Договор франчайзинга (коммерческой концессии)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Зависимость франчайзи от исключительных прав франчайзера и принятые им на себя обязательства придерживаться в своей деятельности стандартов и качества не ниже франчайзера позволяют последнему контролировать франчайзинговую сеть до такой степени, как если бы это была его собственная фирменная дистрибьюторская сеть. Франчайзи в не меньшей степени заинтересован в совместной деятельности. На отведенной ему территории он надежно защищен фирменным наименованием франчайзера, его торговой маркой, пользуется его технологическими разработками, коммерческими приемами и опытом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 5
1.1. Общие положения 5
1.2. Регулирование интеллектуальной собственности 6
1.3. Договор и защита прав потребителя 6
1.4. Договор и антимонопольное законодательство 7
1.5. Гарантии пользователя по договору 9
1.6. Гарантии правообладателя по договору 9
2. СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА 10
2.1. Вознаграждение по договору 10
2.2. Передача средств индивидуализации 11
2.3. Передача охраняемой коммерческой информации 12
3. ДРУГИЕ УСЛОВИЯ, ОБЫЧНО ПРЕДУСМАТРИВАЕМЫЕ ДОГОВОРОМ 13
3.1. Срок действия договора 13
3.2. Территория использования объекта исключительных прав 13
3.3. Субконцессия 14
4. ФОРМА И РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА 19
4.1. Заключение договора 19
4.2. Изменение и расторжение договора 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА 22

Файлы: 1 файл

Право.doc

— 131.50 Кб (Скачать)
 

Содержание

Введение

 

     В настоящее время в странах  с развитой рыночной экономикой постоянно  увеличивается продажа товаров  и услуг на условиях коммерческой концессии, или франчайзинга, т.е. путем  предоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенных привилегий и льгот.

     По  своему содержанию термины «франчайзинг»  и «франшиза» соответствуют содержанию определенных в главе 54 Гражданского кодекса Российской Федерации терминов «коммерческая концессия» и «договор коммерческой концессии». В рамках настоящей работы термин «франчайзинг» используется в смысле содержания понятия «коммерческая концессия», т.е. системы отношений по организации промышленного использования в предпринимательской деятельности объектов исключительного права в целом; термин «франшиза» используется в смысле содержания понятия «договор коммерческой концессии», т.е. контракта, по которому одно лицо (правообладатель), имеющее отработанную в практике систему ведения определенной промышленной (коммерческой) деятельности, предоставляет другому лицу (правополучателю) право на использование этой системы (объекта исключительного права) за определенное вознаграждение на определенных договором условиях. Соответственно лицо, которое предоставляет франшизу, именуется «франчайзер» (правообладатель), а лицо, которое получает франшизу, − «франчайзи» (пользователь).

     По  договору франшизы правообладатель (франчайзер) предоставляет пользователю (франчайзи) весь комплекс принадлежащих ему  прав интеллектуальной собственности (один или несколько товарных знаков, фирменное наименование, изобретения и промышленные образцы, ноу-хау, произведения, охраняемые авторским правом). [7, ст. 8]

     Исключительные  права одна сторона предоставляет  другой стороне на льготной, привилегированной основе. Наряду с передачей права на интеллектуальную собственность франчайзер оказывает постоянную организационную, техническую, коммерческую помощь, опекает франчайзи в сфере предпринимательства и рыночных отношений.

     Зависимость франчайзи от исключительных прав франчайзера и принятые им на себя обязательства придерживаться в своей деятельности стандартов и качества не ниже франчайзера позволяют последнему контролировать франчайзинговую сеть до такой степени, как если бы это была его собственная фирменная дистрибьюторская сеть. Франчайзи в не меньшей степени заинтересован в совместной деятельности. На отведенной ему территории он надежно защищен фирменным наименованием франчайзера, его торговой маркой, пользуется его технологическими разработками, коммерческими приемами и опытом.

