Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:27, реферат
Япония – древнее, самобытное государство. Развитие всесторонних связей России и Японии вызывает к нашему восточному соседу глубокий интерес. Люди больше хотят знать о различных аспектах японской действительности, о материальной и духовной жизни этой страны.
Первые сведения о японцах содержатся в китайских источниках, относящихся к I в. до н. э. В VIII в. появляются японские хроники, представляющие собой своды мифов и исторических преданий.
Согласно японской системе верований – синтоизму, японская нация ведет свое начало от богини солнца Аматэрасу, прямым потомком которой был легендарный император Японии Дзимму (Дзимму-Тэнно), взошедший на престол «государства Ямато» в 660 г. до н. э. и положивший начало непрерывной династии японских императоров.
Введение………………………………………………………………..3
Возникновение искусства икебаны.............................4
Основные направления икебаны…………………....10
Искусство икебаны сегодня…………………………..12
Чайная церемония……………………………………..14
Искусство улыбки……………………………………...18
Заключение……………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………………..21
Школа Икенобо входит в тройку самых влиятельных в Японии. Она является хранительницей самого древнего стиля - рикка. Для композиций этого стиля используют глубокие вазы с расширенной горловиной. Растения в композиции стиля рикка не опираются о стенки вазы, а выходят из воды одним пучком, как будто на едином вертикальном стволе высотой 15 см.
В противовес тяжелой композиции рикка в начале XVIII столетия создается стиль сека - это асимметричная трехлинейная композиция, наиболее полно выражающая японское понятие красоты природы. Цветы ставят как в низкие, так и в высокие вазы. Главные и дополнительные элементы расставляют в вазе так, чтобы они выходили из нее вверх вместе, образуя один ствол высотой 8-10 см. Для крепления растений используют деревянную развилку (матаджи) или металлический держатель (кензан).
В конце XIX в. в национальной культуре, экономике, искусстве Японии произошли крупные перемены. Был положен конец многовековой изоляции страны от всего мира. Тогда и возникла школа Охара. Усином Охара было создано совершенно новое направление - морибана (цветы, нагроможденные в вазах). Морибана дала возможность отображать природу и природный ландшафт в сосуде с водой. Композиция устанавливается в низких вазах (широкие блюда, подносы, мелкие миски). Для крепления растений здесь требуется совсем другой держатель - с открытыми гнездами (сиппо).
В композициях в высоких вазах с узкой горловиной (направление “хейка” или “нагаире”) растения опираются о края вазы.
В композициях любого стиля создается основа из трех элементов: первый - господствующий, второй - второстепенный, третий - дополняющий. Кроме основных элементов обязательно должны быть наполнители, которые насыщают пространство.
В 1936 г. японский художник Софу Тэсигахара вместе с известными мастерами икебаны сформулировал принципы "Новой икебаны". Он отверг устоявшиеся канонизированные формы, расширил ассортимент используемых растений и сосудов. Софу впервые за всю историю икебаны начал использовать для создания композиций перья, камни, бумагу, проволоку, пластик, металл и т.п. Особенностью этой школы является то, что каждый может составить композицию в любое время, в любом сосуде и из любого материала.
Он основал самую популярную на сегодняшний день японскую школу аранжировки цветов Согэцу (школе всего 70 лет).
Сделав
икебану свободным искусством, упразднив
многие запреты и строгие правила
классики, мастер помог приобщиться
к процессу творчества тем, кто боялся
нарушать многовековые традиции, к
которым у японцев
В
переводе с японского Согэцу означает
"трава-луна". То есть всё находящееся
между ними, от песчинки и до ледяных просторов
космоса, может быть отражено в композициях.
Главное, чтобы в них присутствовали дух
и гармония. Японцы настолько высоко оценили
подаренную им свободу творчества, что
стали называть Софу Тэсигахара "живое
национальное сокровище".
С искусством икебаны в сознании европейца связан ряд признаков: четкая структурность и ассиметричность композиции, символизм и аллегоризм образа, строгая соотнесенность с временами года, определенность ее адресата в пространстве и во времени.
Зачастую
европейцами икебана
Сегодня
букеты из живых цветов составляют,
как правило, женщины, но в течение
нескольких веков искусство икебаны
было исключительно мужским
В
Японии причудливые цветочные
Здесь возможно всё: разнообразие оттенков и материалов. Причудливые коренья, пушистые каштаны, величественные розы и скромные полевые цветы - из всех этих растений мастер создает изысканные композиции. Главное - раскрывая красоту цветка - отдать ему частичку своей души.
