Договор коммерческой концессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование специфики отношений, свойственных договору коммерческой концессии.

Исходя из изложенной цели, в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть сущность франчайзинга;
- проанализировать понятие договора коммерческой концессии и его особенности;
- проанализировать права и обязанности сторон по договору коммерческой концессии;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Сущность договора концессии 4
1.1 Понятие договора коммерческой концессии и его соотношение с договором франчайзинга 4
1.2. Правовое регулирование франчайзинга в Российской Федерации 8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

kursovaya_koommm.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Система франчайзинговых отношений  для России является новой, хотя перечень наиболее известных компаний, существующих на российском рынке благодаря коммерческой концессии, достаточно внушителен: "Макдоналдс", "Кока-кола", "Пепси-кола", "Баскин Роббинс" и многие другие. В настоящее время все большее распространение получает организация предпринимательской деятельности на основе франчайзинга и среди российских компаний - владельцев товарных знаков, таких как ЗАО "ТД "Перекресток", АО "Калинка", ЗАО "ПФК БИН".

В настоящее время более заметную роль в экономике страны стал играть малый и средний бизнес. При  росте безработицы в стране все  больше политиков и экономистов  обращаются к такого рода бизнесу  как источнику новых рабочих  мест. Малое предпринимательство способствует развитию конкуренции и обладает следующими достоинствами:

- способностью быстро и гибко  реагировать на запросы рынка  в различных областях деятельности;

- большой восприимчивостью к  изменению спроса на рынке; 

созданием дополнительных мест и обеспечением занятости местного населения в крупных городах и в малонаселенных пунктах;

Введение в действие 01.01.1996г. части II Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором присутствует глава 54 ГК РФ «Коммерческая концессия», ставит новые задачи, связанные с необходимостью всестороннего изучения и научного анализа юридической конструкции договора коммерческой концессии и выявлением проблем, возникающих в процессе ее реализации.

Целью работы является исследование специфики отношений, свойственных договору коммерческой концессии.

Объектом является исследование процесса развития отношений франчайзинга в России, опосредуемых договором коммерческой концессии.

Предметом исследования являются правоотношения, возникающие при реализации договора коммерческой концессии.

Исходя из изложенной цели, в работе ставятся следующие  задачи:

- рассмотреть сущность франчайзинга;

- проанализировать понятие договора  коммерческой концессии и его особенности;

- проанализировать права и обязанности  сторон по договору коммерческой концессии;

Следует отметить, что литературные и научные источники, затрагивающие основные аспекты франчайзинга, опосредованного в России договором коммерческой концессии, - это в основном работы отечественных авторов, которые дают анализ международного опыта, разъясняя специфику и законодательное регулирование такого способа осуществления предпринимательской деятельности в развитых странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность договора концессии

1.1 Понятие договора коммерческой концессии и его соотношение с договором франчайзинга

 

 

Коммерческая концессия – совершенно новый правовой институт, ранее неизвестный  отечественной системе права. Дореволюционное  право России, а также право  социалистического периода развития нашего государства не знали ни договора франчайзинга, ни договора коммерческой концессии. Впервые соответствующий договор нашел свое отражение в ч. 2 гл. 54 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), и это следует рассматривать как заметное достижение российского законодательства и российской правовой теории.

Учитывая то, что данный способ осуществления предпринимательской  деятельности является заимствованным из практики предпринимательской деятельности зарубежных государств, теоретический  интерес и практическую значимость представляет собой сопоставление понятия «коммерческая концессия» с прочими понятиями, используемыми в международной практике и научно-популярной литературе применительно к данному способу. Таковыми являются, в частности, понятия «франчайзинг», «франшиза».

