Договор коммерческой концессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование специфики отношений, свойственных договору коммерческой концессии.

Исходя из изложенной цели, в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть сущность франчайзинга;
- проанализировать понятие договора коммерческой концессии и его особенности;
- проанализировать права и обязанности сторон по договору коммерческой концессии;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Сущность договора концессии 4
1.1 Понятие договора коммерческой концессии и его соотношение с договором франчайзинга 4
1.2. Правовое регулирование франчайзинга в Российской Федерации 8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

kursovaya_koommm.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

Цель коммерческой концессии – содействовать продвижению на рынке определенных товаров, в частности, высокотехнического оборудования, которое, как правило, является средством производства других товаров, выполнения работ или оказания услуг16.

Договор коммерческой концессии  является консенсуальным (с латинского «consensus» – соглашение), т. к. договор считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям (предмет и цена договора).

Договор также является и возмездным, т.е. основанием исполнения обязательств по передаче исключительных прав, является встречное удовлетворение в виде вознаграждения.

Помимо консенсуальности и возмездности, договор коммерческой концессии  является взаимным, т. к. у обеих сторон этого договора права и обязанности одинаковы.

К элементам договора коммерческой концессии относят стороны договора, предмет, цена, срок, содержание и форма.

Сторонами договора коммерческой концессии являются правообладатель и пользователь. Согласно п. 3 ст. 1027 Гражданского кодекса РФ сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Правообладатель – это лицо, которому принадлежат комплекс исключительных прав, которые он передает для их дальнейшего использования, пользователю.

Пользователь – это лицо, получившее возможность использовать исключительные права.

Предмет договора коммерческой концессии сформулирован в определении этого договора. Согласно определению договора, предметом его выступает комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю.

К этим правам отнесены: права на фирменное  наименование, коммерческое обозначение, на охраняемую коммерческую информацию, право на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Пункт 2 ст. 1027 ГК РФ дополняет предмет договора возможностью использования деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя. Иными словами, предмет договора могут составлять как охраняемые законодательством результаты интеллектуальной деятельности лица, так и неохраняемые (например, коммерческий опыт, гражданско-правовая охрана которого возможна только в режиме коммерческой тайны).

Согласно статьям 128 и 138 ГК РФ под  исключительными правами следует понимать права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность) гражданина и юридического лица и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

В определении договора коммерческой концессии комплекс исключительных прав, составляющих предмет договора, описан не полностью. Следовательно, в  этот комплекс помимо перечисленных  прав могут входить и исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, а также на произведения литературы, искусства. Права на все эти результаты интеллектуальной деятельности по законодательству являются также исключительными правами (интеллектуальной собственностью) и могут по определению входить в предмет договора коммерческой концессии, если они используются в бизнесе.17

Правообладатель, передавая по договору комплекс исключительных прав, индивидуализирующих его бизнес, фактически разрешает использовать свою деловую репутацию. Однако она по договору не отчуждается, так как неразрывно связана с правообладателем и обычно учитывается при согласовании цены договора. Репутация – приобретенная общественная оценка, создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.08.92 №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» деловая репутация юридических лиц – одно из условий их успешной деятельности. По законодательству предметом договора коммерческой концессии может быть комплекс исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имеющие устоявшееся определение в законодательстве.

Таким образом, договор  коммерческой концессии имеет комплексный  предмет, позволяющий пользователю с помощью средств индивидуализации сразу же включиться в хозяйственную деятельность и полноценно действовать на рынке. Это подтверждается как самой сутью коммерческой концессии, так и рядом статей Гражданского кодекса (1028, 1029, 1031–1033, 1038–1040).

Цена (вознаграждение) – ее указание необходимо из особого характера предмета договора коммерческой концессии. Согласно ст. 424 ГК РФ цена устанавливается по соглашению сторон. Статья 1030 ГК РФ приводит некоторые возможные формы оплаты, однако оставляет сторонам свободу выбора.

Установлены следующий  порядок и формы вознаграждения по договору коммерческой концессии:

– в форме фиксированных разовых платежей (по окончании срока договора либо в порядке предоплаты);

– в форме фиксированных периодических платежей, в этом случае стороны определяют размер вознаграждения, а также суммы и срок очередного платежа;

– в форме отчислений от выручки: в этом случае Стороны определяют часть выручки (в процентном отношении), а также периодичность отчислений;

– в форме наценки на оптовую цену товара, передаваемых правообладателем пользователю для перепродажи;

– в иных формах, предусмотренных в Договоре (скидки к оптовой цене правообладателя, премии от отдельных сделок, бонусы и т.д.).

Срок же не относится к существенным условиям договора коммерческой концессии. Этот вывод вытекает из п. 1 ст. 1027 ГК РФ, согласно которому данный договор, может быть заключен на срок или без указания срока. Договор, заключенный без указания срока, длиться до тех пор, пока одна из сторон по своему желанию не расторгнет его, с учетом требований, предусмотренных п. 1 ст. 1037 ГК РФ. При этом при расторжении договора одна из сторон должна уведомить другую сторону за шесть месяцев, если Договором не предусмотрен более продолжительный срок (п. 1 ст. 1037 ГК РФ).

