Стилистические особенности специального издания для мужчин. На примере материалов «Деловой Петербург», «Московский комсомолец»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Современные русисты, в частности, специалисты по культуре речи (Е.Н. Ширяев, Л.К. Граудина, О.Л. Дмитриева, Н.В. Новикова и другие) справедливо говорят о том, что русский язык — наше национальное достояние, но не такое, которое можно положить в сундук и любоваться им время от времени: отражая наши национальные достоинства, язык не менее ярко показывает и все наши беды. Практически все ученые-лингвисты, литературоведы, культурологи, философы обеспокоены состоянием и судьбой русского языка. Русская речь в современном российском обществе находится в положении нелюбимой падчерицы.

Оглавление

Введение.
Глава 1.1.Средства массовой информации
Глава1.2. Особенности общения с аудиторией .
1.3. Основные принципы организации речи
1.4Интервью
Глава 2.Чужая речь в газетном тексте.
Глава 3.Риторический стиль СМИ
Выводы
Приложение
Литература.

Файлы: 1 файл

421.Стилистические особенности специального издания для мужчин.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

В-третьих, аудитория  практически не поддается «заражению», поэтому манера обращения, сам способ говорить с нею должен отличаться от обычной публичной речи. Восприятие массовой коммуникации, особенно журналистики, очень зависит от той малой группы, в составе которой человек общается . Интерес к теме и мнение об ее достоинствах и недостатках складываются обычно как единое мнение семьи или другой группы людей, воспринимающей се совместно. Поэтому тема статьи должна не только привлекать внимание (интерес), но и постоянно поддерживать его.

В-четвертых, человек просматривает периодику, так сказать, в «мягких туфлях», в домашней обстановке, что не может не влиять на требования как к форме, так и к содержанию выступления. От публичного выступления  ожидается, с одной стороны, сохранение некоторой отстранённости, а с другой — доверительность, неофициальность.

В-пятых, аудитория  читательская гораздо более разнообразна, чем аудитория «живого» публичного выступления. Поэтому выступающий должен ориентироваться на очень разный уровень слушателей/зрителей.

Итак, ясно, что аудитория, с которой, имеет дело журналист , определяет особые требования к его речевому поведению. Образ выступающего является не менее важным, социально-психологическим моментом является  то, как воспринимают самого выступающего слушатели, какой образ формируется в их представлении. Аудитория, на которую хочет воздействовать оратор, оценивает то, что он говорит, как он говорит и каков сам выступающей. От этой оценки во многом зависит, будет принята или отвергнута предлагаемая информация, как будут поняты передаваемые сообщения, повлияет ли переданное сообщение на действия слушателей и т.д.

Не только на коммуникатора, но и на аудиторию психологический контекст их собственного восприятия обычно действует как некая скрытая сила. Люди испытывают на себе результаты ее действия, но не всегда могут объяснить, что именно и почему определило их окончательное впечатление от конкретной теле- или радиопередачи. Иногда одного появления на страницах журнала или первых слов зазвучавшего по радио голоса достаточно, чтобы привлечь внимание читателей и слушателей. Бывает и по-другому: выступающий говорит правильные вещи, но они не вызывают ответного интереса или даже возникает чувство неловкости за человека на страницах в журнале.

 Между восприятием  образа выступающего и воздействием  его сообщения обнаружена следующая  связь: если у аудитории складывается положительный образ коммуникатора, то это, как правило, содействует положительному восприятию его сообщения, и наоборот.

Важно учитывать, что  при формировании образа коммуникатора  в равной степени имеют значение два ряда факторов, определяющих отношение, во-первых, между коммуникатором и  сообщением, во-вторых, между коммуникатором и аудиторией.

Каждый ряд содержит свою систему характеристик.

Наиболее значимы для  первого ряда отношений следующие характеристики коммуникатора:

• знание того, о чем он говорит;

• его искренность, правдивость, убежденность в том, что он говорит;

• умение донести свои знания, мысли до аудитории.

Среди характеристик, наиболее значимых для второго ряда отношений, можно назвать следующие качества коммуникатора;

• знание своей аудитории;

• искреннее уважение к аудитории;

• умение общаться с ней на равных, не поучая, не заискивая, не занимаясь самолюбованием.

Аудитория тонко чувствует  отношение к себе. Степень ее доверия  и симпатии к выступающему зависит  от таких его важных качеств, как  авторитетность и компетентность, внешняя  привлекательность и тактичность.

