Версии улыбки Джоконды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:06, творческая работа

Краткое описание

Целью моего реферата является постижение совершенства, пластики и глубокого осознания роли человека в мире, смысле его жизни на Земле.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1……………………………………………………………………………..4
1.1 Краткая биография Леонардо да Винчи.........................................................4
1.2 Основные даты………………………………………………………………..6
Глава 2……………………………………………………………………………..9
2.1 Загадки улыбки Джоконды…………………………………………………...9
2.2 Мнение искусствоведов………………………………………………………10
2.3 Психологи предполагают…………………………………………………....12
2.4 Философы констатируют…………………………………………………....12
2.5 Историки исследуют………………………………………………………...13
2.6 Фотоэксперты утверждают……………………………………………….....14
2.7 Мнение американских ученых…...………………………………………....14
2.8 Врачи Диагностируют……………………………………………………….15
2.9 Разгадка улыбки Джоконды с помощью компьютерной программы…….16
2.10 Другие версии………………………………………………………………17
2.11 Российские любители………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………...26

Файлы: 1 файл

10 Версий улыбки Джоконды.doc

— 436.50 Кб (Скачать)

21

В другом наборе опытов выяснилось, что если люди, указавшие позже на наличие улыбки, смотрели на Джоконду более минуты, взгляд их имел тенденцию сосредотачиваться на левом краешке губ Моны Лизы. Это вроде бы укрепляло учёных во мнении о важной роли центрального зрения

Но в то же время: если узнавшие улыбку смотрели на портрет только доли секунды, их взгляд, как, оказалось, сосредотачивался на левой щеке, а значит, сама улыбка перемещалась в периферийную зону зрения.

Получалось, что  разные клетки в глазу по-разному реагируют на тонкие детали портрета. Чтобы прояснить это, испанцы добавили в опыт новое условие. Непосредственно перед демонстрацией изображения испытуемым в течение 30 секунд показывали чёрный либо белый экран. Во втором случае улыбка обнаруживалась намного чаще. И исследователи объяснили это так.

По организации  рецептивных полей ганглиозные клетки сетчатки делятся на два типа: on-center и off-center. Первые передают сигнал в мозг, только если свет попадает в центральный круг рецептивного поля, но при этом не на его край, вторые — наоборот. При этом оба типа передают очень слабый сигнал, если у них освещены сразу и центр, и край поля.

Это свойство сетчатки позволяет человеку быстрее и чётче обнаруживать края объектов, а также отвечает за резкое восприятие звёзд — ярких точек на ночном небе или, напротив, чёрных букв на белой бумаге. Ну а демонстрация экранов временно подавляет один из типов клеток.

В частности, белый экран выводит из игры клетки, соответственно, именно клетки ответственны за восприятие улыбки, — делают вывод испанцы. Это интересно, учитывая, что взаимодействие двух описанных типов клеток участвует в создании зрительных иллюзий.

Резюме же из выше описанных опытов был таково. Различные клетки сетчатки передают различные категории информации об изображении в мозг. Эти каналы кодируют данные о размере объекта, отвечают за чёткость, яркость и определение местоположения его элементов в поле зрения. «Иногда один канал преобладает над другим, и вы видите

22

улыбку, иногда другой захватывает превосходство, и вы не видите её», — говорит Луис. Открытие было представлено на ежегодной конференции Общества нейрофизиологов, которая прошла на этой неделе в Чикаго.

В 2000 году - ученые Гарвардского университета, в 2004 году - специалисты из научно-исследовательского института глаза в Сан-Франциско. И все эти годы делались попытки  понять загадку ее улыбки. Возникали  различные предположения - от реальных до откровенно нелепых. Один итальянский стоматолог объяснял, например, что у Моны Лизы «просто болят зубы». Существовала версия, что на картине изображена не женщина, а это автопортрет «под женщину» самого да Винчи, который смеется над тем, что ему так ловко удалось провести зрителей. 
 