     Основная  сфера распространения франчайзинга − распределение товаров и  услуг системы бензозаправочных станций, автомастерских, автошкол, пунктов  проката, ремонтно-строительных предприятий, салонов моды и косметических услуг, аптек, центров профориентации и переподготовки рабочей силы, химчисток и прачечных, пунктов по оказанию компьютерных услуг, ремонту бытовой и электронной аппаратуры, гостиничного хозяйства и др.

     Франчайзинг, являясь определенным типом организации бизнеса, предполагает создание широкой сети однородных предприятий, имеющих единую торговую марку (товарный знак) и соблюдающих одинаковые условия, стиль, методы и формы продаж товаров или оказания услуг, наиболее важными из которых являются единые требования к качеству товаров (услуг) и единые цены, устанавливаемые и регулируемые централизованно. Система рыночных отношений типа франчайзинга в настоящее время интенсивно формируется в России. [7, ст. 24] 

 

  1. Договор коммерческой концессии
 
     
    1.   Общие положения

     Договор коммерческой концессии регулируется главой 54 ГК РФ. Сторонами договора (правообладатель и пользователь) могут быть только юридическое лицо − коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Обе стороны заключают данный договор именно в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

     Суть  договора, согласно ГК РФ, заключается в следующем: одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (cт.1027 ГК РФ). Комплекс прав (право на фирменное наименование, право на коммерческое обозначение правообладателя, право на охраняемую коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и пр.) позволяет пользователю выступать в гражданском обороте под именем «правообладатель».

     Заключение договора дает возможность правообладателю расширить свое влияние на рынке (вытеснить конкурирующую продукцию) без необходимости открывать филиалы или организовывать дочерние общества, нанимать дополнительных работников, изучать незнакомый рынок и др. не только без дополнительных финансовых вложений, но даже и получая при этом прибыль от платежей пользователя (франчайзи). При этом правообладатель сохраняет достаточно сильный контроль над пользователями, поскольку пользователь зависит от исключительных прав правообладателя и принимает на себя обязательства придерживаться в своей деятельности стандартов и качества не ниже правообладателя. [6, ст. 139]

     Пользователю договор позволяет вести предпринимательскую деятельность под именем и по технологии известной на рынке компании, что не требует значительных интеллектуальных затрат на организацию нового дела, снижает предпринимательский риск, ускоряет окупаемость капиталовложений. Пользователь находится под покровительством правообладателя, одновременно сохраняя формальную независимость от него. Использование известного имени дает возможность пользователю экономить и на затратах по рекламе своей продукции. Наконец, дополнительные возможности дает право на предоставление субконцессий (если оно предусмотрено договором), т. е. право пользователя передавать третьим лицам (вторичным пользователям) комплекс прав, полученный от правообладателя. В этом случае пользователь приобретает все выгоды правообладателя.

     Договор используется обычно в торговле, сфере  обслуживания, для создания сети по сбыту продукции правообладателя, для освоения новой территории. Иногда первичный правообладатель привлекает пользователей преимущественно правом на предоставление субконцессий. 

    1. Регулирование интеллектуальной собственности      

     Договор имеет много общего с лицензионными договорами (договором на предоставление права пользования в определенном объеме каким-либо объектом интеллектуальной собственности), поскольку в соответствии с договором пользователю предоставляется комплекс прав. При этом передача объектов исключительных прав регулируется соответствующим законодательством, которое стороны должны учитывать при заключении договора. По каждому из передаваемых прав стороны должны договориться об условиях, присущих лицензионным договорам. В частности, стороны должны определить, нужно ли и каким образом регистрировать переход каждого из передаваемых объектов, кто несет затраты по регистрации, каким образом будут использоваться пользователем переданные права, каковы права сторон по передаче прав третьим лицам. Договор, таким образом, тесно связан с правовым регулированием в области интеллектуальной собственности. 

    1. Договор и защита прав потребителя

     Пользователь  выступает в обороте под чужим  именем, что может существенно  нарушить интересы потребителей, полагающихся на фирменное наименование правообладателя. Для защиты интересов потребителей законодательство предусматривает  определенные меры для обеспечения их прав. В частности, обязательна регистрация договора (ст.1028 ГК РФ). Кроме того, пользователь должен информировать заказчиков об использовании средств индивидуализации правообладателя в силу договора (ст.1032 ГК РФ).

     Правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о качестве продукции (ст.1034 ГК РФ). Это означает, что если пользователь отказался удовлетворить требование потребителя или же последний не получил от него (пользователя) ответ на предъявленное требование, то это требование может быть предъявлено к правообладателю (ст. 399 ГК РФ). По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции правообладателя, последний отвечает солидарно с пользователем (ст.1034 ГК РФ). Потребитель вправе предъявить требование как к обеим сторонам по договору, так и к любому из них в отдельности, причем как полностью, так и в части долга (ст. 323 ГК РФ).

     Под требованиями, которые потребитель  вправе предъявить при продаже ему  товаров ненадлежащего качества, понимаются следующие требования (статьи 475, 503 ГК РФ):

    • соразмерно уменьшить покупную цену;
    • безвозмездно устранить недостатки товара;
    • возместить расходы потребителя на устранение недостатков товара;
    • вернуть уплаченную за товар сумму (отказавшись от исполнения договора купли-продажи);
    • заменить товар.
 
    1. Договор и антимонопольное законодательство

     Договором могут быть предусмотрены определенные ограничения сторон в целях предотвращения конкуренции между ними.

     Для избежания конкуренции между  сторонами договор содержит обычно определенные ограничения пользователя, обязывая его (п.1 ст.1033 ГК РФ):

    • не конкурировать с правообладателем;
    • не получать аналогичные права у конкурентов правообладателя;
    • согласовывать с правообладателем месторасположение коммерческих помещений (используемых при использовании комплекса прав), их оформление.

     Закон прямо запрещает включать в договор условия, в силу которых (п. 2 ст.1033 ГК РФ):

    • правообладатель вправе определять цену продукции пользователя либо устанавливать пределы этих цен;
    • пользователь вправе продавать товары (оказывать услуги) исключительно определенной категории заказчиков либо заказчикам, имеющим местожительство на определенной в договоре территории.

     Стороны должны учитывать, что и другие условия договора могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа (Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, далее − ГКАП РФ) или иного заинтересованного лица, если эти условия противоречат антимонопольному законодательству (ст.1033 ГК РФ).

     Нужно иметь в виду, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (ст.180 ГК РФ).

     Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее − Закон о конкуренции) не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции [5, ст. 2]. Запрещаются и признаются недействительными соглашения конкурентов, могущих в совокупности иметь долю на рынке определенного товара (работы, услуги) более 35%, если такие соглашения могут ограничить конкуренцию. [5, ст. 6]  
 

    1. Гарантии  пользователя по договору

     Предпринимательская деятельность пользователя может претерпеть значительный ущерб в случае прекращения договора по каким-либо причинам. В целях защиты прав пользователя ГК РФ устанавливает для него определенные гарантии. В частности, переход права от правообладателя к другому лицу не является основанием для расторжения договора (изменяется лишь сторона договора); в случае смерти правообладателя его права переходят при определенных условиях к наследнику (ст.1038 ГК РФ). При изменении фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя договор действует в отношении нового фирменного наименования или коммерческого обозначения, а при прекращении исключительного права (кроме двух упомянутых) договор продолжает действовать, за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву (статьи 1039, 1040 ГК РФ). Наконец, пользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет по истечении срока договора право на заключение договора на новый срок на тех же условиях (п.1 ст.1035 ГК РФ). 

    1. Гарантии правообладателя по договору

     Пользователь  ведет предпринимательскую деятельность под именем правообладателя, что  может нанести существенный ущерб  деловой репутации последнего. Этим обстоятельством объясняется наличие  в ст.1032 ГК РФ императивных норм, обязывающих пользователя обеспечивать соответствие качества продукции пользователя и правообладателя, а также соблюдать инструкции правообладателя, обеспечивающие это соответствие. [7, ст.98]

Информация о работе Договор франчайзинга (коммерческой концессии)