Договор коммерческой концессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является обобщение результатов правового исследования и выявить особенности договора коммерческой концессии в Российской Федерации.
Задачи исследования:
- обобщить результаты исследований нормативно-правовых актов, регулирующих данные общественные отношения,
- исследовать работы, посвященные данной тематике,
- найти общие закономерности путем обработки данных практики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА)
1.1 История развития коммерческой концессии
1.2 Коммерческая концессия в Российской Федерации в свете части четвертой Гражданского кодекса
ГЛАВА II ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ
2.1 Основные элементы договора коммерческой концессии
2.2 Ответственность по договору коммерческой концессии и его прекращение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

франчайзинг (rehc).doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     ПЛАН 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Значение  коммерческой концессии (франчайзинга, франшизы) состоит в том, что данная договорная форма является оптимальным  средством расширения бизнеса крупных  фирм и иных коммерческих организаций - правообладателей, обеспечивающих с помощью этого договора поддержание высоких стандартов соответствующей предпринимательской деятельности. При этом использование коммерческой концессии (франчайзинга, франшизы) избавляет правообладателя от необходимости открывать филиалы и регистрировать новые юридические лица, нанимать дополнительные контингенты служащих. В то же время коммерческие организации - пользователи вливаются в единую интегрированную систему правообладателя и находятся в полной экономической зависимости от последнего, который имеет возможность контролировать их деятельность. Такая схема взаимоотношений позволяет в довольно короткие сроки создавать разветвленные сети бизнеса правообладателя. В настоящее время франчайзинговая форма организации бизнеса на Западе имеет весьма широкое распространение.

     Активно развивается концессия и в  России. Первым договором коммерческой концессии, по которому пользователю предоставлялось  право использовать комплекс исключительных прав правообладателя, зарегистрированным в Патентном ведомстве России в июне 1996 г., стал договор, заключенный между американской компанией Колгейт-Палмолив (правообладатель) и российским акционерным обществом Колгейт-Палмолив (пользователь). По этому договору наряду с правом использования фирменного наименования правообладателя российскому пользователю было предоставлено право на использование 35 изобретений, семи промышленных образцов в области производства средств гигиены, около 60 товарных знаков, а также технические, технологические и коммерческие ноу-хау. В настоящее время на условиях коммерческой концессии в нашей стране действует большое количество организаций общественного питания (рестораны Макдоналдс, Пицца-хат), отелей (Шератон, Хилтон), производителей бытовой техники, модной обуви и одежды и др.

     В ходе написания курсовой работы было проанализирована масса нормативно-правовых актов и иных источников, в том числе монографии известных ученых, таких как: М.У. Барахоева, Ю.В. Романец, С.Л. Ситников, А.В. Фонарев, О.Д. Гривков, И.Г. Вахнин, Г.Н. Черниченко и мн. др.

     Во  многих изданиях содержатся очень важные сведения, которые действительно  помогли в исследовании данной проблематики.

     Целью курсовой работы является обобщение результатов правового исследования и выявить особенности договора коммерческой концессии в Российской Федерации.

     Задачи  исследования:

     - обобщить результаты исследований нормативно-правовых актов, регулирующих данные общественные отношения,

     - исследовать работы, посвященные данной тематике,

     - найти общие закономерности путем обработки данных практики.

     Объектом  исследования являются авторские работы, нормативно-правовые акты и судебные решения, которые в той или  иной степени затрагивают договор  коммерческой концессии в Российской Федерации.

     Предметом же моего исследования являются развитие и современное состояние правовых основ регулирования договора поставки в Российской Федерации.  

 

     Глава I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА)

     1.1 История развития  коммерческой концессии

     История развития франчайзинга (коммерческой концессии) уходит своими корнями в средневековье. В Оксфордском словаре английского языка (1933 г., с. 1630) указано, что «franchising» - это все права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной в 1559 г., а «franchises» - это ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли. В свое время в Британии король предоставлял баронам право собирать налоги на определенных территориях в обмен на различные услуги, например такие, как обязанность поставлять солдат для армии. Свободным людям, или гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города на рынках и ярмарках. Эти элементы права, или привилегий, позволяющие эксплуатировать положение на определенной территории за плату, формировали основу франчайзинга в течение нескольких веков [25.36]. В наиболее типичной форме франчайзинг проявился в британской системе «связанных домов», которая использовалась пивоварами в 1800-х годах для поддержания нужного объема продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков. Система «связанных домов» оказалась эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор.

     В США франчайзинг впервые начал  использоваться компанией Зингера по производству швейных машинок (Singer Sewing Machine Company). После окончания гражданской войны в Америке в середине 1800-х годов Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию.

     Аналогичная система была разработана в 1898 г. компанией «Дженерал Моторс» (General Motors), в соответствии с которой дилеры не имели права продавать машины других производителей и были обязаны вложить в дело собственный капитал для обеспечения высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа фирмы - продавца франшиз. Продажа автомашин через систему франшиз ведется и в наше время. Примеру «Дженерал Моторс» последовал «Рексол» (Rexall), который удачно продавал франшизы на организацию своих аптек.

