Функции рынка. Структура и инфраструктура рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 13:39, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.

Оглавление

I.ВВЕДЕНИЕ……………………...……..…………….2
II.Рынок и рыночная экономика……...……..……..4
III.Функции рынка. Структура и инфраструктура рынка …………………………………………………13
IV.Преимущества и недостатки рынка……..……25
V.Заключение………………………………………...29
VI. Список используемой литерауры……………..31

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Аналогичный проведенному анализ показывает, что рыночная система  соответственно приспосабливается к аналогичным фундаментальным изменениям в структуре предложения разных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Функции рынка. Структура и инфраструктура рынка.

Рынок - это вся система  многообразных экономических отношений  между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности. Чтобы хотя бы в общих чертах уяснить смысл, суть, содержание рынка, надо рассмотреть принципы рыночной экономики и ее структуру.

   Принцип свободы экономической,  хозяйственной, предпринимательской  деятельности личности, семьи, социальной  группы, предприятия во всех сферах  жизни в рамках соблюдения  законности предопределяет возможность любого экономического субъекта реализовать свои способности, желание самым активным образом по собственному выбору участвовать в общественном производстве, быть товаропроизводителем или посредником между производителем и потребителем, организовать свое дело. В этом основополагающем принципе есть две стороны: предоставление каждому активному субъекту собственнических и предпринимательских прав, помогающих воплотить замыслы в конкретные объекты, а также ликвидация чрезмерных ограничений на формы, виды, объемы предпринимательства предприятий и граждан. Необходимо вместе с тем понимать, что свобода действий предпринимателя в условиях рыночной экономики не является абсолютной. Она, как и в любой другой экономической системе, ограничена, прежде всего, законами. На них основан принцип государственного регулирования рынка и рыночных отношений. Любая рыночная экономика в цивилизованном государстве регулируема. Вопрос может быть поставлен лишь о мерах и способах государственного воздействия на рынок и законодательного оформления подкрепляющих их юридических

актов. В качестве инструментов регулирования  рынка выступают государственные  программы, налогообложение, финансово-кредитная  и банковская системы, трудовое законодательство, ценовые ограничения, противомонопольные меры. Важно и то, что рыночная свобода возникает не просто так, она сопряжена с экономической ответственностью и риском предпринимателя. Рыночная экономика, вводя равноправие многообразных форм собственности, опираясь на ее  приватизацию, возбуждает чувство ответственности, ибо он может потерять деньги, имущество, работу.

   Кроме того, рынок подрывает  диктат производителя, способствуя  диктату над ним со стороны  потребителя. В этом смысле  рыночная экономика  опирается  на принцип примата потребителя,  его главенства. Противопоставить ему можно административно-командную экономику, которая опирается на  власть производителя над потребителем, превращающую последнего под воздействием очередей и нехватки в покорного просителя, говорящего спасибо за все, что ему дают. В рыночной экономике ценовой механизм и система конкуренции вызывают соперничество между производителями в борьбе за покупателя, потребителя. Появляется особый вид ответственности перед потребителем, ибо его потеря означает снижение дохода, прибыли, а иногда и крах фирмы.

   Рыночной экономике свойствен  принцип рыночного ценообразования.  Как известно, цена формируется  на рынке в результате торга  продавца и  покупателя, взаимодействия спроса и предложения. Эта цена возникает в итоге установления баланса противонаправленных тенденций: желания одной стороны продать товар подороже и другой стороны - купить подешевле. В нормально функционирующей экономике цена на свободном рынке не опускается ниже себестоимости и не поднимается выше суммы себестоимости и прибыли, соответствующей среднему нормативу рентабельности. Продавать по более низкой цене просто невыгодно, а при высокой прибыльности товара его тут же начинают производить и продавать конкуренты, и цена падает.

   Рыночной экономике присущ  принцип договорных, контрактных отношений. В нашей практике это означает переход от управления по вертикали к

управлению по горизонтали, то есть на основе соглашения между равноправными  экономическими субъектами. Значительное ослабление распорядительства 

со стороны вышестоящих организаций в экономике рыночного типа, экономическая свобода хозяйствующих субъектов настоятельно потребует приведения в

действие механизмов саморегуляции, роль которых особенно важна на уровне предприятий, учреждений.

