Договор коммерческой концессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Причиной, которая способствовала выбору именно этой темы, стало то, что эта тема интересна с точки зрения применения на практике, т.к. франчайзинг является средством, которое обеспечивает сотрудничество крупной компании, заинтересованной в развитии своей сети, и собственников розничных предприятий, заинтересованных в участии в крупной торговой компании, снижении рисков, увеличении объемов продаж. Следовательно, тем, кто решит использовать схему франчайзинга в своем бизнесе необходимо иметь чёткие представления о его правовой базе и особенностях применения законодательных норм относительно договора коммерческой концессии.
Предметом курсовой работы являются договор коммерческой концессии, его существенные условия. Целью курсовой работы является выявление сущности правовых аспектов договора коммерческой концессии.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
Глава I. История развития коммерческой концессии........................................5
Глава II. Общая характеристика договора коммерческой концессии и его
сущность, форма и порядок его заключения.........................................9
§1 Общая характеристика договора коммерческой концессии................9
§2 Сущность договора коммерческой концессии....................................11
§3 Требования, предъявляемые к договору коммерческой концессии..13
Глава III. Содержание и исполнение договора коммерческой концессии......16
§1 Содержание договора коммерческой концессии................................16
§2 Исполнение договора коммерческой концессии.................................19
Заключение.............................................................................................................
Библиография.........................................................................................................28

Файлы: 1 файл

курсовая кп.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по коммерческому  праву 

 «Договор коммерческой концессии» 
 
 
 
 

                Выполнил: студент гр.ВЮП-09-1

                Воронков К.И.

                Проверил: Пахаруков А.А.. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Иркутск

2011

Оглавление.

Введение..................................................................................................................3

Глава I.  История развития коммерческой концессии........................................5

Глава II. Общая характеристика договора коммерческой концессии и его

          сущность, форма и порядок его заключения.........................................9

    §1 Общая характеристика договора коммерческой концессии................9

    §2 Сущность договора коммерческой концессии....................................11

     §3 Требования, предъявляемые к договору коммерческой концессии..13

Глава III. Содержание и исполнение договора коммерческой концессии......16

      §1 Содержание договора коммерческой концессии................................16

    §2 Исполнение договора коммерческой концессии.................................19

Заключение.............................................................................................................

Библиография.........................................................................................................28       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Темой курсовой работы является «Договор коммерческой концессии». Эта тема является актуальной, т.к. в современной жизни все большее развитие приобретает франчайзинг. По своему содержанию термины «франчайзинг» и «франшиза» соответствуют содержанию определенных в главе 54 Гражданского кодекса Российской Федерации терминов «коммерческая концессия» и «договор коммерческой концессии».

     Причиной, которая способствовала выбору именно этой темы, стало то, что эта тема интересна с точки зрения применения на практике, т.к. франчайзинг является средством, которое обеспечивает сотрудничество крупной компании, заинтересованной в развитии своей сети, и собственников розничных предприятий, заинтересованных в участии  в крупной торговой компании, снижении рисков, увеличении объемов продаж. Следовательно, тем, кто решит использовать схему франчайзинга в своем бизнесе необходимо иметь чёткие представления о его правовой базе и особенностях применения законодательных норм относительно договора коммерческой концессии. 

       Предметом курсовой работы являются  договор коммерческой концессии, его существенные условия. Целью курсовой работы является выявление сущности правовых аспектов договора коммерческой концессии. Основные задачи курсового исследования:

  1. определить сущность договора коммерческой концессии;
  2. выявить элементы этого договора;
  3. выделить существенные условия договора коммерческой концессии;
  4. рассмотреть содержание договора.

     Проблематика  курсовой работы договор коммерческой концессии интересен не сам по себе, а в связи с тем, что  он призван обслуживать процесс  производства, торговли или оказания услуг. Цель коммерческой концессии  состоит в содействии продвижению на рынке товаров, работ, услуг, производимых (продаваемых) правообладателем.

     Договор коммерческой концессии урегулирован в российском законодательстве только с принятием части второй нового ГК, однако на практике применялся и ранее. До принятия нового ГК под концессией понимали передачу государством в пользование частным лицам в период нэпа имущества, которое являлось исключительной собственностью государства, на условиях раздела продукции, произведенной в результате использования этого имущества. Сейчас такие договоры называются «соглашениями о разделе продукции». Ранее применявшимися договорами коммерческой концессии можно считать создание, начиная с 80-х годов, на основе «Интуриста» отелей, входящих в известные мировые гостиничные сети («Кемпински», «Шератон» и пр.), развертывание ресторанов быстрого питания («Макдоналдс», «Пицца Хат» и пр.) и фотоателье («Кодак», «Фуджифильм» и пр.). Вслед за иностранцами эти коммерческие новшества стали внедрять и  российские предприниматели. В России франчайзинг (согласно терминологии ГК РФ – коммерческая концессия) как реально существующая разновидность коммерческих отношений еще не получила столь широкого распространения как это имеет место в других странах, хотя в последние годы и она широко развивается, причем не только в целом по стране, но и конкретно в Ирктуске. По своей структуре курсовая работа состоит из трех глав, в которых содержится вся исчерпывающая информация о договоре коммерческой концессии. В  ходе написания  курсовой  работы использовались следующие методы:

     а) изучение литературы;

     б) обобщение  материалов  периодической  печати;

     в) работа с нормативно-правовыми актами. 

     Целесообразность  изучения темы состоит в разрешении спорных вопросов по отношению к  договору коммерческой концессии.

