Версии улыбки Джоконды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:06, творческая работа

Краткое описание

Целью моего реферата является постижение совершенства, пластики и глубокого осознания роли человека в мире, смысле его жизни на Земле.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1……………………………………………………………………………..4
1.1 Краткая биография Леонардо да Винчи.........................................................4
1.2 Основные даты………………………………………………………………..6
Глава 2……………………………………………………………………………..9
2.1 Загадки улыбки Джоконды…………………………………………………...9
2.2 Мнение искусствоведов………………………………………………………10
2.3 Психологи предполагают…………………………………………………....12
2.4 Философы констатируют…………………………………………………....12
2.5 Историки исследуют………………………………………………………...13
2.6 Фотоэксперты утверждают……………………………………………….....14
2.7 Мнение американских ученых…...………………………………………....14
2.8 Врачи Диагностируют……………………………………………………….15
2.9 Разгадка улыбки Джоконды с помощью компьютерной программы…….16
2.10 Другие версии………………………………………………………………17
2.11 Российские любители………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………...26

Файлы: 1 файл

10 Версий улыбки Джоконды.doc

— 436.50 Кб (Скачать)

В прошлом  году ученому из Флоренции Джузеппе Палланти после кропотливых поисков  в архивах удалось подтвердить  предположение, что прототипом портрета Моны Лизы была Лиза Жерардини, вторая супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джиокондо. Хотя об этом еще во второй половине XVI написал известный биограф Леонардо Джоржио Вассари, существовали и другие версии на этот счет. 

Согласно одной, Леонардо рисовал портрет с аристократки Беатриче Эсте, по другой - написал свой автопортрет, представив себя в виде женщины. Третья версия гласит, что художник, который якобы был бисексуалом, рисовал портрет со своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет.

15

В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Спор по поводу этих версий был особенно оживленным после того, как в 1911 году итальянский  иммигрант украл из Лувра "Джоконду", чтобы вернуть ее на родину, хотя Леонардо сам привез с собой эту картину во Францию в последние годы жизни. Итальянские власти торжественно вернули знаменитое полотно Лувру. 

2.8 Врачи диагностируют.

Улыбка Джоконды почему-то особенно не дает покоя врачам. Для них портрет Моны Лизы – идеальная возможность потренироваться в постановке диагноза, не опасаясь последствий врачебной ошибки.

Известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. В своей  практике он даже назвал этот паралич «болезнью Моны Лизы», видимо, добиваясь психотерапевтического эффекта за счет внушения пациентам ощущения причастности к высокому искусству.

Один японский врач абсолютно уверен в том, что  у Моны Лизы был высокий уровень  холестерина. Свидетельство тому – типичной для подобного недуга узелок на коже между левым веком и основанием носа. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась.

Джозеф Борковски, американский стоматолог и эксперт  по живописи, считает, что женщина  на картине, судя по выражению ее лица, потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. «Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы», - утверждает эксперт.

Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь? Нейрофизиолог Гарвардского университета Маргарет Ливингстон полагает, что причина тому – не магия искусства Леонардо да Винчи, а особенности

16

человеческого зрения: появление и исчезновение улыбки зависит от того, на какую  часть лица Джоконды направлен взгляд человека. Существует два типа зрения: центральное, ориентирование на детали, и периферическое, менее отчетливое. Если вы сосредоточены не глазах «натуры» или пытаетесь охватить взглядом все ее лицо – Джоконда вам улыбается. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться «нарисовать рот, не глядя на него». Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо.

Будучи талантливым  математиком, Леонардо, обратил внимание на соотношение отдельных частей человеческого тела и заметил, что многие из этих соотношений очень близки к соотношению гармонически разделённых отрезков. Для гения Да Винчи не составило труда заметить, что чем ближе пропорции фигуры и лица человека к заветному «Числу Фибоначчи»( в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел. Название по имени средневекового математика Леонардо

Пизанского), тем боле красивым этот человек считается. 
 
Женщина, телосложение которой подчиняется этому принципу, считалась идеальной красавицей. Считается, что это открытие так потрясло художника, что Леонардо стал называть это соотношение частей отрезка «Золотым сечением». Ученые считают, что именно это открытие да Винчи использовал при создании Джоконды. Предлагается разгадку пресловутой «улыбки Джоконды» следует искать не столько в мистике, сколько в математике
.

2.9 Разгадка улыбки Джоконды с помощью компьютерной программы.

