Договор коммерческой концессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучить особенности договора коммерческой концессии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать понятие договору коммерческой концессии;
- рассмотреть правовую природу договора коммерческой концессии;
- исследовать динамику заключенного договора коммерческой концессии;

Файлы: 1 файл

Договор коммерческой концессии.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Ограничение права не может предшествовать появлению  этого права. По моему мнению обязательство  пользователя согласовывалась с правообладателем место   расположения коммерческих

помещений, используемых при осуществлении предоставленных  по договору коммерческой концессии исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление, предусмотренное п. 1 ст. 1033 ГК РФ, нельзя квалифицировать как ограничение прав пользователя. Это обязательство следует рассматривать как необходимую предпосылку, условие договора, направленное на сохранение деловой репутации правообладателя.

 

§  3. Динамика заключенного договора коммерческой концессии.

Многие правоведы отмечают, что ГК РФ не содержит перечня специальных  оснований и правовых последствий досрочного прекращения договора коммерческой концессии. В отношении договора коммерческой концессии действуют общие правила изменения и расторжения договора, закреплённые в главе 29 ГК РФ. Такое положение дел вряд ли можно считать оправданным. Райников А. С.  считает, что специфика договора коммерческой концессии заключается в том, что использование комплекса исключительных прав предваряет, как правило, значительные капитальные в основные производственные фонды. Пользователь должен в полной мере соответствовать во всем своему правообладателю, в том числе оформлением помещений, уровнем производственной культуры и т.п. Этим договор коммерческой концессии отличается от иных гражданско-правовых договоров, предусматривающих передачу имущества во временное владение и пользование.13

Изменение договора коммерческой концессии, руководствуясь общими основаниями изменения и прекращения договора, предусмотренными гл. 54 ГК РФ, не позволяет в полной мере учитывать специфику опосредуемых договором общественных отношений. В связи с этим предлагается закрепить в ст. 1036 ГК РФ исчерпывающий перечень условий договора, которые могут быть изменены в процессе исполнения договора и зарегистрированы в установленном законом порядке. Сужение диспозитивности в деятельности сторон после заключения договора позволяет придать большую устойчивость правовому положению пользователя исключительных прав.

В главе 54 ГК РФ следует  закрепить специальные нормы о порядке и основаниях изменения и прекращения договора коммерческой концессии. Идеологическая направленность этих правил призвана гарантировать пользователю исключительных прав, что деятельность не будет зависеть от капризов и сиюминутных выгод или иных коньюктурных соображений правообладателя. Устойчивость этих связей может быть обеспечена за счет закрепления в законе механизмов, усложняющих правообладателю возможность в одностороннем порядке расторгать договорные отношения.

Одним из таких рычагов является закрепленная в ГК РФ обязанность правообладателя по пролонгированию договора с пользователем на новый срок, если последний надлежащим образом исполнял свои обязанности. Вместе с тем положение п. 1 ст. 1035 ГК РФ, предусматривающее право пользователя, надлежащим образом исполнявшего свои обязанности, по истечении срока договора коммерческой концессии заключить договор на новый срок на тех же условиях в определенной степени противоречит принципу свободы договора. Оно совершенно не учитывает возможность существенного изменения коньюктуры рынка и иных возможных существенных обстоятельств, способных возникнуть на соответствующем рынке товаров, работ и услуг.

Анализ содержания норм, регулирующих коммерческую концессию  позволяет сделать вывод о том, что ст. 1034 ГК РФ защищает, прежде всего, интересы правообладателя, поскольку именно он должен быть в большей степени чем кто-либо другой заинтересован в поддержании высокого качества в рамках своей сети и собственной репутации. Стремясь избежать ответственности за действия пользователя при производстве, либо реализации товаров в рамках заключенного договора ст. 1034 ГК РФ стимулирует правообладателя лучше контролировать работу своих пользователей и прекращать сотрудничество с теми из них, кто не в состоянии поддерживать высокий уровень качества.

Любой гражданско-правовой договор как форма опосредования  предпринимательских отношений  представляет интерес для предпринимателей, если он предусматривает сбалансированный подход к вопросу ответственности  обеих сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств. Вопросы гражданско-правовой ответственности по договору коммерческой концессии получили закрепление в главе 54 ГК РФ. Законодатель установил обязанности правообладателя и пользователя (ст.ст. 1031, 1032 ГК РФ), определил ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю (ст.1034 ГК РФ).

