Договор коммерческой концессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Причиной, которая способствовала выбору именно этой темы, стало то, что эта тема интересна с точки зрения применения на практике, т.к. франчайзинг является средством, которое обеспечивает сотрудничество крупной компании, заинтересованной в развитии своей сети, и собственников розничных предприятий, заинтересованных в участии в крупной торговой компании, снижении рисков, увеличении объемов продаж. Следовательно, тем, кто решит использовать схему франчайзинга в своем бизнесе необходимо иметь чёткие представления о его правовой базе и особенностях применения законодательных норм относительно договора коммерческой концессии.
Предметом курсовой работы являются договор коммерческой концессии, его существенные условия. Целью курсовой работы является выявление сущности правовых аспектов договора коммерческой концессии.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
Глава I. История развития коммерческой концессии........................................5
Глава II. Общая характеристика договора коммерческой концессии и его
сущность, форма и порядок его заключения.........................................9
§1 Общая характеристика договора коммерческой концессии................9
§2 Сущность договора коммерческой концессии....................................11
§3 Требования, предъявляемые к договору коммерческой концессии..13
Глава III. Содержание и исполнение договора коммерческой концессии......16
§1 Содержание договора коммерческой концессии................................16
§2 Исполнение договора коммерческой концессии.................................19
Заключение.............................................................................................................
Библиография.........................................................................................................28

Файлы: 1 файл

курсовая кп.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

     В качестве вывода по разделу  необходимо указать, что исполнение договора коммерческой концессии предполагает осуществление прав и обязанностей сторон согласно условиям договора. При этом закон закрепляет принцип обеспечения стабильности ранее возникших отношений, ограничивает возможность случайного разрушения уже сложившихся связей в интересах участников договора и экономического развития в целом. Закон не исключает права пользователя с согласия правообладателя уступать часть своих исключительных прав по договору субконцессии в рамках уже возникших первоначальных (основных) отношений. Динамика договора (его изменение, прекращение, передача прав по соглашению о субконцессии) предполагает соблюдение процедур государственной регистрации в Роспатенте. Договор коммерческой концессии имеет ряд общих черт с договорами иного рода – лицензионными, уступки прав, аренды, доверительного управления имуществом. 

 

      Заключение

     Обобщая материалы курсовой работы, следует  указать, что в новейший период гражданского законодательства России получили закрепление некоторые качественно новые виды договоров, в частности, договор коммерческой концессии. Коммерческая концессия (франчайзинг) используется уже достаточно давно в развитых странах. С введением этого понятия в современной жизни и закреплением  норм в законодательстве, бесспорно, можно связать широкое распространение франчайзинга и использование договоров коммерческой концессии в России. Несмотря на относительно короткий срок истории правового регулирования этого договора, данный вид соглашений устоялся на практике, получил дальнейшее нормативное развитие после принятия четвертой части ГК РФ.

     Юридическая сущность данного договора состоит  в том, что по нему одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (ст. 1027 ГК РФ)

     Для внешнего оформления соглашения о коммерческой концессии закон устанавливает достаточно строгие требования соблюдения обязательной письменной формы и государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте). Несоблюдение этих требований влечет ничтожность соглашения. Регистрация собственно договора коммерческой концессии сопровождается и регистрацией передачи тех исключительных прав, которые в ходят в его предмет как имущественных комплекс прав, в соответствующих реестрах. Исключение составляют права, не требующие регистрации.

     Заключение  договора коммерческой концессии предполагает согласование сторонами тех условий, которые в законе именуются существенными. Существенные условия договора  - это условия о предмете договора и о цене (размере вознаграждения). Иные условия договора – о сроке использования, о территории и проч. следует полагать обычными условиями.

     Помимо  существенных стороны могут согласовывать  условия о сроках и территории использования исключительных прав. Данные условия предопределяют основные права и обязанности сторон, в том числе правовые ограничения по отношению к сторонам и к третьим лицам, которые вытекают из требований антимонопольного законодательства.

     Обеспечение стабильности отношений в процессе исполнения договора закон предусматривает  наделение пользователя преимущественным правом заключения договора на новый срок, сохранение договора коммерческой концессии в силе при перемене сторон и сохранение договора коммерческой концессии в силе в случае «выбытия» отдельных исключительных прав из переданного имущественного комплекса исключительных прав.