Ученые Амстердамского университета и специалисты из США, в очередной раз изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, предложили свою версию ее расшифровки. По их данным, она содержит \"83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости\". Во время анализа шедевра Леонардо да Винчи тщательно осматривались губы Джоконды, а также складки кожи вокруг глаз. Программа позволила сопоставить полученную информацию с шестью основными эмоциями, которые может выражать улыбка. Результаты исследования опубликованы в британском

17

научно-популярном журнале New Scientist. Попытки разгадать  секрет загадочной улыбки Джоконды предпринимались  не один раз. Так, в прошлом году одной  из причин завораживающего воздействия  на зрителей знаменитой \"Моны Лизы\" Леонардо да Винчи был назван ее взгляд, который направлен на зрителя, с какого бы угла он ни рассматривал картину. К такому выводу пришли ученые университета Огайо в США и искусствоведы Лондонской национальной галереи. По мнению экспертов, гениальный художник написал глаза Моны Лизы так, словно она \"что-то спрашивает у того, на кого смотрит, зная его потаенные мысли\". 
2.10 Другие версии.

Некий «специалист  широкого профиля» уверяет, что изображенная на картине особа беременна; ее улыбка – попытка уловить движение плода. Следующий настаивает, что улыбается она своему возлюбленному… Леонардо. Кто-то вообще считает: на картине изображен мужчина, поскольку «его улыбка очень привлекает гомосексуалистов.

По мнению британского  психолога Дигби Квестега, сторонник  последней версии, в этой работе Леонардо показал свою латентную (скрытую) гомосексуальность. Улыбка «Джоконды» выражает широкий диапазон чувств: от смущения и нерешительности (что скажут современники и потомки?) до надежды на понимания и благосклонность.

С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит в полнее убедительно. Вспомним, однако, что нравы эпохи Возраждения были куда более раскрепощенными, чем нынешние, и Леонардо вовсе не делал тайны из своей сексуальной ориентации. Его ученики всегда были скорее красивы, нежели талантливы; особым же расположением пользовался его слуга Джакомо Салаи.

Ещё одна схожая версия? «Мона Лиза» - автопортрет  художника. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения!.. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка.

Подобная загадочная улыбка была и в самом деле присуща  Леонардо; о чем, например, свидетельствует картина Верроккьо «Товия с рыбой», на которой архангел Михаил написан с Леонардо да Винчи.

18

Идею основоположника  психоанализа позднее поддержал  Сальвадор Дали: «В современном мире существует настоящий культ джокондопоклонства. На Джоконду много раз покушались, несколько лет назад даже были попытки забросать её каменьями – явное сходство с агрессивным поведением в отношении собственной матери. Если вспомнить, что писал о Леонардо да Винчи Фрейд, а также все, что говорят о подсознании художника его картины, то можно без труда заключить, что, когда Леонардо работал над Джокондой, он воспроизводил образ своей матери. Совершенно бессознательно он писал новое существо, наделенное всеми возможными признаками материнства. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Весь мир увидел и все ещё видит сегодня в этой двусмысленной улыбке вполне определённый оттенок эротизма. И что же происходит со злополучным беднягой-зрителем, находящимся во власти Эдипова комплекса, то есть комплекса влюбленности в собственную мать? Он приходит в музей. Музей – это публичное заведение. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. И вот в том самом борделе он видит изображение, которое представляет собой прототип собирательного образа всех матерей. Мучительное присутствие собственной матери, бросающий нежный взор и одаривающей двусмысленной улыбкой, толкает его на преступление. Он хватает первое, что подвернулось ему под руки, скажем, камень, и раздирает картину, совершая, таким образом, акт матереубийства».

В конце февраля  в городе Денвере прошла ежегодная  конференция AAAS - Американской ассоциации содействия развитию науки - это у  них такое самое главное и  самое богатое научной общество. Как водится, много было интересных сообщений из самых разных областей науки, но всеобщее внимание вызвал доклад доктора Маргарет Ливингстон из Гарварда, утверждающей, что она эту самую тайну улыбки Моны Лизы превосходнейшим образом разгадала.

Главная загадка  Великой Улыбки заключается в  том, что человек то видит ее, то не видит. Сначала мы смотрим на картину - женщина мягко улыбается; чуть присмотримся и видим, что никакой улыбки нет и в помине. От перемены ракурса, кстати, ничего не зависит, что и понятно - полотно все-таки двумерное. Улыбка, тем не менее, то явится, то пропадает. Чудеса, да и только!  
 