На разных этапах общения эти качества могут играть разную роль. Например, на начальной стадии эффект привлекательности может возникнуть лишь благодаря внешности выступающего и его манере держаться, а представления о компетентности и авторитетности формируются на основе информации о его образовательной подготовке и социальном положении. Однако, чем длительнее общение, тем большее воздействие будут оказывать

перечисленные выше характеристики коммуникатора в отношении как  к аудитории, так и к тому, о  чем он говорит. Незаинтересованное, формальное выступление оставляет людей равнодушными, высокомерие вызывает неприязнь. При этом важно знать, что даже хороший оратор или квалифицированный журналист не может скрыть своей внутренней позиции, если она не совпадает с тем, что он говорит. Достаточно точно установлено, что, когда человек неискренен, некоторые характеристики его голоса меняются определенным образом, не говоря уже о более доступных наблюдению сигналах мимики жестов.

     Таким образом,  без учета рассмотренных выше социально-психологических особенностей общения на страницах журнала невозможно понять задач, которые необходимо решить редактору и, конечно, самому выступающему в процессе подготовки его выступления.

1.3. Основные принципы организации речи

Двойственная природа речи: социальная и личностная ориентированность

Обращаясь к собственно речевому поведению и принципам  его организации, важно помнить  следующее:

        • Нельзя повторить дважды только что сказанное в статье, следовательно, необходимо ориентироваться на первоначальное восприятие текста аудиторией, так как “вторичного” восприятия быть не может.

• Слушателями вашего выступления будут люди:

разных возрастов, профессий, разного культурного уровня и , интересов.                                         

• Встреча с вами для многих из них явится, скорее всего, случайной.

Учет этих ключевых моментов предполагает, что речь должна быть конкретной и доходчивой по содержанию, непринужденной по тону, т.е. организована по типу неофициальной беседы (разумеется, за исключением случаев официального заявления). Таким образом, выступление будет максимально эффективным, если оно оптимальным образом сочетает элементы социальной и личностной ориентированности общения.

Вместе с тем такое  сочетание не может не быть противоречивым, задавая внутреннюю конфликтность речи, в чем также нужно отдавать себе отчет. Противоречие возникает, с одной стороны, между реально существующим односторонним контактом выступающего в кадре или перед микрофоном со зрителями или слушателями и необходимостью при этом имитировать двусторонний контакт; а с другой — между заранее подготовленным письменным текстом и устной формой его воспроизведения: речевой поток, который должен восприниматься как спонтанный, на самом деле таким не является.

Помимо этого интонация  речи, используемой в массовой коммуникации, отличается от интонации непринуждённого  межличностного общения “нейтральностью” мелодии основного тона.

Все эти характеристики обусловлены социальной ориентированностью журналистики. Они же требуют соединения в речевом поведении человека, выступающего в журнале, устно-литературной нормы и нормы непринуждённой разговорной речи при сохранении целенаправленности, информативности, ясности сообщения. Чтобы этого достичь, необходимо строить выступление, используя принципы разговорности, диалогизации, интимизации речи. Перечисленные принципы в равной степени относятся как к “сольному” выступлению, так и различного рода беседам в журнале, будь это интервью, беседа за круглым столом, дискуссия. Разумеется, сама форма беседы предполагает, что в речь собеседников  вводится приёмы ее диалогического построения. Тем не менее для человека, не имеющего большого опыта выступления, знание таких принципов  может оказать существенную помощь при подготовке к выходу в печать.

 

 Принцип  разговорности

Экономное использование лексики. Восприятие устной речи затрудняется при превышении определенных порогов лексического разнообразия. Если письменная речь подразумевает развернутость словесного выражения мысли, приведения логически строгой системы аргументов, то устная речь не требует этой развернутости. Удачное сравнение, метафора или намек могут сделать больше, чем точное и строгое, но длинное доказательство.

Четкая структурная  организация выступления. Передачи разговорного жанра не терпят композиционной расплывчатости. Они должны развиваться динамично. Основная проблема здесь не столько в определении темы выступления, сколько в самоограничении; все понимают, что за несколько минут невозможно рассказать обо всем, однако многие выступающие пытаются это сделать, что в конечном счете приводит к легковесности. Специалисты указывают на важность конкретизации темы, выбор одного аспекта, наиболее важного из множества вопросов, фактов и поворотов темы.