      

             Глава 1. История развития коммерческой концессии.

     История развития коммерческой концессии (франчайзинга) уходит своими корнями в средневековье. В Оксфордском словаре английского языка (1933 г., стр. 1630) указано, что «franchising» - это все права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной в 1559 г., а «franchises» - это ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли. В свое время в Британии король предоставлял баронам право собирать налоги на определенных территориях в обмен на различные услуги, например такие, как обязанность поставлять солдат для армии. [18]

     Свободным людям, или гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать  свои товары на территории города на рынках и ярмарках. Эти элементы права, или  привилегий, позволяющие эксплуатировать положение на определенной территории за плату, формировали основу коммерческой концессии (франчайзинга) в течение нескольких веков. В наиболее типичной форме франчайзинг проявился в британской системе «связанных домов», которая использовалась пивоварами в 1800-х годах для поддержания нужного объема продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков.

     Система «связанных домов» оказалась эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор. В США франчайзинг впервые начал использоваться компанией Зингера по производству швейных машинок (Singer Sewing Machine Company). После окончания гражданской войны в Америке в середине 1800-х годов Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию.

     Аналогичная система была разработана в 1898 г. компанией «Дженерал Моторс» (General Motors), в соответствии с которой дилеры не имели права продавать машины других производителей и были обязаны вложить в дело собственный капитал для обеспечения высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа фирмы - продавца франшиз. Продажа автомашин через систему франшиз ведется и в наше время. Примеру «Дженерал Моторс» последовал Рексол (Rexall), который удачно продавал франшизы на организацию своих аптек.

     Эффективно  франчайзинг применялся и применяется  в настоящее время в индустрии  бутылочных безалкогольных напитков компаниями «Кока-Кола» (Coca-Cola), «Пепси» (Pepsi), «Севен-Ап» (7-UP). Благодаря франшизе подобные компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его местным заводам по розливу, находящимся в собственности и управляемым франчайзи, которые в итоге становились управляющими местных розничных продаж. Франчайзи имели и имеют право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки. В 1920-х годах в США идея франчайзинга как формы ведения бизнеса сместилась в сторону отношений «оптовик - розничный продавец». Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.

     С 1930 г. в США после кризиса в  экономике нефтеперерабатывающие компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчайзи, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и соответственно увеличилась прибыль.

     В конце 1940-х годов братья Макдональд, владельцы небольшого придорожного кафе, решили улучшить обслуживание клиентов и увеличить доход. С этой целью они сократили число наименований блюд до трех, стандартизировали технологию их приготовления и унифицировали рецептуру. Такая реорганизация значительно повысила эффективность и снизила затраты, а единообразное меню «МакДональдс» (McDonald's) создало новое поколение клиентов, которые знали, что в любом ресторане «МакДональдс» их ждут быстрое обслуживание и привычный набор блюд.

     Вплоть  до 1950-х годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как эффективный метод распределения продукции и услуг. Это примеры традиционного франчайзинга, или франчайзинга первого поколения [3]. Бум франчайзинга 1950-х годов относится ко второму поколению франшиз, известных как «бизнес-формат франшизы» (англ. Business Format Franchise). Это особый метод ведения коммерческой деятельности с самого начала таким образом, чтобы франчайзер получал дополнительную выгоду от быстрого роста при ограниченном риске, а франчайзи - от того, что входил в проверенную коммерческую систему с гарантированной возможностью получения дохода.

     В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 г. закон  о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим предприятиям на использование своих товарных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяло владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса. Франчайзинг используется в самых различных видах бизнеса.

     На  Экономическом форуме в Давосе в 2006 году отмечалось, что Россия превратилась в страну повышенного интереса со стороны крупнейших компаний западного  мира. Указанные компании расценивают  Россию как огромный постоянно увеличивающийся рынок в сфере потребления. За последние 10 лет на российский рынок вышли и успешно функционируют такие известные западные франшизные системы, как "Baskin Robbins", "English First", "Carlo Pazolini", "Kodak", "Sbarro" "Subway", "Xerox" и др. Наряду с развитием международного франчайзинга отечественные франшизные системы завоевывают все большую долю рынка. Такие российские компании, как "Мастерфайбр", "Эконика-обувь", "Ароматный мир", "Копейка", "Офиспринтсервис" и др. весьма динамично развивают свои франшизные предприятия. Считается, что первая франшиза на российской территории была продана компанией "Баскин Роббинс", до сих пор успешно развивающейся здесь по схеме франчайзинга. Однако фактически пионером российского франчайзинга стал бизнесмен Владимир Довгань, основавший сразу две франшизные компании: "Дока-Хлеб" и "Дока-Пицца". Именно он взялся за популяризацию этого явления среди соотечественников, выпустил книгу и даже стал первым россиянином, вошедшим в состав Международной Ассоциации Франчайзинга. Перспективы развития франчайзинга в России самые благоприятные. В последнее время намечается тенденция ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса. Так, согласно статистике, с 1995 по 1999 год, в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, с 2000 по 2001 год, за 2 года - 37, а за один 2002 год - уже 29. При этом улучшается качество франшизных предложений, а технологии, которые предлагаются к передаче, становятся сильными и коммерчески выгодными, возникает все больше положительных примеров внедрения франчайзинга. 
 

    Глава 2. Общая характеристика договора коммерческой концессии и его сущность, форма и порядок его заключения.

    §1. Общая характеристика договора коммерческой концессии

Информация о работе Договор коммерческой концессии