Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:07, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить особенности договора коммерческой концессии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать понятие договору коммерческой концессии;
- рассмотреть правовую природу договора коммерческой концессии;
- исследовать динамику заключенного договора коммерческой концессии;
Договор коммерческой концессии представляет удобную форму для иностранных фирм войти на российский рынок без необходимости создания совместного предприятия - юридического лица. Он позволяет достигать более быстрых темпов проникновения на рынок, чем это было бы возможно при использовании только собственных торговых точек, а также способствует мобилизации капитала за счет существующих торговых марок.
Актуальность курсовой работы обусловлена еще и тем, что договор коммерческой концессии является одним из самых сложных и недостаточно исследованных договоров в гражданском праве. Стороны данного договора сталкиваются с достаточно существенными трудностями как на этапе заключения договора, так и в ходе исполнения взятых на себя обязательств. Некоторые положения гл. 54 ГК РФ, регулирующей коммерческую концессию, не в полной мере сбалансированы с другими законодательными нормами. Поскольку договор коммерческой концессии появился в российском законодательстве относительно недавно, в науке пока нет единства в понимании юридической природы этого договора, а также в терминологии, используемой для обозначения правоотношений, возникающих на его основе.
Договор коммерческой концессии изучен не достаточно полно, особенно в юриспруденции, это связано с тем, что в отечественной науке он рассматривался в большей степени специалистами в области экономики, организации и управления производством, такими как - В.В. Довгань, И.В. Рыкова, М.С. Шахов, С.А. и другие. В юриспруденции же проблема договора коммерческой концессии и разграничение его от смежных гражданско-правовых институтов в последнее время изучалась такими правоведами как О.А. Малышева, М. И.Брагинский, В. В.Витрянский, Ю.В. Жданова, А.С. Райников, Р.Е. Тоскин, Е.Ю. Николаева, С.П. Коваленко, Е.А. Суханов и некоторыми другими.
Объект курсовой работы общественные отношения, складывающиеся между субъектами договора коммерческой концессии при их заключении, исполнении их условий и расторжении.
Предметом курсовой работы является договор коммерческой концессии.
Цель курсовой работы изучить особенности договора коммерческой концессии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать понятие договору коммерческой концессии;
- рассмотреть правовую природу договора коммерческой концессии;
- исследовать динамику заключенн
Курсовая работа состоит из введения, основной части, которая включает в себя три главы, заключения и списка используемой литературы.
Тоскин Р.Е. отмечает, что России понятие «концессия» традиционно обозначало «договор, заключённый государством с частным предпринимателем, как правило, с иностранной фирмой, на эксплуатацию промышленных предприятий или земельных участков. Концессии, целью которых было «привлечение и использование иностранных инвестиций», были широко распространены на территории нашей страны в период НЭПа. Основными объектами концессий в то время являлись: «лесные концессии на Дальнем Севере, продовольственные концессии, горные концессии в Сибири». Именно не в малой степени благодаря концессии удалось в короткий срок восстановить разрушенную после гражданской войны российскую экономику.1
С развалом СССР появились предпосылки для использования коммерческой концессии с целью привлечения иностранного капитала в российскую экономику. Первый договор коммерческой концессии, зарегистрированный в июне 1996 года в Патентном ведомстве России (Роспатенте), между компанией «Колгейт-Палмолив» США (правообладатель) и АО «Колгейт-Палмолив» РФ (пользователь), содержал права на объекты промышленной собственности. В соответствии с этим договором наряду с обозначением «Колгейт-Палмолив» российскому пользователю было передано право на использование 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, а также технические, технологические и коммерческие ноу-хау.