Форма и содержание (права  и обязанности сторон) договора коммерческой концессии мы рассмотрим подробнее  в дальнейшем.

Таким образом, можно  сделать вывод, что договор коммерческой концессии является самостоятельным  гражданско-правовым договором, применяемым только в предпринимательской деятельности.

Франчайзинг играет существенно  важную роль в экономике и может  вскоре стать преобладающей формой розничной торговли.18

 

 

 

2.2 Форма и регистрация договора

 

Договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность Договора (ст. 1028 ГК РФ). Договор должен быть заключён путём составления одного документа, подписанного обеими сторонами. Несоблюдение данных правил влечёт ничтожность Договора. Представляется, что такие требования связаны со сложностью данной сделки, многообразием ее условий, закрепить которые иначе, как в письменной форме, не представляется возможным.

Договор должен быть зарегистрирован органом, зарегистрировавшим правообладателя. Если правообладатель зарегистрирован в иностранном государстве, то регистрацию осуществляет орган, зарегистрировавший пользователя.

Согласно п. 1 ст. 51 ГК РФ, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.

Действительность договора коммерческой концессии не связана  с его регистрацией. Этот вывод  можно сделать исходя из абзаца 3 и 4 п. 2 ст. 1028 ГК РФ. Лишь в отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии вправе ссылаться на договор с момента его регистрации. В свою очередь в отношениях между правообладателем и пользователем договор имеет силу и без регистрации.

Незарегистрированный  договор, однако, определенным образом связывает стороны: если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме (здесь – в письменной), но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется по решению суда (п. 3 ст. 165 ГК РФ).

В том случае, когда  по Договору передается объект, охраняемый в соответствии с патентным законодательством, Договор подлежит также регистрации  в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков (п. 2 ст. 1028 ГК РФ).

Согласно ст. 1349 части 4 Гражданского кодекса РФ от 18.12.2006 г. №230-ФЗ объектами патентных прав являются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного конструирования, отвечающие ч. 4 ГК РФ требованиям к промышленным образцам.19

При несоблюдении этого  требования Договор считается ничтожным.

Необходимость регистрации связана с тем, что главной составляющей предмета договора коммерческой концессии являются права на фирменное наименование, товарный знак и прочие, при помощи которых производится индивидуализация предпринимателя и продаваемых им товаров. Отдавая права в концессию другому лицу, предприниматель ограничивает тем самым себя. Такие ограничения должны быть известны публике.

Регистрация договора коммерческой концессии является 
необходимой процедурой, поскольку в рамках регистрации проверяется 
правосубъектность сторон, принадлежность правообладателю объектов 
исключительных прав, права на использование которых передаются по 
договору коммерческой концессии20.

Рассмотрев первую главу  работы можно сделать вывод, что  договор коммерческой концессии  является консенсуальным, возмездным и взаимным. Цель договора – содействие продвижению на рынке определенных товаров. Договор заключается между двумя сторонами: правообладателем и пользователем, как правило, в письменной форме и подлежащий регистрации.

Предметом договора является комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю.

Глава 3. Содержание договора коммерческой концессии

3.1 Права, обязанности и ответственность сторон

 

Содержание договора коммерческой концессии включает в  себя права и обязанности сторон. Поскольку в двухсторонних договорах правам корреспондируют обязанности, рассмотрим только обязанности сторон.

Обязанности правообладателя  делятся на императивные и диспозитивные.21 Императивные обязанности, это те обязанности, которые не могут быть изменены по воле сторон. Содержание диспозитивных обязанностей стороны вправе изменять или даже вовсе отказываться от них.

Основная обязанность  правообладателя по договору коммерческой концессии – передать комплекс исключительных прав в предусмотренном договором объеме. Этой обязанности соответствует право использовать данный комплекс исключительных прав и одновременно обязанность не входить за пределы пользования, установленные договором.22

Согласно ст. 1031 ГК РФ правообладатель обязан:

– передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

– выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке.

Помимо лицензий, предусмотренных  договором, которые правообладатель  выдает пользователю, пользователю могут понадобиться и такие лицензии (разрешения), которые он должен оформить самостоятельно в соответствующих органах власти (лицензия на право торговли, лицензия на строительство и т.п.).

Если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное, правообладатель обязан:

– обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии (пункт 2 статьи 1028 ГК РФ);

– оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

– контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.

Необходимо  установить обязанность правообладателя по раскрытию 
перед потенциальными пользователями до подписания договора 
коммерческой концессии определенной информации и закрепить перечень 
такой информации в правовом акте. В условиях, когда законом не закреплены обязанности правообладателя по предоставлению потенциальным пользователям информации, пользователю желательно самостоятельно до заключения договора коммерческой концессии затребовать такие сведения от правообладателя с целью принятия взвешенного решения о целесообразности заключения договора коммерческой концессии.

С учетом характера и  особенностей деятельности, осуществляемой пользователем по договору коммерческой концессии, пользователь обязан:

Информация о работе Договор коммерческой концессии