Версии улыбки Джоконды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:06, творческая работа

Краткое описание

Целью моего реферата является постижение совершенства, пластики и глубокого осознания роли человека в мире, смысле его жизни на Земле.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1……………………………………………………………………………..4
1.1 Краткая биография Леонардо да Винчи.........................................................4
1.2 Основные даты………………………………………………………………..6
Глава 2……………………………………………………………………………..9
2.1 Загадки улыбки Джоконды…………………………………………………...9
2.2 Мнение искусствоведов………………………………………………………10
2.3 Психологи предполагают…………………………………………………....12
2.4 Философы констатируют…………………………………………………....12
2.5 Историки исследуют………………………………………………………...13
2.6 Фотоэксперты утверждают……………………………………………….....14
2.7 Мнение американских ученых…...………………………………………....14
2.8 Врачи Диагностируют……………………………………………………….15
2.9 Разгадка улыбки Джоконды с помощью компьютерной программы…….16
2.10 Другие версии………………………………………………………………17
2.11 Российские любители………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………...26

Файлы: 1 файл

10 Версий улыбки Джоконды.doc

— 436.50 Кб (Скачать)

    8

  • 1512 — переезд в Рим под покровительство папы Льва X
  • 15131516 — жизнь в Бельведере
  • 15141516 — работа над картиной «Иоанн Креститель»
  • 1516 — переезд во Францию в качестве придворного художника, инженера, архитектора и механика
  • 1519 — умирает от болезни
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9

Глава 2.

2.1 Загадки улыбки Джоконды.

Полное название картины— «Портрет госпожи Лизы Джокондо». По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Вторая часть имени модели, считающаяся фамилией её мужа — del Giocondo, по-итальянски также имеет прямое значение и переводится как «весёлый, играющий» и соответственно — «весёлая, играющая».

Впервые название «La Joconda» упоминается в 1525 году в списке наследства художника Салаи, наследника и ученика да Винчи, который оставил картину своим сёстрам в Милане. Надпись описывает её как портрет дамы по имени Ла Джоконда.

 Кто на самом деле изображен на картине, кто умеет так загадочно улыбаться? Почему все решили, что это жена флорентийского купца Франческо дель Джокондо? Дело в том, что одно время Леонардо да Винчи работал сразу над двумя портретами. На одном из них действительно изображена Мона Лиза в образе Весны: полуобнаженная и нежная красавица Джоконда грациозно взирает с холста. А на другом портрете художник писал известную флорентийскую куртизанку. Распутная женщина получилась настолько умиротворенной, полной божественной грации и достоинства, что не только случайно получила имя известного рода, но и осталась в памяти многих поколений, как символ истинной женской красоты.

Главная тайна Джоконды скрыта в ее улыбке. Как известно, улыбки бывают разные: счастливые, печальные, смущенные, обольстительные, кислые, язвительные. Но ни одно из этих определений в данном случае не годится. В архиве музея Леонардо да Винчи во Франции хранится множество самых разнообразных толкований загадки знаменитого портрета.

 Улыбка  Моны Лизы является одной из  самых знаменитых загадок картины.  Эта лёгкая блуждающая улыбка  встречается во многих произведениях  как самого мастера, так и  у леонардесков, но именно в  «Моне Лизе» она достигла своего  совершенства. 
 

10

2.2 Мнение искусствоведов

Особенно завораживает зрителя демоническая обворожительность этой улыбки. Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, которая кажется то обольстительно улыбающейся, то застывшей, холодно и бездушно смотрящей в пространство, и никто не разгадал ее улыбку, никто не истолковал ее мысли. Все, даже пейзаж, таинственны, подобно сновидению, трепетны, как предгрозовое марево чувственности.

Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Это ничего не означающее мимолетное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека».

Искусствовед  Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве  портретов, равных „Моне Лизе“ по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в совершенно иной, преимущественно лирической образной тональности. Исходящее от „Моны Лизы“ ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения; она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания».

Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чем заключается великая притягательная сила „Моны Лизы“, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один — в её одухотворенности. В улыбку „Джоконды“ вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство,

11

жестокость и  скромность. Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. Во-вторых, — и это, пожалуй, ещё важнее — одухотворенности Моны Лизы пытались приписать эмоциональное содержание, между тем как на самом деле она имеет интеллектуальные корни. Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит; что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа».

Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. И при всем том, эта улыбка абсолютно естественна, и в этом именно сила её очарования. Она отнимает у лица все жесткое, напряженное, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределенных душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью».

Её анализ привлекал  внимание не только искусствоведов, но и психологов. Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. Улыбка, застывшая на вытянутых, трепетных губах, стала характерной для него и чаще всего называется „леонардовской». Также он считал: «Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника».

