Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:11, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить понятие, форму, структуру и содержание коммерческой концепции и роль гражданского кодекса РФ на развитие франчайзинга.
Задачи:
1. Дать определение и понятие договора коммерческой концессии.
2. Правовое регулирование коммерческой концессии.
3. Признаки и структура франчайзинга.
Основные данные о работе
Содержание……………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………………..3
Основная часть
1. Определение и понятия договора коммерческой концессии……5
2. Содержание договора коммерческой концессии («франчайзинга»), его структура и признаки……………………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………..31
Глоссарий………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………………35
Список сокращений
Согласно п.1 ст. 51 ГК РФ, регистрация юридических лиц осуществляется органом юстиции.
Согласно п.3 ст.433, Договор, подлежащий
государственной регистрации, считается
заключенным с момента
В том случае, когда по Договору передается объект, охраняемый в соответствии с патентным законодательством, Договор подлежит также регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков (п. 2 ст.1028 ГК РФ).
При прекращении использовавшегося по договору франчайзинга исключительного права, в том числе в связи с истечением установленного соответствующим законом срока его действия, договор сохраняет силу в отношении оставшихся прав, т.е. действует за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву (ч. 1 ст. 1040 ГК) (если только речь не идет о праве пользования фирменным наименованием или коммерческим обозначением). Однако пользователь вправе в этом случае потребовать от правообладателя соразмерного уменьшения вознаграждения (если только иное прямо не предусмотрено договором).
Поскольку договор коммерческой концессии является предпринимательским, взаимная ответственность сторон за его нарушение наступает независимо от их вины, если только иное прямо не установлено их договором (п. 3 ст. 401 ГК).
3. Признаки и структура франчайзинга.
Современный франчайзинг является относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят в средневековье. До сих пор юридический термин "франшиза" в США и Австралии обозначает передачу кому-либо прав государственной властью, а в Великобритании - передачу прав от имени короля. В средневековой Англии король предоставлял знати различные права, например, собирать налоги на определенной территории в обмен на требуемые власти услуги. Гражданам давались разрешения (франшиза) продавать товары на рынках, участвовать в ярмарках. И в наши дни в Великобритании еще продолжают действовать древние франшизы, предоставляющие их владельцам права на содержание рынков, проведение ярмарок, содержание паромов и мостов. Таким образом издревле власть делегировала часть своих полномочий в обмен на капитал или требуемые услуги, тем самым закладывая фундамент современного франчайзинга на протяжении веков. И все-таки огромный толчок в развитии именно коммерческих систем франчайзинга произошел на другом континенте - в США, где франчайзинг после Гражданской войны использовался американской компанией по производству швейных машин "Зингер". Домохозяйки неохотно приобретали новое механическое оборудование, а создание сети собственных продавцов на огромной территории США требовало значительных затрат. Тогда владелец компании стал продавать право на продажу и обслуживание швейных машин компании на определенной территории независимым продавцам. Причем последние платили за машину 60$, а продавали ее за 125$. Хотя данная система и перестала действовать до конца века, многие люди благодаря ей стали богатыми, а передовые предприниматели уяснили еще один способ повышения конкурентоспособности за счет резкого расширения рынка сбыта. Что касается торговой практики, то в Лондоне в XVII веке были учреждены системы торговых гильдий, отдаленно похожих на современные системы франчайзинга. В начале XIX века в той же Великобритании была введена система "связанных домов", сущность которой заключалась в предоставлении властями право на торговлю спиртными напитками только владельцам постоялых дворов по специальной лицензии. Большинство владельцев не имело достаточно средств для приведения постоялых дворов в порядок и оплату лицензии. Эту систему прекрасно использовали пивовары, предоставляя владельцам постоялых дворов заем или сдавая им в аренду имущество, а получая взамен рынок сбыта своего пива и других спиртных напитков. Если более точно описать Франчайзинг, то это способ организации бизнес-отношений между независимыми компаниями и физическими(юридическими) лицами, в рамках которой одна из сторон (франчайзи) получает от другой (франчайзера) официальное разрешение на использование знака обслуживания, фирменного стиля, деловой репутации, ноу-хау и готовой бизнес-модели за определенную плату – роялти. См. Приложение.
Если по договору коммерческой концессии, согласно зарубежной трактовке, передается право на использование фирменного наименования и (или) товарного знака в сфере торговли для перепродажи товара, то по договору франчайзинга использование чужого фирменного наименования и т.п. возможно также в сфере производства аналогичного товара. Под товаром в широком смысле здесь понимается не только продукция в форме вещей, но также работы и услуги.
Существуют три основных вида франчайзинга.
• Товарный франчайзинг;
• Производственный франчайзинг;
• Деловой франчайзинг или франчайзинг бизнес формата.