     Эффективно  франчайзинг применялся и применяется  в настоящее время в индустрии бутылочных безалкогольных налогов компаниями «Кока-Кола» (Coca-Cola) «Пепси» (Pepsi), «Севен-Ап» (7-UP). Благодаря франшизе подобные компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его местным заводам по розливу, находящимся в собственности и управляемым франчайзи, которые в итоге становились управляющими местных розничных продаж. Франчайзи имели и имеют право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки.

     В 1920-х годах в США идея франчайзинга как формы ведения бизнеса сместилась в сторону отношений «оптовик - розничный продавец». Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.

     С 1930 г. в США после кризиса в  экономике нефтеперерабатывающие  компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как  франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчайзи, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и соответственно увеличилась прибыль.

     В конце 1940-х годов братья Макдональд, владельцы небольшого придорожного кафе, решили улучшить обслуживание клиентов и увеличить доход. С этой целью  они сократили число наименований блюд до трех, стандартизировали технологию их приготовления и унифицировали рецептуру. Такая реорганизация значительно повысила эффективность и снизила затраты, а единообразное меню «МакДональдс» (McDonald's) создало новое поколение клиентов, которые знали, что в любом ресторане «МакДональдс» их ждут быстрое обслуживание и привычный набор блюд [10.12].

     Вплоть  до 1950-х годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как  эффективный метод распределения  продукции и услуг. Это примеры традиционного франчайзинга, или франчайзинга первого поколения [25.36].

     Бум франчайзинга 1950-х годов относится  ко второму поколению франшиз, известных  как «бизнес - формат франшизы» (англ. Business Format Franchise). Это особый метод ведения коммерческой деятельности с самого начала таким образом, чтобы франчайзер получал дополнительную выгоду от быстрого роста при ограниченном риске, а франчайзи - от того, что входил в проверенную коммерческую систему с гарантированной возможностью получения дохода.

     В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 г. закон  о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим предприятиям на использование  своих товарных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяло владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса.

     Франчайзинг используется в самых различных  видах бизнеса. В частности, он интенсивно развивается в следующих отраслях промышленности и сферы услуг:

     - автомобильная промышленность и услуги автосервиса;

     - помощь в организации и ведении бизнеса (бухгалтерия, делопроизводство, реклама);

     - строительство, услуги, связанные с ремонтом и обслуживанием домов;

     - услуги, связанные с образованием;

     - отдых и развлечения;

     - рестораны быстрого обслуживания, рестораны, закусочные;

     - продуктовые палатки, а также медицинские и косметические услуги;

     - услуги в сфере домашнего хозяйства;

     - розничная торговля.

     В настоящее время в зависимости от размеров первоначального капитала франшизы бизнес - формат делят на следующие основные подгруппы:

     - франшиза - рабочее место (рабочая франшиза, Job franchise), где франчайзер создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции направляются на покупку прилавка - фургона;

     - франшиза - предприятие (коммерческая франшиза, Business franchise), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала;

     - инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой - возврат первоначальной суммы инвестиций.

     Созданная в 1977 г. Британская франчайзинговая  ассоциация (БФА) (British Franchise Association) определяет франшизу как контрольную лицензию, выданную одним лицом (франчайзером) другому лицу (франчайзи), которая:

     - дает разрешение или обязывает франчайзи заниматься в течение периода франшизы определенным бизнесом, используя специфическое наименование, принадлежащее или ассоциируемое с франчайзером;

     - дает право франчайзеру осуществлять контроль в течение всего периода франшизы за качеством ведения бизнеса, являющегося предметом франшизы;

     - обязывает франчайзера предоставлять франчайзи помощь при ведении бизнеса, являющегося предметом франшизы (помощь в организации предприятия, обучение персонала, управление продажами и т.д.);

     - обязывает франчайзи регулярно в течение всего периода франшизы выплачивать франчайзеру определенные денежные суммы в оплату франшизы или товаров, услуг, предоставляемых франчайзером франчайзи;

     - не является обычной сделкой между холдинговой и ее дочерней компаниями или между частным лицом и компанией, контролируемой им [25.37].

     Таким образом, франшиза - это прежде всего  контракт, в котором выражены условия  ведения бизнеса с правом возмездного использования торгового имени и фирменных технологий франчайзера. Поэтому целесообразно рассмотреть особенности правового регулирования коммерческой концессии (франчайзинга) по законодательству России, а также провести анализ основных экономических условий договора коммерческой концессии (франшизы) и определить подходы к обоснованию и расчету (оценке) коммерческой концессии.

     1.2 Коммерческая концессия  в Российской Федерации в свете  части четвертой Гражданского  кодекса

     Особое  значение в правовом регулировании коммерческой концессии имеет Гражданский кодекс РФ. Главенствующую роль в правовой регламентации, конечно же, занимает глава 54 части второй ГК РФ «Коммерческая концессия», которая регулирует исключительно договорные отношения: закрепляет понятие и предмет договора, его форму и регистрацию, условия изменения и прекращения договора, обязанности сторон (правообладателя и пользователя), ограничение их прав.

Информация о работе Договор коммерческой концессии