19

Итальянцы даже придумали для Улыбки эпитет - "сфуманто", что означает "неясный, неопределенный". Теперь, похоже, неопределенности поубавилось. Причем, как это порой водится  у ученых, почти случайно.

Доктор Ливингстон специализируется по наукам о нервной  системе. Область ее интересов - исследования того, как глаз и мозг реагируют  на разные уровни контрастности и  освещения. Именно этой теме была посвящена  книга, которую она писала года два-три назад. Чтобы книга не выглядела окончательно занаученной, издатель попросил г-жу Ливингстон снабдить ее историческими примерами. Так ее занесло в Лувр, к маленькой картине Леонардо, где Джоконда то улыбалась, то не улыбалась неиссякающей толпе из двух-трех сотен спектаторов. "Мерцание улыбки я заметила, но не поняла, в чем дело, - вспоминает г-жа Ливигнгстон, - и осенило меня только тогда, когда я возвращалась домой на своем велосипеде".

По мнению Ливингстон, все объясняется устройством  нашей системы визуального восприятия. А система эта включает в себя две области зрения - центральную и периферическую.

То, что попадает в центральную область, видится  четко, со всеми цветами и деталями, то, что мы видим периферическим зрением, размыто и воспринимается черно-белыми тенями и силуэтами.

Когда люди смотрят  на чье-нибудь лицо, они первым делом  обычно смотрят в глаза. Концентрируясь на глазах Джоконды, человек видит  периферическим зрением ее рот и  тени на щеках - тени эти усиливают  впечатление кривизны губ. Но когда взгляд наблюдателя перемещается ко рту, тени перестают играть роль "усилителя улыбки" и Мона Лиза мрачнеет.

По просьбе  доктора Ливингстон скопировать  мерцающую улыбку Джоконды попробовала  актриса Джина Дэвис, и говорят, что у нее получилось. Благодаря выступающим скулам ей удалось добиться такого выражения лица, что, даже когда она не улыбалась, лицо оставалось улыбчивым. Возможно, эффект, подобный этому, лежит в основе иконных ликов, прожигающих нас своим взглядом.  

20

Доктор Ливингстон предположила, что великий Леонардо добился столь поразительного эффекта, применив особую технику письма, - по ее мнению, он писал рот Джоконды, глядя в глаза портрета. Теперь, разрешив задачку, которая мучила искусствоведов в течение половины тысячелетия, она принялась за Моне, его знаменитый "Импрессьен - Восход Солнца", пытаясь объяснить ослепительный свет оранжевого шара посреди голубого неба особенностями нашего зрительного восприятия.

Г-жа Ливингстон в своем стремлении сорвать таинственные покровы с великих произведений искусства не одинока. Недавно, мы знаем, схожими способами был раскрыт секрет Ван Гога, поразившего просвещенное человечество цветовыми гаммами своих картин. Оказывается, у него было специфическое заболевание зрительного нерва, он просто не так видел, его мир сильно отдавал в желтизну. А будь он здоров, грош была бы цена его картинам. Каковой она, кстати, и была поначалу.

Между легендарным портретом, физиологическими и психологическими особенностями зрительного восприятия человека существуют «сложные взаимоотношения». Новый взгляд на них бросил Луис Мартинес Отеро из Института неврологии в Аликанте.

Если смотреть на знаменитое полотно подолгу, начинаются чудеса: едва заметная улыбка то появляется, то исчезает, то она кажется ироничной, то грустной... Ясно, что колдовство это заключено в нас самих, но его детали по-прежнему ускользают из рук исследователей.

Отеро и его коллега Диего Алонсо Паблос решили выявить все тонкости в восприятии Джоконды. Экспериментаторы заставляли группу из 20 добровольцев смотреть на портрет в разных условиях, а сами тем временем точно измеряли направление взгляда. Потом испытуемых опрашивали — видели ли они улыбку.

В первой серии опытов люди смотрели на картину с разного расстояния (либо наблюдали репродукции разного масштаба). Так выяснилось, что улыбка не чувствуется при «мелком» воспроизведении полотна либо при разглядывании его издали. Но чем ближе подходили добровольцы к снимку, тем с большей вероятностью обнаруживали улыбку на портрете. Это, по мнению авторов исследования, означает, что в восприятии «всплывающей» улыбки активно участвует центральное зрение. 

Информация о работе Версии улыбки Джоконды