И вот вчера было объявлено о выводах нового исследования шедевра. Эксперты Института неврологии в Аликанте (Испания) заявили, что впечатление о неуловимом настроении Моны Лизы создает специфическая работа клеток сетчатки наших глаз. Эти клетки, как выяснилось, посылают смешанные сигналы в мозг о ее улыбке, сообщает «Нью сайнтист».

- Различные  клетки сетчатки передают разные  категории информации, или «каналы»  в мозг, - объясняет нейрофизиолог Луис Мартинес Отеро. - Эти «каналы» кодируют данные о размере объекта, его четкости, яркости и местоположении в поле зрения. И когда один канал доминирует над другим, то перед вашим взором предстает сияющая Джоконда. А когда верх берут другие виды информации, например, тусклость и размытость образа, то улыбки не видно - для наших глаз она как будто исчезает. 
 
Это заключение о причинах исчезающей улыбки Моны Лизы Мартинес Отеро и его коллега Алонсо Паблос сделали после проведения серии экспериментов. Они попросили несколько пар добровольцев посмотреть на копии шедевра разных размеров, с разных ракурсов и на различных расстояниях. Выяснилось, что если на Мону смотреть издалека или любоваться ее крошечными портретами, то однозначного вывода по поводу любого выражения лица женщины у испытуемых между собой не складывается. Когда же они рассматривали картину вблизи или большие копии шедевра, то все довольно быстро и без сомнения приходили к выводу: Джоконда улыбается. 
 
23

- Это означает, что информация об улыбке поступает  в мозг с клеток сетчатки, где  расположено слепое пятно – область, имеющаяся в каждом глазу здорового человека и не чувствительная к свету, - говорит доктор Отеро. – А также с клеток, которые участвуют в периферийном зрении. 
 
Другие опыты показали, что в исчезновении улыбки Моны не меньшую роль играет и свет, который падает на разные клетки сетчатки. Один тип клеток «on-центр», к примеру, определяет яркость объекта по отношению к его фону - они позволяют нам видеть яркие звезды в темную ночь. А другие - «оff-центр» - начинают работать только тогда, когда надо обнаружить темный объект на белом фоне – например, буквы на странице книги. 
 
Мартинес Отеро, решив проверить, какие из этих клеток работают при рассматривании Джоконды, показывая добровольцам по очереди черный и белый экран в течение 30 секунд после любования шедевром. И выяснилось, что испытуемые чаще видят улыбку Моны Лизы после того, как им был показан белый экран. Таким образом, сделали вывод исследователи, Мона Лиза радостно сияет в том случае, если отключены клетки сетчатки «on-центр», а работают на полную мощь клетки «оff-центр». 
 
Кроме того, группа под руководством доктора Отеро использовала специальную компьютерную программу, чтобы определить, куда люди бросают свой первый взгляд, когда подходят к картине. Оказалось, что в первую минуту человек сосредоточен на левой стороне рта Моны и на левой щеке – и в это время он видит как будто ее мимолетную улыбку. 
 
- Это еще одно доказательство, что из всех видений улыбку «выбирают» клетки сетчатки, где расположено слепое пятно, и те, что отвечают за периферийное зрение, - заключает Отеро. - Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только этими клетками сетчатки. 
 
Как же Леонардо удалось так запутать не только зрителей, но и ученых? Ответ на этот вопрос есть в одной из его книг, где он пишет, что пытается детально изображать

24

динамику на лицах людей, за которыми он наблюдал на улице. И живое лицо Джоконды на полотне стала вершиной его мастерства.

2.11 Российские любители.

Российскому любителю искусств довольно редко удается  причаститься к великому таинству давинчиевой  картины, изображающей Мону Лизу с ее загадочной улыбкой, улыбкой, которую  никто из художников так и не смог воспроизвести. Большинству из нас, тех, кто не имеет возможности часто пользоваться своими заграничными паспортами, приходится довольствоваться расхожим утверждением, что эта улыбка загадочна: мы глядим на репродукцию, на причудливо изогнутый женский рот, пытаемся проникнуть в его загадочность и порой, не увидев в нем ничего таинственного, отходим в сторону раздраженные - то ли на себя, то ли на оказавшегося недоступным великого художника Возрождения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

25

Заключение.