Товарный франчайзинг
Этот вид деятельности, подразумевает приобретение у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой. В этом случае франчайзи покупает у франчайзора товары и после этого их перепродает от имени франчайзора. В отдельных случаях ведущая компания имеет отношение и к оплате гарантийных услуг, и возмещению расходов на совместную рекламу. Как правило, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг.
Производственный франчайзинг - это франчайзинг на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления (например, завод по разливу безалкогольных напитков).
Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании. Так, например, американская Coca-Cola, лидирующая на мировом рынке безалкогольных напитков, а в России уступающая только своему конкуренту PepsiCo, начала активные действия на рынке в России в 1995г.
Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом способе франчайзор продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп ма¬газинов для продажи покупателям набо¬ра продуктов и услуг под именем франчайзора. При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзора. Франчайзор может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи.
В настоящее время в зависимости от размеров первоначального капитала франшизы бизнес-формат делят на следующие основные подгруппы:
• франшиза - рабочее место — рабочая франшиза (Job franchise), где франчайзор создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции — покупка прилавка-фургона;
• франшиза-предприятие — коммерческая франшиза (Business franchise), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала;
• инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой — возврат первоначальной суммы инвестиций.
• Корпоративный франчайзинг - современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров.
• Конверсионный франчайзинг - способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизополучателя.
Франчайзинговые системы принимают многие формы. Франчайзинговые системы могут объединять:
* производителя с производителем;
* производителя с оптовым торговцем;
* производителя с розничным торговцем;
* оптового торговца с оптовым торговцем;
* оптового торговца с розничным торговцем;
* розничного торговца с розничным торговцем;
* предприятие обслуживания с предприятием обслуживания.
Подводя итоги исследования вышеизложенной информации, указав их научную новизну, как практическую значимость, так и отрицательные моменты использования, свои полученные выводы можно изложить следующим образом:
В данной курсовой работе было проведено исследование договора коммерческой концессии, его правовое регулирование и структуру. Содержание договора коммерческой концессии франчайзинга в общем и в Российской Федерации в частности. На основе изложенной информации можно судить о том, что роль франчайзинга в экономике любой страны чрезвычайно велика, так как он является самым эффективным каналом дистрибуции, по которому товары и услуги распространяются внутри стран и по всему миру. По итогам курсовой работы отчетливо видно, что франчайзинг существует с давних времен, а так же регулярно развивается и усовершенствуется. В настоящее время существует классификация видов франчайзинга и структура франчайзинговой системы ведения бизнеса.
Можно сделать выводы о довольно
грамотном функционировании бизнеса
в форме франчайзинга. Именно данная
форма бизнеса позволяет получи
- отсутствие у предпринимателя
основных и специализированных
знаний преодолевается
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Гражданское право |
система правовых норм, регулирующих
имущественные отношения и |
2 |
Правовые отношения |
отношения между гражданами и юридическими лицами, регулируемые гражданским законодательством |
3 |
Франчайзинг |
способ организации
бизнес-отношений между |
4 |
Франчайзи |
пользователь коммерческой концессии |
5 |
Франчайзер |
владелец прав на франшизу |
6 |
Договор |
«соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» (ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, в дальнейшем ГК России). |
7 |
Предпринимательская деятельность |
самостоятельная, осуществляемая
на свой риск экономическая деятельность,
направленная на систематическое получение
прибыли от пользования имуществом
и/или нематериальными |
8 |
Антимонопольное законодательство |
совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики. |
9 |
Юридическое лицо |
созданная и зарегистрированная
в установленном законом |
10 |
Физическое лицо |
человек как субъект
права (носитель прав и обязанностей),
в отличие от юридических лиц,
должностных лиц и публично- |
1 |
Майлер А. Российская ассоциация франчайзинга //инт-т: www.a-z.ru. 2012 |
2 |
Попондопуло В.Ф., Скворцов О.Ю. Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права. Сборник научных статей. Выпуск 5 – М., 2005. С. 87. |
3 |
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья. М., 2002. С.974.Собрание законодательства РФ – 1995 - № 47 - Ст. 4472 |
4 |
Письмо Высшего Арбитражного суда РФ от 29 мая 1992 г. N С-13/ОПИ-122 "Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике" // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. N 1. 1992.[Текст]: Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 6. - Ст. 1539, 2004. - № 8. - Ст. 663 |
5 |
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2000. С.588. |
6 |
Черничкина Г.Н. О предмете договора коммерческой концессии // Современное право. 2003. № 8. С. 8. |
7 |
Гражданское право. Учебник. / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. Ч.II. М., 2004. С. 121. |
8 |
Гуев А.К. Постатейный комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации. - М., 2000. С. 245. |
9 |
По материалам национального института системных исследований проблем предпринимательства //инт-т: www.smb.ru/2012 |
10 |
ст. 9 Закона от 23.09.1992 г. № 3520-1 «О торговых знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» |
А |
|