Договор коммерческой концессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить понятие, форму, структуру и содержание коммерческой концепции и роль гражданского кодекса РФ на развитие франчайзинга.
Задачи:
1. Дать определение и понятие договора коммерческой концессии.
2. Правовое регулирование коммерческой концессии.
3. Признаки и структура франчайзинга.

Оглавление

Основные данные о работе
Содержание……………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………………..3
Основная часть
1. Определение и понятия договора коммерческой концессии……5
2. Содержание договора коммерческой концессии («франчайзинга»), его структура и признаки……………………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………..31
Глоссарий………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………35
Список сокращений

Файлы: 1 файл

nemirov_kursovaia_rabota.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

 

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Гражданское право

Тема

Договор коммерческой концессии ("франчайзинг")

Фамилия студента

 

Имя студента

 
   

№ контракта

 

 

Содержание

 

        Основные  данные о работе

        Содержание……………………………………………………………….2

        Введение…………………………………………………………………..3

        Основная часть

            1. Определение и понятия договора коммерческой концессии……5

            2. Содержание договора коммерческой  концессии («франчайзинга»), его структура и признаки……………………………………………………………18

        Заключение………………………………………………………………..31

        Глоссарий………………………………………………………………….33

        Список использованных  источников……………………………………35

        Список сокращений

        Приложения

Введение

 

Введение

Любой основой коммерческой деятельности является цивилизованная рыночная экономика, существующая благодаря функционированию того или иного механизма ее обеспечения, базой которого является гражданское  законодательство. Правовые отношения в российском законодательстве по использованию результатов интеллектуальной собственности имеет целью создание коммерческой концессии, как активно используемого в предпринимательской деятельности  и открывающего большие возможности.

Одним из правовых средств отдельных видов исключительных прав в предпринимательской деятельности является договор коммерческой концессии, который при введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ активно применяется сегодня предпринимателями в различных отраслях бизнеса.

Договор коммерческой концессии являются новым в Гражданском Кодексе  и российском гражданско-правовом регулировании. Этот договор определяет экономические  отношения,  где за товар выступают  исключительные права на объекты  промышленной собственности. Прослеживается совпадение с наименованием договора в Гражданском Кодексе и с аналогичным договором в зарубежном праве (contratdeconcessioncommerciale), но содержание договора и правоотношения объемнее, чем у договора коммерческой концессии по зарубежному праву. В принципе это уже другой договор – под названием франчайзинг.  Договор коммерческой концессии в гражданском праве позволяет использовать результаты интеллектуальной деятельности для получения прибыли цивилизованным способом и  появляется возможность использования положительного опыта успешного предпринимателя.

При проведенном анализе правоотношений, сформулированных в гл.54 гражданского кодекса, позволяет сделать вывод, что речь в ней идет о франчайзинге (договоре франшизы), в соответствии с которым правообладатель (предприниматель, обладающий успешной фирмой) предоставляет другому предпринимателю полные права на свое предприятие для использования.  Исходя из данных Российской ассоциации франчайзинга, он с успехом используется уже в 80 видах деятельности(в развлекательных центрах, уборки квартир, сферах быстрого питания и бензозаправочных станций). Последнее исследование показало, что по данным компании E.M.T.G. и Всемирного совета по франчайзингу (WFC) Россия является лидером по росту количества франчайзинговых компаний (98% за последние три года) [1]. Одна из первых российских франчайзинговых компаний возникла в Тольятти в 1990 году.

Цель  курсовой  работы - изучить  понятие, форму, структуру и содержание коммерческой концепции и роль  гражданского кодекса РФ на развитие франчайзинга.

Задачи:

1. Дать  определение и понятие  договора коммерческой концессии.

2. Правовое регулирование коммерческой  концессии.

3.  Признаки и структура франчайзинга.

 

Основная часть

1 Определение и понятия договора коммерческой концессии.

