  собой особую, универсальную систему  принципов использования ограниченных  ресурсов в сферах и отраслях, удовлетворяющих интересам растущего благосостояния общества.

   Невмешательство  государства в механизм хозяйствования, защита конкуренции и права получения законных доходов оказались наиболее приемлемыми для преодоления противоречия между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей людей в разнообразных товарах.

   Современная экономика-это  постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и

доставляются в самые  отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие денежный эквивалент этих товаров.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный “поток” купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и  деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

 

   Решая задачи со многими  экономическими переменными, рынок  беспристрастно и жестко осуществляет  отбор ресурсов, товаров и способов

производства. Для одних участников рынка требования этого отбора оказываются  непомерными, и они выбывают из “игры” по причине убытков и банкротства. Экономический успех, прибыли других участников свидетельствуют об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять саморегулируемость в движении потоков товаров, доходов и денег.

 

 

Чтобы понять, как  действует рыночная экономика, следует  признать существование пяти фундаментальных  вопросов, на которые каждая экономическая  система должна находить ответ. Вот  эти вопросы.

  1. Сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?
  2. Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества?
  3. Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию производства?
  4. Кто должен получить эту продукцию? В частности, как должна распределяться продукция между индивидуальными потребителями?
  5. Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться  надлежащих коррекцией в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и технологии производства?

Все эти вопросы  существуют лишь потому, что потребности  общества безграничны, а ресурсы, способные данные потребности удовлетворить, ограничены.

 

 

    Функционирование  рыночного хозяйства базируется  на конкуренции между товаропроизводителями  и покупателями. Именно они устанавливают  цены на товары и услуги. Но, памятуя то, что предприятия руководствуются мотивом получения прибыли и недопущения убытков, можно сделать вывод: производиться будут лишь те товары, выпуск которых  может принести прибыль, а те товары, производство которых влечет за собой убытки, выпускать не будут. При этом известно, что получение прибыли или ее отсутствие предопределяют две вещи: общий доход, получаемый фирмой от продажи своего продукта; общие издержки его производства.

Как общий доход, так и общие издержки - это величины, образуемые соотношением "цена - время - количество продукта". Общий доход исчисляется умножением цены продукта на количество проданного продукта, общие издержки - умножением цены каждого ресурса на количество использованного в производстве, а затем - суммированием затрат на каждый ресурс.

Однако возникает  вопрос: действительно ли не будут  выпускаться товары, не приносящие предприятию прибыль? Чтобы ответить на него, нужно уяснить такое понятие, как "экономические издержки". Это - платежи, которые необходимо произвести, чтобы приобрести и сохранить в своем распоряжении нужные количества таких ресурсов, как капитал, сырье, рабочая сила и предпринимательские. Следует отметить, что талант предпринимателя - тоже редкий ресурс, и должен быть заслуженно оплачен, поскольку без него существование предприятия, т.е. производство продукции путем объединения перечисленных четырех факторов, стало бы невозможным. И продукт будет производиться лишь тогда, когда общий доход от его продажи достаточно велик, чтобы можно было выплатить заработную плату, процент, ренту и нормальную прибыль. В том случае, когда доход превышает экономические издержки, т.е. появляется чистая прибыль,  эта часть доходов оседает у предпринимателя и может быть расходована так, как ему представляется нужным. Если же рассматривать макроэкономические тенденции, то наличие прибыли в отрасли служит свидетельством того, что отрасль процветает. У такой отрасли возникнет тенденция к превращению в расширяющуюся отрасль по мере того, как новые фирмы, привлекаемые этой сверх нормальной прибылью, станут создаваться или перемещаться сюда из менее прибыльных отраслей. Однако появление в отрасли новых фирм представляет собой само ограничивающийся процесс. С вступлением новых фирм в отрасль рыночное предложение ее продукта возрастет по отношению к рыночному спросу. Это постепенно снижает рыночную цену на данный продукт, пока она со временем не достигнет уровня, при котором экономическая прибыль исчезнет; иными словами, конкуренция сводит эту прибыль на нет. Такое соотношение рыночного предложения и спроса, когда экономическая прибыль становится нулевой, и определяет общее количество произведенного продукта. В этой ситуации отрасль достигает своего "равновесного объема производства", по крайней мере, до тех пор, пока новые изменения в рыночном спросе и предложении не нарушат это равновесие. Обратное происходит тогда, когда в отрасли после насыщения (стабилизации) рынка падает спрос на ее продукцию или уровень предложения выше уровня спроса. В этом случае чистая прибыль пропадает, и возникает нехватка средств на покрытие экономических издержек. Тогда фирмы вынуждены сокращать производство или переходить в другую отрасль. В свете сказанного "рыночная свобода" - понятие относительное: с одной стороны, инициатива предпринимателя свободна, с другой - сами рыночные механизмы весьма сильно ограничивают предпринимателя.

Как же должно быть организовано производство в рыночной экономике? Этот фундаментальный вопрос состоит из трех подвопросов: как  должны распределяться ресурсы между  отдельными отраслями? какие именно фирмы должны осуществлять производство в данной отрасли? какие комбинации ресурсов, какую технологию каждая фирма должна применять? На первый вопрос ответ уже был дан: рыночная система направляет ресурсы в те отрасли, на продукты которых потребители предъявляют достаточно высокий спрос, чтобы производство этих продуктов могло быть прибыльным; одновременно, такая, система лишает неприбыльные отрасли редких ресурсов. Второй и третий под вопросы тесно взаимосвязаны. В конкретной рыночной экономике  производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять экономически наиболее эффективные технологии производства, при выборе которых следует учитывать, что экономическая эффективность зависит, прежде всего, от двух факторов: от имеющейся технологии, т.е. от альтернативных  комбинаций ресурсов, производства, которые обеспечивают выпуск желаемой продукции; от цен, по которым можно приобрести необходимые ресурсы.