Вместе с тем вряд ли можно признать оправданным отсутствие нормы, посвященной ответственности  пользователя по договору коммерческой концессии. Поэтому в главу 54 ГК РФ необходимо внести соответствующие дополнения. В договоре коммерческой концессии следует предусмотреть пределы ответственности сторон. Кроме этого в содержании договора обязательно должны быть указаны основания, формы и размер их имущественной   ответственности.   В   противном   случае   к   стороне,   не исполнившей взятые на себя по договору обязательства, судом будут применяться санкции исходя из общих норм обязательственного права, установленные в главе 25 ГК РФ.

Следует отметить, что  весьма трудно, исходя из существующих законодательных источников, установить чёткие правила об ответственности  по договору коммерческой концессии. Сторонам такого договора бывает сложно определить, какую ответственность они должны нести и в каком объёме. Поэтому правовые нормы об ответственности по договору коммерческой концессии (глава 54 ГК РФ) нуждаются в доработке. При выработке концептуального подхода к проблеме ответственности по договору коммерческой концессии необходимо исходить, прежде всего, из особого характера самого предмета договора, в качестве которого выступает комплекс исключительных прав.

Целесообразно согласится с мнением Тоскина Р.Е. который  считает, что необходимо установить ответственность не только пользователя, но и правообладателя за разглашение и (или) незаконное использование коммерческой информации, ставшей ему известной на стадии осуществления переговоров, направленных на заключение договора коммерческой концессии. С этой целью он предлагает дополнить ст. 1034 ГК РФ положением, предусматривающим ответственность за разглашение секретов производства (ноу-хау) правообладателя и пользователя, а также другой полученной сторонами конфиденциальной коммерческой информации.14

 

 

 

 

 

Заключение.

Договор коммерческой концессии представляет собой 
самостоятельный гражданско-правовой договор, в силу которого одна 
сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне 
(пользователю) за вознаграждение на определенный срок право использовать 
в предпринимательской деятельности принадлежащие правообладателю 
исключительные права. Не смотря на то, что некоторые правоведы считают договор франчазинга и коммерческой концессии синонимичными, однако анализ законодательства показал, что договор франчайзинга отличается от договора коммерческой концессии гораздо более широким комплексом передаваемых по договору прав.

Основными направлениями  развития коммерческой концессии в  России можно назвать следующие:

1) эффективность и  успешность ведения предпринимательской  деятельности под известным товарным знаком, использование деловой репутации, деловых связей, коммерческой информации,

2) сокращение числа  рисков, связанных с открытием  нового неопробированного бизнеса, 

3) активизация процесса  осознания отечественными предпринимателями выгод от осуществления своей деятельности на основе коммерческой концессии и попытки рекламировать собственные товарные знаки в России и за рубежом,

4) распространение коммерческой  концессии в самые различные  сферы деятельности.

Договор коммерческой концессии отличает особый субъектный состав, наличие обязательного элемента предмета договора коммерческой концессии который заключается в предоставлении правообладателем пользователю комплекса исключительных прав, наличие цели, взаимных ограничений сторон и специфика прав и обязанности его сторон. Договор коммерческой концессии является двусторонним, двусторонне обязывающим, возмездным, консенсуальным, каузальным, срочным или бессрочным. В законодательстве нет перечня специальных оснований и правовых последствий досрочного прекращения договора коммерческой концессии, что является одним из пробелов законодательства.

ГК РФ не содержит перечня  специальных оснований и правовых последствий досрочного прекращения договора коммерческой концессии. В отношении договора коммерческой концессии действуют общие правила изменения и расторжения договора, закреплённые в главе 29 ГК РФ. Такое положение дел вряд ли можно считать оправданным. Специфика договора коммерческой концессии заключается в том, что использование комплекса исключительных прав предваряет, как правило, значительные капитальные в основные производственные фонды. Пользователь должен в полной мере соответствовать во всем своему правообладателю, в том числе оформлением помещений, уровнем производственной культуры и т.п. Этим договор коммерческой концессии отличается от иных гражданско-правовых договоров, предусматривающих передачу имущества во временное владение и пользование.