 

В странах с развитой рыночной экономикой в последнее время значительно  возросла продажа товаров и услуг  на условиях франшизы. Указанную разновидность  договорно-обязательственных отношений, рассматривают как одну из прогрессивных  систем организации бизнеса и этики деловых отношений. В настоящее время договор коммерческой концессии во всех развитых правовых системах носит характер предпринимательского договора и начинает активно применяться во внешней и во внутренней деятельности. В новой России применение договора коммерческой концессии распространяется на различные экономические отрасли. Благодаря своей сущности договор коммерческой концессии является эффективным средством правового регулирования, и свободным распределением неимущественных прав и обязанностей между партнерами, если другое не предусмотрено гражданским законодательством.  Договорное регулирование, отличается от нормативно-правового (общеобязательного) и является законом для двоих.  Договор коммерческой концессии носит общий характер, и в нем присутствуют элементы разных договоров:

- об оказании возмездных услуг  - в части оказания правообладателем  консультационных и технических  услуг пользователю;

- о совместной деятельности (простого  товарищества) - в части сотрудничества сторон договора для достижения общих целей относительно качества предоставляемых пользователем клиентам товаров, работ, услуг, а также расширения рынка сбыта;

- купли-продажи - в части приобретения  пользователем необходимого оборудования, сырья, коммерческой и технической документации.

В договоре коммерческой концессии, могут  присутствовать и элементы лицензионного  договора - в части использования  пользователем прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации правообладателя. Существо лицензионного договора позволяет предоставить пользователю право на использование результатов интеллектуальной деятельности, или товарного знака, и т.п. В отличие от лицензионного договора, коммерческая концессия в рамках одного договора позволяет предоставить пользователю комплекс прав. Передача же комплекса исключительных прав в рамках лицензионного договора потребовала бы много времени на оформления нескольких договоров.

Франчайзинг – самый динамичный вид бизнеса и комитет Палаты представителей Конгресса США по малому бизнесу утверждает, что это «доминирующая сила в сфере распределения товаров, услуг», «волна будущего на американском рынке».

По определению экспертов ВОИС. франшиза – договор, по которому одно лицо (правообладатель), имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение[9].

Начало  франчайзинга возникли в  США в шестидесятых годах. Но настоящее  его развитии началесь в конце 70-х годов, когда законодательство сняло несколько наиболее существенных препятствий и  в 1988 году в США насчитывалось уже 3 тысячи компаний франчайзеров. Основываясь на зарубежном опыте, можно прогнозировать и быстрое распространение новой формы договорных отношений и для нашей страны. Имеется и такая точка зрения, что главе 54 ГК следует ввести новую главу, посвященную коммерческой концессии, являющейся самостоятельной разновидностью исключительных неназванных договоров. Рассмотрим определения:

Франчайзи (Franchisee)– пользователь коммерческой концессии.

Франчайзер (Franchisor)– владелец прав на франшизу. Согласно исключительных прав франчайзера, зависимость франчайзи  и принятые им на себя обязательства  выполнять его условия, позволяют  последнему контролировать франчайзинговую сеть до такой степени, как если бы это была его собственная фирменная дистрибьюторская сеть.  Франчайзи так же заинтересован в их совместной деятельности. Его предприятие  надежно защищено фирменным наименованием франчайзера, пользуется его технологическими разработками, его раскрученной торговой маркой, коммерческой хваткой, приемами и опытом.

Да же когда  договорная деятельность франчайзи близка к действиям  традиционных дистрибьюторов, дилеров, маклеров и других наемных лиц, заключивших договора комиссии или агентирования, коммерческая концессия по своему праву отличается от таких договоров.

Пользователь по договору коммерческой концессии действует от своего имени  и по собственному усмотрению. Несет  ответственность за такие действия собственным бюджетом. Кроме того, при договоре коммерческой концессии франчайзи платит комиссию франчайзеру, а не наоборот, как это имеет место при договоре комиссии или агентирования.

1.1  Общая характеристика договора.                                 

Анализ предмета Договора позволяет  понять логику законодателя (ГК РФ) при  установлении норм, регулирующих отношения  по Договору, а также выяснить, какое  еще законодательство (кроме ГК РФ) имеет прямое отношение к Договору.

а) Договор и регулирование интеллектуальной собственности.      

Договор имеет общие моменты  с договорами лицензионными (договором  на предоставление права пользования  каким-либо объектом интеллектуальной собственности), поскольку пользователю предоставляется комплекс прав. Передача при этом объектов исключительных прав регулируется законодательством, которое стороны должны учитывать при заключении договора. По каждому из передаваемых прав партнеры должны обговорить условия, схожих с лицензионными договорами. Стороны должны прийти к соглашению, нужно ли им регистрировать переход каждого из передаваемых объектов, кто несет затраты по регистрации, каким образом будут использоваться франчайзи переданные права, какие права сторон по передаче прав третьим лицам. Договор будет тесно связан с правовым регулированием в области интеллектуальной собственности.

