Чайная церемония. Икебана. «Улыбка» японского искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:27, реферат

Краткое описание

Япония – древнее, самобытное государство. Развитие всесторонних связей России и Японии вызывает к нашему восточному соседу глубокий интерес. Люди больше хотят знать о различных аспектах японской действительности, о материальной и духовной жизни этой страны.

Первые сведения о японцах содержатся в китайских источниках, относящихся к I в. до н. э. В VIII в. появляются японские хроники, представляющие собой своды мифов и исторических преданий.

Согласно японской системе верований – синтоизму, японская нация ведет свое начало от богини солнца Аматэрасу, прямым потомком которой был легендарный император Японии Дзимму (Дзимму-Тэнно), взошедший на престол «государства Ямато» в 660 г. до н. э. и положивший начало непрерывной династии японских императоров.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Возникновение искусства икебаны.............................4
Основные направления икебаны…………………....10
Искусство икебаны сегодня…………………………..12
Чайная церемония……………………………………..14
Искусство улыбки……………………………………...18

Заключение……………………………………………………………20

Список использованной литературы………………………………..21

Файлы: 1 файл

Мой реферат.docx

— 46.72 Кб (Скачать)

     Содержание:

     Введение………………………………………………………………..3

  1. Возникновение искусства икебаны.............................4
  2. Основные направления икебаны…………………....10
  3. Искусство икебаны сегодня…………………………..12
  4. Чайная церемония……………………………………..14
  5. Искусство улыбки……………………………………...18

     Заключение……………………………………………………………20

     Список  использованной литературы………………………………..21 

 

     Введение

     Япония  – древнее, самобытное государство. Развитие всесторонних связей России и Японии вызывает к нашему восточному соседу глубокий интерес. Люди больше хотят знать о различных аспектах японской действительности, о материальной и духовной жизни этой страны.

     Первые  сведения о японцах содержатся в  китайских источниках, относящихся  к I в. до н. э. В VIII в. появляются японские хроники, представляющие собой своды  мифов и исторических преданий.

     Согласно  японской системе верований –  синтоизму, японская нация ведет  свое начало от богини солнца Аматэрасу, прямым потомком которой был легендарный император Японии Дзимму (Дзимму-Тэнно), взошедший на престол «государства Ямато» в 660 г. до н. э. и положивший начало непрерывной династии японских императоров.

     Современная Япония расположена на архипелаге, который тянется с севера на юг вдоль восточного побережья Азиатского континента; ее главные острова: Хоккайдо (наименее населенный) – на севере, Хонсю и Сикоку – в центре и  Кюсю на юге. Кроме них имеется также более трех тысяч небольших островов. Площадь Японии – около 400 тыс. кв. км, население – 120 миллионов человек.

     Национальная  психология японцев, как и любой  другой этнической общности, формируется  под влиянием прошлого опыта и  новых веяний, причем прошлое в  этом процессе играет исключительно  важную роль. 
 
 
 
 
 
 

     
    1. Возникновение искусства икебаны

     Одной из красивейших традиций Страны Восходящего  Солнца - можно назвать древнее  искусство икебаны. Японцы не зря  считают его - национальной гордостью  своего народа. Икебана родилась в  Киото.

     Икебана в переводе с японского - "живой цветок". Искусству создавать изысканные композиции из растений европейцев научили буддистские монахи. Сегодня в Японии работают около двухсот различных школ икебаны.

     В Японии издревле было особенное отношение  к цветам. Придворный кавалер отправлял  даме письмо с прикрепленной лиловой  кистью глицинии. Суровый воин, отложив  окровавленный меч, откровенно любуется белой хризантемой. Монах подносил прячущемуся в темноте бронзовому Будде вазу с ветками сосны  и цветущей сливы. То есть эти благоговейные  подношения вошли в обычай после  утверждения в Японии буддизма. Существует предание, что обычай ставить цветы  в храме вел сановник Оно-но Имоко, его считают основателем школы аранжировки цветов Икэбана.

     Культ хризантемы и умение составлять композиции из цветов пришли из Китая в Японию. Шестнадцатилепестковая хризантема "кику" ("солнце") стала цветком императора Японии, а искусство аранжировки цветов - икебана ("путь цветов" или "цветы, которые живут") - развивалось так бурно, что вскоре вышло за рамки религиозного обряда - подношения Будде и начало играть большую роль в культуре и жизни общества.