Изменение договора коммерческой концессии, руководствуясь общими основаниями изменения и прекращения договора, предусмотренными гл. 54 ГК РФ, не позволяет в полной мере учитывать специфику опосредуемых договором общественных отношений. В связи с этим предлагается закрепить в ст. 1036 ГК РФ исчерпывающий перечень условий договора, которые могут быть изменены в процессе исполнения договора и зарегистрированы в установленном законом порядке. Сужение диспозитивности в деятельности сторон после заключения договора позволяет придать большую устойчивость правовому положению пользователя исключительных прав.

 

 

 

Литература.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// СЗ 05.01.2009, N 1, ст. 2
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ в  ред. от 27.07.2010// СЗ 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ в ред. от 17.07.2009.// СЗ 29.01.1996, N 5, ст. 410.
  4. Письмо УМНС РФ по г. Москве от 27.01.2003 N 34-06/05052 «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)»// «Вестник московского бухгалтера», N 9 (3 - 9 марта), 2003.
  5. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга 3. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2008.
  6. Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. М.: ИКЦ «Академкнига», 2009.
  7. Гражданское право. В 3 томах. Том 2. Под ред.  А. П. Сергеева. М.: РГ-Пресс, 2011.
  8. Малышева О.А. Договор коммерческой концессии // Право и экономика. № 11, 2007, Муртазалиева У. Правовая природа договора коммерческой концессии. Особенности применения договора // Коллегия. Российский правовой журнал. № 6-7, 2008 и др.
  9. Муртазалиева У. Правовая природа договора коммерческой концессии. Особенности применения договора // Коллегия. Российский правовой журнал. № 6-7, 2008.
  10. Райников А. С. Договор коммерческой концессии. М.: Статут, 2009
  11. Тоскин Р.Е. Договор коммерческой концессии и часть 4 ГК РФ // Актуальные проблемы права. Сборник научных трудов. Вып. 8, 2009.
  12. Трахтенгерц Л. Договор коммерческой концессии (Новая концепция) // Хозяйство и право. № 4, 2007.
  13. Ложкина Е.А. Франчайзинг и особенности его развития в России // Роль науки в формировании специалиста. Сборник трудов научно-практической конференции. Вып. 4, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 См. с. 280 – 282. Тоскин Р.Е. Договор коммерческой концессии и часть 4 ГК РФ // Актуальные проблемы права. Сборник научных трудов. Вып. 8, 2009.

2 См. с. 33. Трахтенгерц Л. Договор коммерческой концессии (Новая концепция) // Хозяйство и право. № 4, 2007.

3 См. с. 56. Муртазалиева У. Правовая природа договора коммерческой концессии. Особенности применения договора // Коллегия. Российский правовой журнал. № 6-7, 2008.

4 См. с. 4. Райников А. С. Договор коммерческой концессии. М.: Статут, 2009

5 См. с. 187. Муртазалиева У. Правовая природа договора коммерческой концессии. Особенности применения договора // Коллегия. Российский правовой журнал. № 6-7, 2008

6 СЗ 29.01.1996, N 5, ст. 410

7 Ложкина Е.А. Франчайзинг и особенности его развития в России // Роль науки в формировании специалиста. Сборник трудов научно-практической конференции. Вып. 4, 2006.

8 См. Малышева О.А. Договор коммерческой концессии // Право и экономика. № 11, 2007, Муртазалиева У. Правовая природа договора коммерческой концессии. Особенности применения договора // Коллегия. Российский правовой журнал. № 6-7, 2008 и др.

9 См. с. 26 – 27. Малышева О.А. Договор коммерческой концессии // Право и экономика. № 11, 2007

10 См. с. 14. Райников А. С. Договор коммерческой концессии. М.: Статут, 2009

11 См. с. 41. Трахтенгерц Л. Договор коммерческой концессии (Новая концепция) // Хозяйство и право. № 4, 2007.

12 См. с. 984. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга 3. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2008.

13 См. с. 17. Райников А. С. Договор коммерческой концессии. М.: Статут, 2009

14 См. с. 288. Тоскин Р.Е. Договор коммерческой концессии и часть 4 ГК РФ // Актуальные проблемы права. Сборник научных трудов. Вып. 8, 2009.




Информация о работе Договор коммерческой концессии