В России единственной сферой, где франчайзинг нашёл более или менее массовое применение, является общественное питание. По данным Сибирского консалтингового общества, франчайзинговые рестораны работают, по крайней мере, в десяти российских городах. При этом «Макдоналдс» франчайзинг в России не использует, ограничиваясь учреждением дочерних структур. Из развивающихся в России на основе франчайзинга западных сетей представляют определенный интерес деятельность «Баскин-Робинс» и «Сабвей». Приобретенный зарубежный опыт позволил создать в сфере общественного питания России отечественные аналоги, в том числе «Ростикс», «Русское бистро», «Русские блины», «Крошка - Картошка» и «Золотой цыплёнок».2
Дальнейшее развитие франчайзинга позволило расширить сферу его применения и выйти за пределы общепита в иные сферы экономики. По схеме франчайзинга на территории России в настоящее время работают торговые компании «Эконика-Обувь», «Арома», Xerox. Владельцы розничных сетей, торгующих электроникой («М-Видео», «Партия»), стремятся развивать франчайзинговые сети в регионах. Вся эта предпринимательская деятельность предполагает выработку адекватных правовых механизмов, призванных обеспечить законные интересы правообладателя и пользователя исключительных прав.
Анализ существующей научной литературы позволяет сделать вывод о том, что договор коммерческой концессии в Российской Федерации является достаточно новым институтом гражданского права, который нуждается в дальнейшем совершенствовании. Его несовершенство приводит к тому, что коммерческая концессия пока является малопривлекательной для развития малого и среднего бизнеса.3
Имеющийся опыт показывает, что в российской экономике применение договора коммерческой концессии будет наиболее успешным, если при его использовании коммерческие организации не ставят сиюминутных задач без особых капиталовложений в производство и сферу обслуживания быстрого получения прибыли от самой коммерческой концессии.
Райников А. С. отмечает, что встречающиеся в литературных источниках применительно к договору коммерческой концессии словосочетания «концессионный договор», «предоставление прав по концессии», «концессионная торговля», не являются тождественными. Они в равной степени могут относиться к концессии государственной и коммерческой концессии. По моему мнению такие подходы приводят к терминологической путанице и вызывают ложные ассоциации с концессиями.4
Несмотря на разное лексическое употребление, понятия концессия и франчайзинг обозначают льготу, дающую преимущества, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или же облегчение условий их выполнения. Между понятиями «коммерческая концессия» и «франчайзинг» существуют как черты сходства, так и различия.
Сходство этих понятий заключается, во-первых, в общем предмете договора - распространении товаров, приобретенных у изготовителя с целью доведения их до потребителя (а в договоре франчайзинга еще и предоставление услуг).
Во-вторых, и коммерческая концессия, и договор франчайзинга относятся к категории так называемых исключительных договоров.
И, наконец, в третьих, общим между ними является также и то обстоятельство, что помимо обычных договорных обязательств, стороны принимают на себя взаимные ограничения деятельности на согласованной в договоре территории. Например, обязуются не конкурировать друг с другом, не вступать в договорные отношения с третьими лицами, если это может нанести ущерб интересам одной из сторон договора.
Договор франчайзинга отличается от договора коммерческой концессии гораздо более широким комплексом передаваемых по договору прав. В частности, франчайзер (правообладатель) передает другой стороне франчайзи (пользователю) комплекс прав на объекты интеллектуальной собственности: право на использование охраняемой коммерческой информации, а также оказывает в ведении предпринимательской деятельности постоянную всестороннюю помощь, в том числе организационную, коммерческую и техническую.
При коммерческой концессии, как правило, предоставляются только торговая марка и знак обслуживания.
Кроме того, нужно отметить, что по договору франчайзинга исключительные права предоставляются другой стороне на льготной, привилегированной основе. Не случайно в зарубежной литературе для обозначения франчайзинга нередко используется альтернативный термин льготное предпринимательство. Постоянно оказываемая помощь одной стороны (франчайзера) вместе с тем неотделима от системы постоянного контроля этой стороны над другой стороной договора (франчайзи). В то время как другие виды «исключительных договоров» не знают такого контроля.