     Дословно "икебана" переводится как "цветы, которые живут". Однако наиболее точным будет понятие "второе рождение". В основе этого искусства в  Японии лежит не идея продления прежней  жизни растения, а идея создания "второй реальности", особого микромира, на новом уровне воссоздающего природу.

     Икебана основывалась на противостоянии двух сил - света и тьмы. В композиции использовали две ветки, которые  символизировали небо и землю.

     Первым  мастером икебаны считается буддийский монах Сэнуму. Композиции, которые он ставил в храме, были простыми и состояли всего из трех веток или цветов. Дом, в котором жил Сэнму, называли "икенобо", т.е. хижина у озера. Этим именем и была названа древнейшая школа икебаны.

     Первые  композиции икебана появились в  храмах и были достаточно крупными, мощными, достигавшими высоты 1,5 м и  даже больше. Позднее они получили название рикка или татибана - "стоящие цветы".

     Каждая  ветвь и каждый цветок, входящие в рикка, были наполнены философской и религиозной символикой и носили особые названия - прямая ветвь, поддерживающая, скрытая, ниспадающая, принимающая тяжесть, плавающая и др.

     Канонический  стиль аранжировки цветов рикка («прямостоящие цветы») родился в Киото в 1462 г., когда монах сенсей Икэнобо расположил цветы, изображая мифологическую гору Меру из буддийской космогонии и, соответственно, всю Вселенную.

     Восемнадцатый век - золотой век стиля рикка. Основные каноны:

     а) семь ветвей;

     б) вершина;

     в) утес, с которого падает водопад, достигает  людских поселений, устремившись в  долину у подножья горы.

     В современной композиции уже 9 ветвей.

     Цветы, которые выбирались для композиции, также имели символическое значение. "Цветы сливы делают нас возвышенными духом, орхидеи погружают нас в глубокую задумчивость, хризантемы возвращают нас к жизни природы, лотос побуждает нас отрешиться от чувственных удовольствий, вишневый цвет вселяет в нас ликование, пион пробуждает дремлющие в нас силы, банан и бамбук настраивают на поэтический лад, цветы бегонии делают нас игривыми, сосна побуждает отвратиться от мирской суеты, тунговое дерево очищает нашу душу, а ива вселяет в сердце волнение" (Чжан Чао "Тени глубокого сна").

     Сама  композиция олицетворяла Мир, как он представлялся древним: из широкой  горловины сосуда - символ Мирового Океана - поднималось дерево - Мировое  Дерево, растущее на горе Сумеру или  Хорай - центре всей Земли. Именно с тех пор и сохранилась до нашего времени символичность, осмысленность композиций икебана, а также строгие пропорции и законы их построения.

     С середины VII века в икебану внесли третий элемент, который обозначал  человека. Этим выражалась гармония природы  и человека. И сейчас традиционно  сохраняется трехчастность композиции - три главные ветви - символы Неба, Земли и Человека. Эти три ветви образуют треугольник, обязательно асимметричный, поскольку еще в древности было записано: "Цветы следует помещать в вазу так, чтобы был виден изящный вкус; надобно избегать симметрии, однообразия или пестроты... Если же ветви составляют какую-то правильную фигуру, а цветы уж слишком строго подчинены правилам сочетания, то это будет похоже на сад в городской управе… Как же узреть в сем истинное совершенство? " (Юань Чжунлан "Книга цветов").

     Композицию  можно было читать, как стихи, разгадывая ее внутренний смысл, и даже само любование цветами становится действием, своего рода обрядом, молитвой.

     Но  идет время, меняется эпоха, и из храмов и святилищ композиции входят в дома и дворцы, становятся украшением интерьеров и приобретают большую легкость и естественность. Эпоха Хэйан (IX-XI вв) - золотой век японской культуры. Это удивительное время, когда умение чувствовать прекрасное считалось главным достоинством человека. И, отражая эпоху, икебана приобретает особую утонченность и изящество, причудливость и гибкость линий.

     Но  вот все сильнее звучат новые  идеалы. Класс воинов - самураи, - начинают играть все более важную роль в  жизни страны. И суровая простота, аскетизм Пути Воина - Бусидо, - становятся главными и в эстетике. Эпоха Камакура (XII - XIV вв) помогает композициям избавиться от пышности, перегруженности, излишней вычурности. Символом воина, готового без сожалений отдать свою жизнь в момент величайшего ее взлета, становятся мгновенно расцветающие и облетающие под ветром цветы сакуры - японской вишни.