Этимологически слово «франчайзинг»  происходит от английского «franchising»  – право, привилегия, а «франшиза» – от французского «franchise» – льгота, привилегия. По своей сути эти два  термина равнозначны, и различия между ними обусловлены особенностями  транскрипции терминов при переводе на русский язык англоязычной или франкоязычной литературы.1

В России по сложившейся практике делового оборота термин «франчайзинг»  используется преимущественно для  обозначения определенной системы  организации рыночных отношений концессионного вида в целом, термин же «франшиза» – для определения договорных отношений между контрагентами при реализации этой системы отношений на практике.2

Некоторые из авторов склонны считать, что понятия «коммерческая концессия» и «франчайзинг» являются синонимами. Такое мнение излагает О. Новосельцев: «По своему содержанию термины “франчайзинг” и “франшиза” соответствуют содержанию определенных в гл. 54 Гражданского кодекса РФ терминов “коммерческая концессия” и “договор коммерческой концессии”»3.

Другие авторы высказывают противоположное  мнение. Так, И. Рыкова в своей статье «Дистрибьюторы и концессионеры» излагает точку зрения, в соответствии с  которой «несмотря на некие общие  признаки коммерческой концессии с  франчайзингом, коммерческая концессия в общепринятом в международном сообществе понятии франчайзингом не является».4 В своей работе Н.В. Месяшная также не склонна ставить знак равенства между понятиями «коммерческая концессия» и «франчайзинг»: показательны в этом смысле сформулированные ею тезисы о том, что «договор франчайзинга отличается от договора коммерческой концессии» и понятие «коммерческая концессия» уже, чем понятие «франчайзинг».5

Являясь новым в российской юридической  практике, договор коммерческой концессии  признается одним из самых сложных (если не самым сложным) в гражданском праве. Прежде всего возникает вопрос: как договор коммерческой концессии соотносится с договором франчайзинга.

Гипотетически можно выдвинуть  следующие варианты ответа:

1) договор коммерческой концессии и договор франчайзинга – два самостоятельных каузальных договора;

2) договор коммерческой концессии  и договор франчайзинга – это  один и тот же договор, но  по-разному именуемый в российском  и зарубежном праве;

3) оба эти договора соотносятся  как часть и целое, т.е. один из них является разновидностью другого. В данном случае необходимо выяснить: договор коммерческой концессии является разновидностью договора франчайзинга или, наоборот, договор франчайзинга является разновидностью договора коммерческой концессии.

Для установления соотношения значений терминов «коммерческая концессия» и «франчайзинг» необходимо сопоставить понятия, соответствующие данным терминам, т.е. выявить конкретное смысловое содержание, вкладываемое в них. Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, необходимо дать легальное (законодательное) определение договора. Согласно ст. 1027 ГК, под коммерческой концессией понимается договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу–хау). Таким образом, указанный договор регулирует отношения по поводу использования одним лицом в своей предпринимательской деятельности исключительных прав другого лица на объекты интеллектуальной собственности и приравненные к ним средства индивидуализации товара, а также права на секреты производства и коммерческое обозначение.

Международная ассоциация франчайзинга дает ему следующее определение. Франчайзинг (franchise operation) – это контрактные взаимоотношения между франчайзером и предприятием-оператором, в рамках которых франчайзер предлагает или обязуется поддерживать такие области функционирования предприятия, как ноу–хау и обучение; при этом оператор ведет дело, используя общую торговую марку и технологию, владельцем которых является франчайзер, он же и контролирует их, и при этом оператор инвестирует существенную долю предприятия за счет собственных средств.6

Анализ различных формулировок и содержащихся в них признаков позволил сформулировать более емкое  определение франчайзинга. Франчайзинг представляет собой  форму предпринимательской деятельности, основанную на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, заключающуюся в возмездном предоставлении одной стороной (организацией, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (организации     или индивидуальному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарный знак или знак обслуживания, фирменный стиль), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которых другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.7

Таким образом, при сопоставлении  понятий, соответствующих терминам «коммерческая концессия» и  «франчайзинг», при рассмотрении конкретного смыслового содержания, вкладываемого в каждое из них, становится очевидным, что по договору коммерческой концессии предоставляются права, аналогичные тем правам, которые предоставляются по договору франчайзинга.