Аранжировки икебаны очень символичны, они почти всегда имеют форму треугольника и состоят из трех основных стеблей: высокого - символ неба, среднего - символ человека и короткого - символ земли. Искусство икебаны очень сложно, аранжировщик учится много лет, существует обширная художественная литература, но главное выразил в своей книге "Икебана" Сэнъэй Икенобо: "Икебана создается на основе благородного духовного взаимообмена между людьми и цветами."
Именно поэтому строго подбираются цветы и вазы, учитывается сезонность, повод создания композиции, место ее расположения. Икебана, которую ставят на праздниках, например,3 марта - в День девочек или 5 мая - в День мальчиков, обязательно содержит определенные цветы-символы. Мягкость, нежную красоту и изящество девочек передает цветущая ветка персика, а мужество маленьких мужчин - цветы и листья ириса, похожие на мечи.
Существуют определенные сочетания веток и цветов, которые однозначно "читаются" японцем. Например, сосна и роза означают долголетие (поэтому их ставят в новогодних композициях), сосна и пион - молодость и процветание, а бамбук и пион - процветание и мир. В весенних композициях часто присутствуют листья и цветы пиона, в летних - водные растения, в зимних - ветки дикой сливы, а в осенних - хризантема.
В японской культуре икебана нередко выступает как посредник в общении между людьми. Икебану дарят родным или друзьям как знак добрых пожеланий. Гостя приглашают полюбоваться икебаной, созданной для того, чтобы почтить его или выразить радость по поводу его прибытия. Икебану готовят, чтобы отметить особые совместные празднества или просто использовать ее как объект для дружеской беседы.
В
икебане ценится не только красота
цветов, в ней придается такое
же большое значение листьям, веткам,
травам. Несмотря на огромное разнообразие
растительного материала, который
можно использовать в аранжировке,
композиции икебаны отличает сдержанность
и лаконизм. Все растения в композиции,
не соперничая друг с другом, подчеркивают
красоту основного элемента, главной
идеи, которые отражают настроение,
замысел автора работы.
Чайная церемония (по-японски - тяною) относится к наиболее самобытным, уникальным искусствам. Она играет существенную роль в духовной и общественной жизни на протяжении нескольких веков.
Чайный ритуал был завезен в Японию из Китая в 12 веке монахами дзэн. Классические японские черты ему были приданы позднее, в 17 век, мастером Сэн-Но Рикю. Разработанный ритуал – «Путь чая» - он считал единственно правильным способом пить чай. Каждый предмет, задействованный в церемонии – черпак, венчик, чайник, чашка – это произведение искусства. Гость должен высказать хозяину свое восхищение ими. Чаще всего используют специальный керамический чайник, хранящийся в шелковом мешочке. Чашка – центральный предмет ритуала – обычно тяжелая, грубоватая на вид, чуть ассиметричная. Комнаты для чайных церемоний есть во многих храмах, дворцах и замках. Одна из старейших – в храме Надзэндзи в Киото. Каждая деталь в церемонии наполнена глубоким смыслом: и оформление входа в чайный домик, и его внутреннее убранство, и позы участников, и форма чайников и рисового печенья.
Тяною – строго расписанный ритуал, в котором участвуют мастер чая – тот, кто заваривает чай и разливает его, и те, кто присутствуют при этом и затем пьют.
Процедура чаепития, внедренная в Японии монахами секты Дзен, в современных условиях продолжает пользоваться широкой популярностью. Основные положения этой тонкой процедуры-искусства разъясняются на лекциях в университетах, на различных факультативах, на занятиях «кружков тяною», организуемых крупными фирмами и общественными организациями.
Японцы признают и тщательно культивируют каноны чайной церемонии не только потому, что она дает им возможность эстетического наслаждения. В ритуале этой церемонии они ощущают самих себя: строгая регламентация поведения, точно установленные предлоги для церемонии, вполне определенная утварь и т. д.
Для проведения чайной церемонии в большинстве случаев достаточно одного желания, однако есть поводы и ритуального плана.