   Принцип открытости экономики означает, что свобода предпринимательства распространяется на внешнеэкономические связи и выражается в том, что

хозяйственные организации и предприятия  обладают правом осуществлять внешнеэкономические  операции при соблюдении определенных условий и

ограничений. Реализация этого принципа является основным условием интеграции страны в систему мирохозяйственных  связей и проникновения на

мировой рынок. Защита внутренних интересов  в условиях открытости экономики  обеспечивается соблюдением признанных международных норм и

установленного законодательства страны.

   Рыночная экономика немыслима  без реализации принципа конкуренции.  Без конкуренции рыночный механизм  не работает. Конкуренция должна 

быть, прежде всего, между отдельными товаропроизводителями, предприятиями, выпускающими однородную продукцию. Она крайне необходима во

избежание монополизации и захвата  рынка. Конкуренция представляет одно из самых эффективных и действенных  средств возбуждения деловой  активности,

использования достижений научно-технического прогресса, роста качества продукции, удовлетворения меняющихся запросов потребителей.

   Если централизованная экономика  опирается на непосредственное  управление материально-вещественными  объектами и процессами, то рыночная 

экономика тяготеет к управлению при помощи принципа воздействия на финансы и денежное обращение. Другими словами, рыночная экономика гораздо

полнее использует механизм стоимости и товарно-денежные отношения. В этом смысле можно утверждать, что рыночной экономике более присущи

экономические методы управления. На практике это находит воплощение в значительном повышении роли денег, кредита, банков, распределительной  и 

налоговой систем, цен.

   Основное свойство  экономики рыночного типа состоит  в распространении рыночных отношений на все хозяйственные сферы, проникновение их во

все отрасли, охват всех регионов страны. Это свойство можно  назвать всеобщностью рыночных отношений. Хотя глубина проникновения рыночных

отношений, широта охвата ими социально-экономических явлений и процессов различны в разных отраслях и секторах экономики, практически ни один из

них не оказывается вне  зоны воздействия рынка. Таким образом, вся экономика становится как  бы совокупностью многообразных  рынков, различающихся 

только степенью, мерой, глубиной проникновения рыночных отношений в отдельные части хозяйственной системы. Рынок существует уже не только в

качестве территориально и функционально обособленной ячейки экономики, но проникает в виде рыночных отношений во все клетки экономического

организма.

                                      

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций.

 Самая важная функция  рынка - регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена — сигнал к расширению производства, падает — сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о которой писал еще А.Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.

Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, информацию о количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Посредническая  функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Рынок выполняет санирующую  функцию. Она жестока,  но  экономиче-ски  оправдана. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

Рынок позволяет решать также проблемы уровня жизни, структуры и эффективности производства.

Рынок позволяет пользоваться общечеловеческими ценностями. Сам  рынок является достоянием мировой  цивилизации. Свои возможности он демонстрирует  в развитых странах, в развивающихся  государствах, причем вне зависимости от национальных, идеологических и других особенностей.

Механизм рынка освобождает  экономику от дефицита товаров и  услуг. И в теории, и на практике рыночная экономика преимущественно  бездефицитна в пределах тех ресурсов (включая импорт), которыми располагает страна. Дефицит противоречит экономическим интересам участников рынка. Расхождения между появлением потребности и ее удовлетворением возможны. Они обусловлены имеющимся в обществе научно-техническим потенциалом, наличием ресурсов, носят временный характер.

На рынке осуществляются реализация стоимости и доведение  товаров до потребителя. Рынок служит связующим звеном между производством и потреблением.

Рынок влияет на все фазы воспроизводства — производство, распределение, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.

Основными принципами функционирования рыночной экономики являются:

  • свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, социальной группы;
  • примат потребителя: появляется особый вид ответственности перед потребителем, и потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю;
  • рыночное ценообразование: цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения;
  • договорные отношения;
  • конкуренция;
  • государственное регулирование рынка и рыночных отношений. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская система;
  • открытость экономики: хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществления внешнеэкономических операций при соблюдении определенных условий и ограничений;
  • обеспечение социальной защищенности населения.

В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

По объектам обмена различают  рынок товаров, рынок услуг, рынок  капиталов, рынок ценных бумаг, рынок  труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок.

В пространственном разрезе  выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира.

По механизму функционирования различают свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия) рынки.

Иногда выделяют и  планово-регулируемый рынок. Здесь  ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения  играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.

В соответствии с действующим  законодательством той или иной страны различают легальный, или  официальный, и нелегальный, теневой, рынки.

Информация о работе Функции рынка. Структура и инфраструктура рынка