Договор коммерческой концессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить понятие, форму, структуру и содержание коммерческой концепции и роль гражданского кодекса РФ на развитие франчайзинга.
Задачи:
1. Дать определение и понятие договора коммерческой концессии.
2. Правовое регулирование коммерческой концессии.
3. Признаки и структура франчайзинга.

Оглавление

Основные данные о работе
Содержание……………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………………..3
Основная часть
1. Определение и понятия договора коммерческой концессии……5
2. Содержание договора коммерческой концессии («франчайзинга»), его структура и признаки……………………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………..31
Глоссарий………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………35
Список сокращений

Файлы: 1 файл

nemirov_kursovaia_rabota.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

г) Гарантии пользователя по договору.

Предпринимательская деятельность пользователя может претерпеть значительный ущерб  в случае прекращения Договора по каким-либо причинам. В целях защиты прав пользователя ГК РФ устанавливает для него определенные гарантии. В частности, переход права от правообладателя к другому лицу не является основанием для расторжения Договора (изменяется лишь сторона Договора); в случае смерти правообладателя его права переходят при определенных условиях к наследнику (ст.1038 ГК РФ). При изменении фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя Договор действует в отношении нового фирменного наименования или коммерческого обозначения, а при прекращении исключительного права (кроме двух упомянутых) Договор продолжает действовать, за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву (статьи 1039, 1040 ГК РФ). Наконец, пользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет по истечении срока Договора право на заключение Договора на новый срок на тех же условиях (п.1 ст.1035 ГК РФ).

д) Гарантии правообладателя по договору.

Пользователь ведет предпринимательскую  деятельность под именем правообладателя, что может нанести существенный ущерб деловой репутации последнего. Этим обстоятельством объясняется наличие в ст.1032 ГК РФ императивных норм, обязывающих пользователя обеспечивать соответствие качества продукции пользователя и правообладателя, а также соблюдать инструкции правообладателя, обеспечивающие это соответствие.

 

1.2 Правовое регулирование коммерческой концессии.

Глава 54 Гражданского кодекса Российской Федерации вводит в российское законодательство договорный институт. Его наименование «коммерческая концессия» – от  известного в западном законодательстве понятия «Франчайзинг», или «франшиза».

Договор коммерческой концессии является самостоятельным гражданско-правовым договором, применяемым только в  предпринимательской деятельности. Согласно ст. 1027 ГК РФ, по договору коммерческой концессии, одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т.д. Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Сторонами этого договора, согласно п. 3 ст. 1027 ГК РФ, могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Основным обязательством, определяющим особенности договора, является предоставление «правообладателем» «пользователю» комплекса исключительных прав интеллектуальной собственности (см. ст. 138 ГК), что позволяет рассматривать этот договор как разновидность лицензионных договоров.

Согласно статьям 128 и 138 ГК РФ под исключительными правами следует понимать права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность) гражданина и юридического лица и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Российское законодательство охраняет исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности целым пакетом законов и принятыми в соответствии с ними подзаконными актами. Все эти документы предусматривают порядок признания прав на результаты интеллектуальной деятельности за правообладателем, охрану и систему мер защиты этих прав в случае их нарушения.

Договор коммерческой концессии заключается с целью создания новых хозяйственных комплексов (магазинов, ресторанов, гостиниц и т.п.), расширение сети рынков сбыта товаров и услуг под фирмой правообладателя. Это отличает его от традиционных договоров, позволяющих лицензиату использовать отдельные объекты интеллектуальной собственности – изобретение, полезную модель, товарный знак, литературное произведение и другие охраняемые объекты, права на которые принадлежат лицензиату (см., например, ст. 13 Патентного закона).

Договор коммерческой концессии не относится к смешанным договорам (см. п. 3 ст. 421 ГК), хотя и опосредствует комплексные обязательственные отношения. Он регламентирован как самостоятельный вид договора. Поэтому к нему применяются правила 54 главы и субсидиарно – правила специальных законов об охране исключительных прав. Включение коммерческой концессии в ГК вызвано потребностями рыночных отношений в новой правовой сфере.