В своеобразно  прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего  захватывает и повергает в  замешательство зрителя. Эта улыбка требовала одного толкования, а нашла  самые разнообразные, из которых  ни одно не удовлетворяет. Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Поэтому в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали

12

самое совершенное  изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее. Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». 

2.3 Психологи предполагают.

Некоторые практикующие психологи говорят, что Секрет Моны Лизы прост: это улыбка самой себе. Собственно, следуют советы современным  женщинам: подумай, какая ты замечательная, милая, добрая, неповторимая – ты стоишь того, чтобы радоваться и улыбаться себе. Неси свою улыбку естественно, пусть она будет честной и открытой, идущей из глубины души. Улыбка смягчит твое лицо, сотрет с него следы усталости, неприступности, жесткости, которые так отпугивают мужчин. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы.

Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида [улыбок] сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Флиртующая улыбка, хотя при этом соблазнитель и отводит глаза в сторону от объекта своего интереса, чтобы затем вновь бросить на него лукавый взгляд, который опять же мгновенно отводится, едва лишь будет замечен. Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения; повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую — на предмет своего интереса. В жизни это выражение лица мимолетно — взгляд украдкой длится не более мгновения»

2.4 Философы констатируют.

Философ А. Ф. Лосев  пишет о ней резко негативно: "Мона Лиза" с её «бесовской улыбочкой». «Ведь стоит только всмотреться  в глаза Джоконды, как можно  без труда 

13

заметить, что  она, собственно говоря, совсем не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и отчетливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть и в которой кроме слабости она рассчитывает еще на бессилие перед овладевшим ею скверным чувством».

2.5 Историки исследуют.

Есть и еще  необычная версия, которая заключается в том, что Джоконда – не совсем человек, в 16 веке итальянский живописец и историк искусства Джорджио Вазари писал о картине: «Улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь, скорее, божественное, нежели человеческое существо». Он говорил: «Джоконда безмолвна и бездейственна. Для нее время человеческих масштабов ничтожно, она знает времена геологические – миллионы лет. За ее плечами – планетарный ландшафт в одной тональности с нею. Она живет в вечности, ее жилище – Вселенная. Так что, Мона Лиза – сама природа? Лучше сказать модель Природы как целого, или модель Вселенной».

Менее оригинальное пояснение на этот счет выдвинула  немецкий историк Магдалена Сест. Ранее считалось, что на картине  Леонардо изображена Мона Лиза – молодая женщина из Флоренции, вышедшая в 1495 году замуж за Франческо Джоконда. Однако, по версии Магдалены Сест, на картине мэтра эпохи Возрождения – не ангелоподобная и никому не знакомая Мона Лиза, а очень известная в свое время герцогиня Катарина Сфорца. В отличие от эталона женской скромности Моны Лизы герцогиня Сфорца, незаконнорожденная дочь правителя Милана, на самом деле была распущенной «тигрицей». В 15 лет Катарина вышла замуж, но через несколько лет во время штурма замка Сан-Анжело в Риме ее мужа убили, а ей самой с трудом удалось бежать. Потом она еще дважды выходила, замуж и родила 11 детей. По данным исторических хроник, любовников у герцогини было даже больше, чем детей. Кроме того, за попытку отравления она больше года провела в тюремных казематах, а умерла Сфорца в 1509 году в возрасте 46 лет. Согласно гипотезе немецкого историка, Леонардо писал портрет Катарины в 1503 году, когда ей было 40 лет. Подтверждает эту гипотезу такой факт: существует еще один портрет Катарины, написанный за 15 лет до Леонардо художником Лоренцо Креди. Между двумя картинами поразительное сходство в чертах прототипов. А если на картине Леонардо действительно изображена исторически реальная Сфорца, а не Джоконда?... тогда возникает еще множество исторических загадок! Например, что могло

14

связывать гения и куртизанку? Многие немецкие историки-искусствоведы согласны с выдвинутой точкой зрения Магдалены Сест.

А может  быть, героиня картины сейчас заплачет? Была и такая версия экспертов.

Это улыбка или просто героиня картины слегка морщит губы, перед тем, как разрыдаться? И еще из подобного: у Джоконды паралич лицевых нервов и нет передних зубов.

2.6 Фотоэксперты утверждают.

Когда-то это была широкая улыбка Утверждает канадский фотоэксперт Жак Фрэнк, проанализировавший картину. Первоначально у девушки была открытая жизнерадостная улыбка. Со временем картина и вместе с  ней лицо Моны Лизы трансформировалось. Таким образом, никакой загадочной улыбки не существует. Просто время изменило черты лица.

2.7 Мнение американских ученых.

То радуется, то грустит. Так считают американские ученые Кристофер Тайлер и Леонид Концевич. В зависимости от настроя зрителя, от звуков, которые он слышит, уголки губ женщины то приподнимаются (так нам кажется) - и она улыбается, то опускаются – и она становится печальной.

Информация о работе Версии улыбки Джоконды