Комбинация  ресурсов, которая экономически наиболее эффективна, зависит не от физических или инженерных характеристик продукции, обеспечиваемых имеющейся технологией, но также от относительной стоимости необходимых ресурсов, измеряемой рыночными ценами на них. Следовательно, технология, требующая применения лишь нескольких физических ресурсов для производства данного объема продукции, может оказаться экономически отнюдь не эффективной, если на необходимые ресурсы существуют слишком высокие рыночные цены. Иными словами, экономическая эффективность означает получение данного объема продукции при наименьших затратах редких ресурсов, причем как продукция, так и применяемые ресурсы измеряются в стоимостном выражении. Следовательно, наиболее экономичная комбинация ресурсов и будет наиболее эффективной, а значит, будет использоваться для производства данного товара.

В разрешении проблемы распределения общего объема продукции  рыночная система играет двоякую  роль. Вообще говоря, любой данный продукт  распределяется между потребителями  на основе их способности и желания  заплатить за него существующую рыночную цену.

А что определяет способность потребителя заплатить  равновесную цену за определенный продукт? Размер его денежного дохода. В  свою очередь, денежный доход зависит  от количества различных материальных и людских ресурсов, поставляемых получателем дохода на рынок, и от цен, по которым эти ресурсы могут быть проданы на ресурсном рынке. Таким образом, цены на ресурсы играют ключевую роль в формировании размера дохода, который каждое домохозяйство готово предложить в обмен на часть общественного продукта. А такая готовность купить данный продукт зависит от того, отдает ли потребитель предпочтение этому продукту, когда он сравнивает его с другими имеющимися близкими заменителями продукта и относительными ценами на них. Следовательно, цены на продукты, в свою очередь, играют ключевую роль в формировании структуры расходов потребителей.

Необходимо  подчеркнуть, что рыночной системе  как механизму распределения  общественного продукта не свойственны  какие-либо этические принципы. Домохозяйства, которым различными путями удалось сосредоточить в своем распоряжении крупные суммы денег,  могут распоряжаться большими долями общественного продукта. Другие, поставляющие на рынок неквалифицированные и сравнительно непроизводительные трудовые ресурсы в обмен на низкую заработную плату, получают скудные денежные доходы и соответственно малые доли национального продукта.

Ориентирующая роль цен занимает важное место в  способности рыночной системы приспосабливаться  к изменениям спроса и предложения  на данный вид услуг, товара или ресурсов. Разберем для примера экономическую систему, состоящую из двух отраслей (А и В). Предположим, что после стабилизации в обоих отраслях произошла перемена спроса так, что в одной отрасли (А) спрос поднялся, а в другой (В) - упал.

Экономическая прибыль, которая возникает сразу же в результате повышения спроса на товар А, не только создает для этой отрасли стимул к расширению, но и обеспечивает ее дополнительными средствами на приобретение ресурсов, необходимых для ее роста. Более высокие цены на данные товары позволяют фирмам данной отрасли платить более высокие цены за ресурсы и тем самым отвлекать ресурсы из других сфер, где их применение не столь  настоятельно требуется  Сигнал о готовности и способности использовать больше ресурсов в производстве товаров отрасли А поступает на ресурсный рынок в форме увеличения спроса на ресурсы. Практически противоположный процесс происходит в переживающем спад производстве товаров отрасли В. Убытки, которые влечет за собой сокращение потребительского спроса, сразу же порождают снижение спроса этой отрасли на ресурсы. Рабочая сила и другие ресурсы, высвобождаемые из свертываемого производства товаров В, могут теперь найти свое применение в расширяющемся производстве товаров отрасли А. К тому же увеличение спроса на ресурсы для производства товаров А означают более высокие цены на ресурсы для этой отрасли по сравнению с теми, какие существуют  на ресурсы для отрасли В, где снижение спроса на ресурсы снизило цены на них. Возникающая разница в ценах на ресурсы создает для владельцев ресурсов стимул к увеличению собственных выгод путем перераспределения своих ресурсов из отрасли В в отрасль А. А это, разумеется, то самое перераспределение, которое необходимо, чтобы  осуществилось расширение производства товаров отрасли А и сокращение производства товаров отрасли В.

Способность рыночной системы сигнализировать об изменениях в такой базисной сфере, как потребительские  вкусы, и вызывать надлежащую реакцию  со стороны предприятий и поставщиков  ресурсов называется направляющей, или ориентирующей, функцией цен. Воздействуя на цены продуктов и на прибыли, изменения в потребительских вкусах диктуют расширение одних отраслей и сокращение других. Эти корректировки осуществляются через ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся отрасли  предъявляют  больший спрос на ресурсы, а сокращающиеся - снижают на них спрос. Возникающие в результате этого изменения ресурсных цен переориентируют ресурсы из сокращающихся  в расширяющиеся отрасли. При отсутствии рыночной системы некоему  административному ведомству, вероятно правительственному плановому органу, пришлось бы взять на себя задачу направления хозяйственных институтов и ресурсов в конкретные виды производства.

Информация о работе Функции рынка. Структура и инфраструктура рынка