Правовая природа договора коммерческой концессии носит комплексный  характер, и в нем присутствуют элементы других договоров:

- об оказании возмездных услуг  – в части оказания правообладателем  консультационных и технических  услуг пользователю;

- о совместной деятельности (простого  товарищества) – в части сотрудничества  сторон договора для достижения  общих целей относительно качества предоставляемых пользователем клиентам товаров, работ, услуг, а также расширения рынка сбыта;

- купли-продажи – в части  приобретения пользователем необходимого  оборудования, сырья, коммерческой  и технической документации.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и д.т.

Договор коммерческой концессии предусматривает  использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого  опыта правообладателя в определённом объёме (в частности с минимального и (или) максимального объёма использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведённых пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Предоставляемый по договору комплекс исключительных прав включает права  на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, товарный знак, а также коммерческую информацию, охватывающую опыт организации соответствующей предпринимательской деятельности (ноу-хау).

В договоре коммерческой концессии  может быть предусмотрена передача прав и на другие объекты интеллектуальной собственности, например, промышленный образец (охраняемую внешнюю форму изделия) или программу для ЭВМ.

Обязательные объекты составляют существо договора. Без наличия таких  объектов в составе комплекса  исключительных прав договор коммерческой концессии не может считаться заключенным. К ним относятся:

1. Право на использование фирменного  наименования правообладателя (фирмы), то есть наименование, закрепляемое  за юридическим лицом – коммерческой  организацией, под которым оно выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует это лицо в ряду других участников гражданского оборота[2]. А.П. Сергеев указывает на то, что в качестве объекта договора коммерческой концессии обычно выступает не все фирменное наименование со всеми его необходимыми атрибутами, а лишь то условное обозначение, которое является обязательным добавлением к корпусу фирмы и индивидуализирует предпринимателя среди других участников гражданского оборота. Данное наименование может использоваться как наряду с собственным наименованием пользователя, так и в качестве такового с соблюдением требований к организационно-правовым формам юридических лиц, предусмотренным п. 2 ст. 50 ГК[3]. Представляется, что основным требованием к использованию «фирмы» правообладателя в качестве собственного коммерческого обозначения будет отсутствие совпадения организационно-правовой формы правообладателя и пользователя[4], поскольку такая ситуация влечет за собой необходимость внесения фирменного наименования в учредительные документы пользователя со всеми вытекающими отсюда последствиями[5].

2. Право на использование коммерческого  обозначения правообладателя, под  которым согласно ст. 6 – bis Парижской  конвенции по охране промышленной  собственности от 20 марта 1883 г.[6] понимается общеизвестный знак, используемый для маркировки продукции, а также общеизвестное название бизнеса. Коммерческое обозначение нигде не регистрируется и не совпадает с фирменным наименованием, именем индивидуального предпринимателя или зарегистрированной торговой маркой, однако потребитель безоговорочно отличает товары (работы, услуги), вводимые в оборот под таким обозначением, от любых других товаров (работ, услуг). Ст. 19–1 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. №3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» гласит, что по заявлению юридического или физического лица общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком может быть признан товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его регистрации, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации без регистрации в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, если такие товарные знаки или обозначения в результате их интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату в Российской Федерации широко известны среди соответствующих потребителей в отношении товаров этого лица. Защита коммерческих обозначений приравнивается к защите зарегистрированного товарного знака[7]. К таковым, в частности, могут относиться: форменная одежда сотрудников, стиль коммерческих помещений и др.