Муртазалиева У. отмечает, что «особенностью договора франчайзинга является также и то, что приобретатель исключительных прав сам может производить товары или оказывать услуги, аналогичные тем, которые производит или оказывает сторона, предоставившая ему такие права, т.е. выступать и приобретателем и изготовителем одновременно»5.
По договору коммерческой концессии приобретатель прав имеет право только распространять товары изготовителя, т.е. франчайзинг может иметь место не только в сфере распространения товаров, но и в сфере их производства.
Главное же отличие этих договоров в степени сотрудничества, кооперации сторон. Чем больший объем исключительных прав предоставляет франчайзер своему франчайзи, тем дальше уходит франчайзинг от коммерческой концессии. В своих наиболее развитых формах франчайзинг это действительно новая по своей полноте, комплектности и характеру сотрудничества сторон договорная модель, представляющая собой систему льготного предпринимательства. Следует признать, что в России в настоящее время пока не существует общепринятой терминологии для обозначения данного рода предпринимательской деятельности. Это обстоятельство, в определённой степени, препятствует правильному толкованию и уяснению существа договора коммерческой концессии.
В российском законодательстве договор коммерческой концессии регулируется только ГК РФ. Обстоятельный анализ норм института коммерческой концессии позволил сделать вывод о необходимости уточнения его терминологии, а также внесения соответствующих дополнений и изменений в ГК РФ. По мнению Ложкина Е.А. представляется целесообразным принять специальный федеральный закон «О франчайзинге», который не противоречил бы гл. 54 ГК РФ6. С этой целью предлагается предпринять следующие шаги: 1) привести терминологию ГК РФ в соответствие с международной; 2) создать механизмы реализации и применения ФЗ «О франчайзинге»; 3) устранить противоречия между российскими гражданско-правовыми нормами о коммерческой концессии и нормами международного права, регулирующими отношения в сфере франчайзинга; 4) обеспечить внедрение общепризнанной технологии заключения договоров франчайзинга в российское законодательство»7.
Это, во-первых, будет способствовать сближению гражданско-правовых норм российского законодательства с нормами международными, во-вторых, позволит унифицировать и использовать общепризнанную терминологию в законодательство и практике его применения, а, следовательно, и устранить существующую в настоящее время терминологическую путаницу, и, наконец, в-третьих, создаст благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику и широкого распространения франчайзинга на территории России.
Правоведы отмечают, что понятие договора коммерческой концессии, получившее закрепление в ст. 1027 ГК РФ, представляется не совсем удачным. Оно страдает излишней детализацией, посредством которой законодатель попытался перечислить максимально возможное число видов исключительных прав, которые правообладатель может передать пользователю. Кроме того, включать в понятие договора среди существенных условий возможность его заключения как на определенный, так и на неопределенный срок также представляется не совсем оправданным в силу того, что третьего не дано. Многие правоведы считают, что использование исключительных прав в процессе предпринимательской деятельности должна носить четко определенный договором временной отрезок. Императивность этого положения привнесет ясность в отношения между сторонами договора и укрепит позицию слабой стороны, в качестве которой выступает пользователь. Вызывает определенные сомнения целесообразность исключения возможности приобретения пользователем только одного исключительного права (например, право на товарный знак), а не целого комплекса таких прав как это предусмотрено п. 1 ст. 1027 ГК РФ.8
Малышева О.А. отмечает, что в самом определении договора коммерческой концессии упущен наиболее важный элемент - это цель. А в качестве цели можно обозначить именно содействие продвижению на рынке определенного рода товара (работы, услуги). Основное предназначение договора коммерческой концессии заключается в, своего рода, обслуживании процесса торговли, оказания или услуг, т.е. он как бы обслуживает договоры подряда, комиссии, купли-продажи и др. Однако это не означает, что договор коммерческой концессии является акцессорным. Производность концессии проявляется в экономической, а не в правовой сфере. Договор коммерческой концессии является самостоятельным видом договора.
По мнению Малышевой
О.А. договора коммерческой концессии
«дает возможность