Хозяин посылает приглашение друзьям, и те за 2-3 дня до чая благодарят его за оказанное внимание. В день чаепития гости собираются за 15-20 минут до назначенного времени в специально отведенной комнате и выбирают почетного гостя (сёкяку), которым обычно становится человек более высокого положения или старший по возрасту. Они также определяют и последующую иерархию: кто будет вторым, третьим и т. д. Именно в таком порядке гости моют руки и входят в предназначенную для церемонии комнату и рассаживаются.
Официальному чаепитию в гостях предшествует кайсэки, т. е. угощение разнообразным набором еды: здесь и супы, и рис, и рыба, и картофель с приправой и т. д. Хозяин, угощая гостей, старается рассказать им какой-нибудь интересный случай или историю, он делает все возможное, чтобы сделать времяпровождение очень приятным. Для этого гостей угощают небольшой порцией сакэ. Едят всего понемногу, иначе нет смысла в чайной процедуре.
Чаепитие начинают с густого чая. Хозяин расставляет чашки так, чтобы они были у него под рукой, и начинает чайное действо. Сначала напиток готовится в одной большой чашке для всех гостей. По традиции гости пьют из нее, передавая чашку друг другу. Это должно вызывать чувство близости. Ритуал вполне определенный: первый гость берет фукуса (шелковый платок), укладывает его на ладонь левой руки. Он должен с поклоном принять чашку правой рукой, поставить на левую ладонь, повернуть по часовой стрелке на девяносто градусов и только тогда можно сделать первый глоток (пить можно слегка прихлебывая). Кивнув соседу – осаки-ни («раньше вас»), он отпивает три с половиной глотка, затем кладет фукуса на циновку, вытирает край чашки своим кайси (салфетка) и передает чашку второму гостю. Каждый повторяет ту же процедуру. Все выражают свое восхищение чашкой, первый от имени всех гостей просит рассказать ее историю. После крепкого чая подается жидкий чай, вносятся подушки и подносы с пирожными. Жидкий чай готовится для всех сразу в нескольких чашках. Гости могут пить, как им захочется.
В Японии существует много форм чайной церемонии, однако строго установлено лишь несколько: ночной чай, чай с восходом солнца, вечерний чай, утренний чай, послеобеденный чай, специальный чай.
Ночной чай начинается при луне. Гости приходят примерно в половине двенадцатого и уходят не позже четырех часов ночи. Обычно заваривают порошкообразный чай. Приготавливается он на глазах гостей: листья освобождаются от прожилок и измельчают в порошок в ступе. Такой чай бывает очень крепким, его не подают на голодный желудок. Поэтому гостей сначала легко угощают различной едой.
Чай «с восходом солнца» пьют около трех или четырех часов утра. Гости остаются при этом до шести часов.
Вечерний чай начинается около шести часов вечера.
Утренний чай практикуется в жаркую погоду, гости собираются к шести часам утра.
Послеобеденный чай обычно подается только с пирожными примерно после часа дня.
Специальное чаепитие (риндзитяною) организуется по каким-либо тожественным случаям: встреча с друзьями, праздники, смена времени года и т. д.
Японцы
считают, что чайная церемония воспитывает
простоту, естественность, опрятность.
По-видимому, это так, но в чайной
церемонии заключено и другое.
Приобщая людей к точно установленному
ритуалу, она приучает их к строгому
порядку и безусловному исполнению
социальных правил. Чайная церемония является
одной из основ культивирования национальных
чувств.
В общении люди пользуются средствами, которые доступны им в их окружении: это устная или письменная речь, мимика, жесты и т. д. Японцы пользуются в общении средствами, в основе оттенков которых существует много различий. И поскольку каждая культура имеет специфические средства, можно говорить о национально-психологических особенностях общения.
Наблюдая за поведением многих людей, Берн заметил, что способность здороваться проявляется в большей степени у тех людей, которые обладают «одной из величайших драгоценностей мира — настоящей естественной улыбкой. Она обычно возникает постепенно, освещая все лицо, и длится не долго, но вполне достаточно, чтобы быть ясно увиденной. Исчезает она с таинственной медлительностью, как будто бы тает. Сравнить ее можно только с улыбкой любящей матери или радующихся друг другу детей. Такие улыбки бывают чаще всего у людей с открытым добрым характером».
Информация о работе Чайная церемония. Икебана. «Улыбка» японского искусства