На начальной стадии исторического развития данного института гражданского права предмет договора коммерческой концессии отличался от предмета договора франчайзинга. Он не предусматривал обязательного предоставления пользователю права на фирменное наименование или коммерческое обозначение правообладателя. Договор коммерческой концессии (договор об исключительной продаже товаров) существует в практике зарубежных государств и сейчас (Франция, Бельгия, Швейцария и некоторые др.). Следует подчеркнуть, что понятие «договор коммерческой концессии» в российском законодательстве лексически совпадает с аналогичным договором в зарубежном праве – «contract de concession commerciale. Его предмет – предоставление исключительного права на продажу товара, производимого одним лицом, другому лицу, т.е. как бы уступка исключительного правомочия собственника – распоряжения товаром путем его продажи.8

Наиболее частой проблемой, встречающейся на практике, является необходимость отграничить лицензионный договор от договора коммерческой концессии и наоборот.

Часть четвертая ГК РФ делает единственным отличием договора коммерческой концессии от лицензионного  договора объект договора. В договоре коммерческой концессии объект – это комплекс исключительных прав, а в лицензионном договоре – право пользования объектом интеллектуальной собственности.9

1.2. Правовое регулирование  франчайзинга в Российской Федерации

 

 Правовое регулирование отношений  франчайзинга в Российской Федерации  отличается своей спецификой. В некоторых государствах франчайзинг имеет самостоятельное правовое регулирование, при этом не исключается использование норм других законов и инструкций.

Известно, что в США, Франции, Италии, Испании, Канаде, Бразилии, Румынии, Индонезии, Малайзии, Китае, Японии, Корее и в некоторых других странах существует специальное законодательство по франчайзингу.

Кроме того, в мире существуют страны (Франция, Германия, Россия), где законодательная основа содержится в других законах: Гражданский кодекс, законы, связанные с предпринимательской деятельностью различные нормативные акты, принятые правительством  или специализированными неправительственными организациями.

Соединенные Штаты Америки отличаются наиболее высоким уровнем развития специального франчайзингового законодательства, что связано с богатым опытом франчайзинга в этой стране. В США было впервые дано законодательное определение франчайзингу.

В законах разных штатов франшиза определяется в основном двумя способами: как сбытовая система и как общность интересов сторон франчайзинговых отношений.

В Вашингтоне, а также  Калифорнии и некоторых других  штатах франшиза определяется как  контракт устный или письменный, между двумя или более лицами, по которому:

1) франчайзи предоставляется право участвовать в предпринимательской деятельности по предложению, продаже или сбыту товаров и услуг в соответствии с маркетинговым планом или системой предписанной в значительной части франчайзером;

2) ведение предпринимательской деятельности франчайзи в соответствии с      таким планом или      системой в      значительной      степени ассоциируется с торговой маркой, маркой на услуги, торговым наименованием, логотипом, рекламой или иными коммерческими символами франчайзера или его дочерних предприятий;

3) франчайзи обязан уплатить прямо или косвенно франчайзинговый платеж.

В США было разработано руководство по единообразному предложению франшизы, широко известное как UFOC (The Uniform Franchise Offering Circular Guidelines), которое включает в себя требования и правила, встречающиеся во всех законах штатов.10

Среди европейских стран законодательное регулирование франчайзинга впервые было введено во Франции. Закон «О развитии коммерческих торговых предприятий и улучшении их экономического, правового и  социального окружения». Закон содержит два основных требования. Во-первых, франчайзер обязан предоставлять потенциальному франчайзи информацию о франшизе как минимум за 20 дней до подписания франчайзингового договора. Во-вторых, эта информация    должна    содержать    исчерпывающие    данные    о    предложенной франшизе. Закон предусматривает штраф - в качестве наказания за несоблюдение правил подачи информации. Также разрешено аннулирование франчайзингового соглашения с возмещением не только вступительного взноса,  уплаченного франчайзеру, но и потерянных полностью или частично по его вине инвестиций.

Информация о работе Договор коммерческой концессии