Однако во всех случаях предметом  договора служат отчуждаемые имущественные права. К ним нельзя отнести «деловую репутацию». Хотя при согласовании цены договора обычно учитывается т.н. условная стоимость «деловой репутации» правообладателя, которая влияет на стоимость «деловой репутации». Необходимость согласования в договоре коммерческой концессии объема передаваемых прав (территории охватываемой концессией, вида деятельности количества выпускаемых или продаваемых товаров объема работ или услуг и т.п.) обусловлена нематериальным характером объектов, этих прав, возможностью их одновременного использования неограниченным кругом лиц. Неурегулированность этих вопросов может создать неопределенность в отношениях сторон по поводу предмета договора. За пределами согласованной в договоре сферы деятельности пользователя правообладатель сохраняет возможность распоряжения этими объектами. Общие правила о фирменном наименовании и его охране установлены в п. 4 ст. 54 ГК. Специальные правила о фирменных наименованиях отдельных видов юридических лиц установлены в статьях ГК, регулирующих образование соответствующих юридических лиц (см. п. 3 ст. 64, п. 4 ст. 82, п. 3 ст. 113, п. 3 ст. 115). По ранее действующему законодательству (Положение о фирме 1927 г.) право на фирму не требовало особой регистрации. Оно возникало с начала фактического пользования фирменным наименованием. Теперь под такой режим попадает только коммерческое обозначение – применяемое предпринимателем общеизвестное незарегистрированное наименование. Его охрана не регламентируется российским законодательством. Права на коммерческое обозначение могут быть защищены в России на основе ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности (участником которой является Россия как правопреемник СССР), предусматривающей охрану фирменных наименований во всех странах – участниках Конвенции без обязательной регистрации.

Вместе с тем гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица с момента государственной регистрации  в качестве индивидуального предпринимателя.

При наличии в договоре коммерческой концессии положений о передаче прав на использование охраняемых объектов промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков) он подлежит также обязательной регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков (Роспатенте). Несоблюдение этого требования влечет еще более серьезные последствия для сторон договор считается ничтожным

В силу п. 1 ст. 15 Конституции РФ, конкретизированного  в ст. 7 ГК, предписания международных договоров имеют приоритет перед нормами других актов, в том числе гражданского законодательства. Основным актом, устанавливающим правовой режим использования товарных знаков обслуживания, является Закон о товарных знаках (раздел 1), (промышленных образов – Патентный закон, объекты авторских прав, в том числе программы ЭВМ и базы данных, охраняются Законом об авторском праве).

Коммерческая  информация и коммерческий опыт, предоставляемые  пользователю по договору, включает обычно профессиональное обучение персонала, специальный инструктаж в течение всего периода действия договора по различным аспектам организации хозяйственной деятельности, как-то: управление, создание бытовой сети, эксплуатация оборудования, ведение учета и отчетности, обслуживание клиентуры, приготовление фирменных блюд и т.д.

 

2 Содержание договора коммерческой концессии («франчайзинга»), его структура и признаки.

 

2.1. Основные права и обязанности  сторон договора коммерческой  концессии.

Договор коммерческой концессии может определять конкретный объем использования полученных пользователем прав и информации (например, по стоимости или количеству произведенных товаров или оказанных услуг, использованию их на одном предприятии или на определенном их количестве и т. п.), причем с указанием или без указания территории использования применительно к соответствующей сфере предпринимательской деятельности (например, торговля определенным видом товаров или оказание соответствующих услуг только в данном регионе). Концессионный договор всегда является возмездным. При этом он обязан содержать конкретные условия определения и выплаты вознаграждения правообладателю. Закон допускает различные формы такого вознаграждения; разовые (паушальные) или периодические (роялти) платежи, отчисления (проценты) от выручки на оптовую цену товаров и т.п. (ст. 1030 ГК). Возможно и сочетание этих способов, обычно состоящее в единовременной выплате после заключения договора и в периодических выплатах оговоренной части прибыли (отчислений от выручки). Вместе с тем вознаграждение в рассматриваемом договоре не может устанавливаться в соответствии с общим правилом п. 3 ст. 424 ГК, а является его существенным условием, которое стороны обязаны согласовать (2).

Информация о работе Договор коммерческой концессии