Выступление должно быть информационно точным, в противном случае попытка слушателя или зрителя понять, о чем идет речь, отвлечет от последующей информации. Это относится к устному слову вообще. Однако в условиях одностороннего контакта данное требование приобретает исключительное значение.

Важно помнить:

  • Информация достигает оптимального воздействия, когда в ней содержится новизна (новость). При этом можно выделить три типа новостей, которые надо совмещать и комбинировать: новое о неизвестном; новое об известном; формирование нового отношения к фактам.
  • Недостаток новизны стимулирует переключения внимания.
  • Интерес вызывает доказательная информация, которая опирается на эмпирический опыт аудитории, статистику, фактологический материал.
  • Начало и конец выступления имеют важную психологическую нагрузку. Если изложение интересное, то доказательность следует оставить на конец, чтобы не уменьшить значимость идеи.

Последнее замечание  свидетельствует о важности выбора такой драматургии выступления, которая бы удерживала читателя  у статьи от начала до конца.

Композиция выступления, с одной стороны предусматривает  те же структурные моменты, которые  свойственны любому публичному выступлению: продуманные начало и конец, импровизацию основной части на основании продуманной  линии изложения, логическую организацию материала, эмоциональную форму подачи. Наряду с этим описанные выше особенности восприятия устной речи в журнале оказывают существенное воздействие на ее композицию. Очень емко эти особенности сформулировал

Поль Сопер: «Вводные замечания должны быть краткими, целеустремленными и интересными, все последующие – свободными от общих мест. Пример вплотную идет за примером, заранее намечены пункты, освежающие внимание. Переход от одного раздела к другому происходит быстро, фразы коротки - не более чем в 20 слов. Слово должно быть насыщено смыслом, обладать ритмом и отличаться образностью. Финал не следует затягивать: он должен состоять из одной-двух энергичных фраз или коротенького примера и ни в коем случае из пространных выводов.

 

Принцип диалогизации

Диалог представляет собой принцип взаимодействия между  людьми, взаимоуправления друг другом. В речевой коммуникации диалог означает-' процесс, при котором люди взаимодействуют  посредством выражения в словах смысловых позиции-суждении. Для  реального диалога 3 необходимы следующие условия:                              s

1) наличие желания и готовности у обоих партнеров выразить. свою позицию по отношению к обсуждаемой проблеме:

2) готовность воспринять и оценить позицию партнера;

3) готовность к активному взаимодействию;

4) наличие у партнеров общей основы и определенных различий -в решении обсуждаемой проблемы.                         

Актуальность принципа диалогизации речи по радио или телевидению  определяется тем, что выступающий  воспринимается публикой прежде всего как партнер по взаимодействию. Если это ожидание не подтверждается, то существенно снижается эффективность воздействия его выступления и возможность поддержания внимания и интереса.                                               

Вместе с тем реализация принципа диалога в журналистике требует использования особых драматургических и стилистических средств. Как уже отмечалось, своеобразие состоит в том, что собеседники присутствуют не в одном месте, а отделены друг от друга пространством, поэтому выступающий в статье автор должен предугадать реакцию читателя и суметь ответить на нее. Беседа строится в расчете на невидимого собеседника, который мыслится как активный участника двустороннего контакта. Вот почему здесь необходимо учитывать иные, отличные от тех, что выражает говорящий, мнения и позиции по обсуждаемым вопросам, предвидеть различные точки зрения на  проблему, аргументируя собственную. Читатель должен чувствовать ход мыслей оратора: вместе с выступающим он оказывается перед проблемой и вместе с ним приходит к определенным  выводам. Этот процесс можно назвать сопереживанием, параллельным мышлением.                                          

Таким образом, диалогизация заключается  в том, что она композиционно построена как монолог со структурными элементами диалога, т.е. рассчитана на реакцию слушателей.

Для диалогической речи справедливы требования к устной речи в целом, а именно: лаконичность (немногословность), простые короткие фразы. Если монологической речи предшествует выработка программы (плана) речи, адекватная реализация которой сознательно контролируется, то диалогической речи свойственна свёрнутость этапов внутренней обратной связи, отсутствие жесткого сознательного контроля за речевым потоком.

Информация о работе Стилистические особенности специального издания для мужчин. На примере материалов «Деловой Петербург», «Московский комсомолец»