б) Договор и защита прав потребителя.                          

Для защиты интересов потребителей законодательство предусматривает  определенные меры для обеспечения  их прав. В частности, обязательна регистрация Договора (ст.1028 ГК РФ). Кроме того, пользователь должен информировать заказчиков об использовании средств индивидуализации правообладателя в силу Договора (ст.1032 ГК РФ). Требования об информировании потребителя содержатся законодательстве, определяющем пользование объектов интеллектуальной собственности[10]. Если акционерное общество является правообладателем по договору, то в проспекте эмиссии акций общества это указано (постановление ФКРЦБ РФ от 17.09.1996 г. № 19 «Об утверждении стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии»).

Наконец, правообладатель несет  определенную ответственность по предъявляемым  к пользователю требованиям о  качестве продукции (ст.1034 ГК РФ). Это означает, что если пользователь отказался удовлетворить требование потребителя или же последний не получил от него (пользователя) ответ на предъявленное требование, то это требование может быть предъявлено к правообладателю (ст. 399 ГК РФ). По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции правообладателя, последний отвечает солидарно с пользователем (ст.1034 ГК РФ). Это значит, что потребитель вправе предъявить требование к обеим сторонам по Договору и к любому из них в отдельности, (ст. 323 ГК РФ).

Под требованиями, которые потребитель  вправе предъявить при продаже ему  товаров ненадлежащего качества, понимаются следующие требования (статьи 475, 503 ГК РФ):

- соразмерно уменьшить покупную  цену;

- безвозмездно устранить недостатки товара;

- возместить расходы потребителя  на устранение недостатков товара;

- вернуть уплаченную за товар  сумму (отказавшись от исполнения  договора купли-продажи);

- заменить товар.

При производстве работ ненадлежащего  качества имеются в виду требования, предъявляемые в соответствии со статьями 723, 737 ГК РФ; при оказании услуг ненадлежащего качества - требования в соответствии со ст. 783 ГК РФ.

Возможно предъявление и других требований (например, статьи 7, 12 - 15, 18, 23, 28, 29, 32 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

в) Договор и антимонопольное  законодательство.

Договором предусматриваются и  отдельные ограничения сторон в  целях предотвращения конкуренции  между ними.

Что бы избежать конкуренции между  сторонами Договор содержит обычно определенные ограничения пользователя, обязывая его (п.1 ст.1033 ГК РФ):

- не конкурировать с правообладателем;

- не получать аналогичные права  у конкурентов правообладателя;

- согласовывать с правообладателем  месторасположение коммерческих помещений (используемых при использовании комплекса прав), их оформление.

Закон прямо запрещает включать в Договор условия, в силу которых (п. 2 ст.1033 ГК РФ):

- правообладатель вправе определять  цену продукции пользователя  либо устанавливать пределы этих цен;

- пользователь вправе продавать  товары (оказывать услуги) исключительно  определенной категории заказчиков  либо заказчикам, имеющим местожительство  на определенной в Договоре  территории.

Обе стороны должны знать, что и  другие условия Договора могут быть упразднены по требованию антимонопольного органа (Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, далее - ГКАП РФ) или иного заинтересованного лица, если эти условия противоречат антимонопольному законодательству (ст.1033 ГК РФ).

Недействительность части сделки не повлечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и  без включения недействительной ее части (ст.180 ГК РФ).

Закон РФ от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее - Закон о конкуренции) не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции (п. 2 ст. 2). Согласно ст. 6 Закона о конкуренции, запрещаются и признаются недействительными соглашения конкурентов, могущих в совокупности иметь долю на рынке определенного товара (работы, услуги) более 35%, если такие соглашения могут ограничить конкуренцию. То же касается и соглашений неконкурентов (например, производителя и поставщика). Таким образом, Договор может быть при определенных условиях отнесен к такого рода соглашениям. Поэтому сторонам нужно обратить особое внимание на соответствие условий Договора Закону о конкуренции.

Информация о работе Договор коммерческой концессии