     Закон не исключает права пользователя с согласия правообладателя уступать часть своих исключительных прав по договору субконцессии в рамках уже возникших первоначальных (основных) отношений. В отдельных случаях такая уступка является обязанностью пользователя.

     Динамика  договора (его изменение, прекращение, передача прав по соглашению о субконцессии) предполагает соблюдение процедур государственной  регистрации. Договор коммерческой концессии имеет ряд общих черт с договорами иного рода – лицензионными, об уступке прав, аренды, доверительного управления имуществом.

     Таким образом, договор коммерческой концессии  по гражданскому законодательству России является относительно новым специальным  видом договорного обязательства, по которому известный правообладатель комплекса исключительных прав получает возможность, не вкладывая дополнительных средств, продвигать на рынке свои товары (работы, услуги) посредством и усилиями одного или нескольких предпринимателей-пользователей исключительных прав.

     Стоит отметить, что в последние годы  по схеме франчайзинга с использованием договоров коммерческой концессии  было открыто множество хозяйствующих субъектов в торговле, сфере обслуживания хозяйствующих субъектов не только в России, но и в Иркутске, например, такие как «Subway», «Love Republic», «Kira Plastinina», «Savage», «Sela», «Baskin Robbins», «Carlo Pazolini», «ТВОЕ» и т.д. Это говорит о том, что схема франчайзинга стала достаточно популярна в использовании, и, следовательно, часто применяются договоры коммерческой концессии. Все это требует  определенных знаний в области правового регулирования договоров коммерческой концессии и сопряженных с ними отношений. При выполнении курсовой работы автор выполнил поставленные цели и задачи.

 

      Библиография

Нормативные правовые акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изм. и доп.) // СПС «Гарант».
  2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»// СПС «Гарант».
  3. Приказ Роспатента от 5 марта 2004 г. № 30 «О Порядке ведения Государственного реестра изобретений Российской Федерации» // СПС «Гарант».
  4. Приказ Роспатента от 5 марта 2004 г. № 28 «О Порядке ведения Государственного реестра промышленных образцов Российской Федерации» // СПС «Гарант».
  5. Приказ Роспатента от 5 марта 2004 г. № 31 «О Порядке ведения Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации» // СПС «Гарант».
  6. Приказ Роспатента от 5 марта 2004 г. № 29 «О Порядке ведения Государственного реестра полезных моделей Российской Федерации» // СПС «Гарант».
  7. Приказ Роспатента от 29 апреля 2003 г. № 64 «О Правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных» (с изм. и доп.) // СПС «Гарант».

Литература

  1. Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М.: Волтерс Клувер, 2009. 564c.
  2. Гражданское право: Учебник в 4 т. Том 2. Полутом 1 / Под ред. Е.А.Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2008. 489c.
  3. Гражданское право: Учебник в 4 т. Том 4. / Под ред. Е.А.Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2010. 453c.
  4. Гражданское право. Часть первая. / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П.Сергеева.- СПб.: Изд-во ТЕИС, 2009. 785с.
  5. Евдокимова В. Франшиза и договор коммерческой концессии в Гражданском кодексе Российской Федерации // Интеллектуальная собственность. 2001. №4. С.25-28.
  6. Зуйкова Л.П. Коммерческая концессия // Экономико-правовой бюллетень. 2008, № 4.
  7. Зуйкова Л.П. Коммерческое обозначение // Экономико-правовой бюллетень. 2008. № 4.
  8. Зуйкова Л.П. Ноу-хау // Экономико-правовой бюллетень. 2008. № 4.
  9. Зуйкова Л.П. Товарный знак и знак обслуживания // Экономико-правовой бюллетень. 2008. № 4.
  10. Зуйкова Л.П. Фирменное наименование // Экономико-правовой бюллетень. 2007. № 6.
  11. Новосельцев О. Франчайзинг: История развития, правовое регулирование, оценка // Финансовая газета. 2008. № 21.
  12. Орлова О.А. Место и роль договора коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров // Законодательство и экономика. 2009. № 6.
  13. Предпринимательское право Российской Федерации / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2008. 398с.
  14. Смирнов С. Регистрация договоров коммерческой концессии// Корпоративный юрист. 2008. № 4.
  15. Стажкова М.М. Договор франчайзинга: правовые основы, учет и налоги. М.: Статус-Кво 97, 2009. 289с.

Информация о работе Договор коммерческой концессии