     Следующий этап развития икебана вновь связан с духовной жизнью страны. В Японию приходит дзэн - особое направление  буддийской философии, в котором "мысль  изреченная есть ложь", а молчание исполнено глубочайшего смысла. Окружающий человека мир - лишь обман и иллюзия, а Высшая Истина может быть найдена  в душе, идущей по пути совершенства. И, наряду с живописью, каллиграфией, стихосложением, икебана становится путем постижения Истины, Путем Цветка - Ка-До. Искусством составления композиций из цветов занимаются монахи в монастырях и правители во дворцах, мудрецы  пишут трактаты, посвященные канонам  икебана, а имя одного из лучших мастеров - Икэнобо Сэнъэй - позднее даст название дошедшей до наших дней самой древней и традиционной школы икебана - Икэнобо. Композиции становятся лаконичными и естественными до предела. Возникают такие направления, как нагеире - "цветы, брошенные в вазу", и тябана - "чайные цветы" (цветы для чайной церемонии).

     И новый поворот в истории икебана. XVII - XIX века - эпоха Эдо. Вновь расцвет искусств, музыки, живописи, поэзии, театра. Но, возможно, в противовес аскетичной духовности предыдущей эпохи, основным жизненным принципом становятся простые человеческие радости, наслаждение жизнью. Искусство из элитарного, тайного действа становится массовым. Появляется знаменитая японская гравюра укие-э ("картины мгновенной, изменчивой жизни") - шедевр великого мастера может быть тиражирован в сотнях экземплярах. Наряду с церемонным, наполненным символическим смыслом театром "Но" появляется театр Кабуки - народный и демократичный. А где-то на дорогах Севера гений японской поэзии Басе создает свои бессмертные трехстишия хокку.

     И искусство икебана вновь чутко  реагирует на новый мир. Остаются, но уходят на второй план ее символизм, философия и эстетика Высшей Простоты. Икебана становится массовым, доступным  занятием. Она входит в обязательную программу общеобразовательных  школ, являясь непременным элементом  воспитания, и цель занятий - развитие вкуса и нравственности молодого поколения страны. Доступность требует  упрощения, и вот, вместо старинной  рикка, появляются сэйка и сека - домашняя миниатюрная форма рикка, которая, тем не менее, сохраняет ее традиции. Расцветает множество школ, как традиционных, так и новаторских, многие из которых и сейчас популярны в Японии.

     Икебана пережила даже кризис, который испытала японская культура в эпоху Мэйдзи (конец XIX в), когда из-за проникновения в Японию европейской культуры возникла тенденция преклонения перед западным стилем жизни и отказа от национальных традиций. Но, преодолев и эти веяния, Япония вступила в XX век, сохранив все достижения своей древней культуры, и в том числе, искусство икебана.

     Новым подтверждением того, что искусство  икебана не замерло, не закостенело  в канонах, а живет и развивается, является появление в XX веке новых  стилей и направлений, которые вновь  обогащают и наполняют свежим соком этот вечный цветок. Одним  из таких прорывов в современный  мир стала школа Согэцу ("трава и луна"), основанная в 1926 году мастером Софу Тэсигахара. Мастер расширил эстетические рамки традиций икебана, обогатил ее достижениями европейских аранжировок, новаторски смело и неожиданно стал вводить новые, нетрадиционные материалы - металл, керамику, декоративные элементы. В настоящее время школа Согэцу, которую возглавляет дочь мастера Аканэ Тэсигахара - самая массовая из школ икебана не только в Японии, но и во всем мире. Более 100 организаций и групп в 34 странах мира, не считая около 50 групп в самой Японии, многочисленные журналы, ставшие уже традиционными выставки, в том числе, и всемирные - вот далеко не полный перечень деятельности этой школы. Но при всей современности и оригинальности ее композиций, школа Согэцу - лишь молодой яркий цветок на древнем вечно живом стебле японского искусства икебана, корни которого уходят в века.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    1. Основные  направления икебаны

     Сейчас  в Японии насчитывается около 300 школ и направлений икебаны. Японские композиции из цветов и растений отличаются особой гармоничностью. В основе любой  композиции лежит разносторонний треугольник - японцы считают его выражением наиболее глубокой гармонии. Японский мастер при создании композиции обязательно  учитывает форму, цвет и размер вазы, а также все то, что окружает ее, - фон, подставку и освещение.

Информация о работе Чайная церемония. Икебана. «Улыбка» японского искусства