Наиболее правдоподобной сегодня кажется последняя научная гипотеза. Загадочная улыбка Джоконды в течение веков заставляла искусствоведов гадать – улыбка ли это вообще? Три года назад было найдено верное объяснение феномена знаменитого полотна. На собрании Американской ассоциации за прогресс в науке профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета сообщила, что эффект мерцающей улыбки связан с особенностями человеческого зрения. Она предположила, что исчезновение улыбки при смене угла зрения связано с тем, как человеческий глаз обрабатывает визуальную информацию. Исследователь заметила, что улыбка Моны Лизы очевидна только, когда смотреть не прямо на губы Джоконды, а на другие детали ее лица. Если смотреть Моне Лизе в глаза, то нижнюю часть лица будет охватывать лишь смутный периферический взгляд, и только четко выступающие скулы будут хранить намек на улыбку. Если же сконцентрировать все внимание на улыбке, то окажется, что ее там нет. Таким образом, и создается эффект мерцания, когда при взгляде на шедевр Леонардо возникает ощущение, что улыбка Джоконды то пропадает, то вновь появляется. Вероятно, художник, который отличался своими обширными научными познаниями, знал и использовал этот принцип. Сегодня, спустя пять столетий современные ученые только начинают постигать истины, которые были давно известны гениям.

Может быть, попытка разгадать загадку феномена улыбки Джоконды - пустая трата времени? Не лучше ли просто восхищаться великим творением гениального художника?

    Работая  над этим рефератом, я размышляла  о том, как совершенна пластика великого художника, силою своего таланта он смог одухотворить роль человека в мире, смысл его жизни на Земле. Именно об этом говорит взгляд загадочной Джоконды.

   И самое  главное – он завораживает, заставляет  размышлять о вечном...

Так и надо: смотреть, думать и восхищаться… 
 
 
 
 
 
 

26 

Список используемой литературы. 

    1.Анцелиович  Е.С. Леонардо да Винчи: Элементы  физики.. — М.: Учпедгиз, 1955. — С. 87.

    2.Волынский  А. Л. Жизнь Леонардо да Винчи.  — М.: Алгоритм, 1997. — 525 с.

    * Дитякин  В. Т. Леонардо да Винчи. — М.: Детгиз, 1959. — 224 с. (Школьная библиотека).

    3. Кэмп  М. Леонардо / Пер. с англ. К.  И. Панас. — М.: АСТ: Астрель, 2006. — 286 с.

    4. Михайлов  Б. П. Леонардо да Винчи архитектор. — М.: Государственное издательство  литературы по строительству и архитектуре, 1952. — 79с.

    5. Могилевский  М. А. Оптика от Леонардо // Наука  из первых рук. — 2006. — №  5. — С. 30-37.

    6. Николл  Ч. Леонардо да Винчи. Полёт  разума / Пер. с англ. Т. Новиковой.  — М.: Эксмо, 2006. — 768 с.

    7. Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и учёный (1452—1519): Опыт психологической биографии / Пер. с фр. — М.: КомКнига, 2007. — 344 с.

    8. Филиппов  М. М. Леонардо да Винчи как  художник, ученый и философ: Биографический  очерк. — СПб., 1892. — 88 с.

    9. Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи 1452—1519. — М.: Taschen; Арт-родник, 2008. — 96 с.

     10. http://monaliza0.narod.ru/indexn1.html

     11. http://relax.wild-mistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/9F84B3EB3989FF82C3257470002F9952

      12. http://nightrunner.narod.ru/Djaconda.htm

      13. http://www.etoya.ru/pro_beauty/2010/09/07/10972/

      14. http://www.khartcizsk.info/kultura/3-komy-ylibaetsa-djokonda.html

      15. http://www.etoya.ru/pro_beauty/2010/09/07/10972/ 
 
 
 
 
 
 

27 
 

Приложение

Информация о работе Версии улыбки Джоконды