Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 19:01, контрольная работа
Цель моей контрольной работы:
-знакомство с историей Арзамасской школы.
Задачи поставленные передо мной:
- анализ специализированной литературы по истории художественного образования,
- проследить даты становления и развития школы А. Ступина в Арзамасе
- анализ эффективности системы преподавания.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Изучение и построение истории Арзамасской школы…………………………………………….………………………....4
Школа А. Ступина в Арзамасе……………………………………….…....6
2.1 Художники Арзамасской школы………………………..……………12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российский
государственный
Институт искусств
Филиал
в г.Омске
Контрольная работа
по дисциплине:
«История художественного образования»
на тему:
«Школа А. Ступина в Арзамасе»
Выполнила:
Проверила:
Омск-2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.1 Художники Арзамасской школы………………………..……………12
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Литература об Арзамасской школе сравнительно значительна по количеству, но бедна по своему содержанию. Большое число газетных и журнальных заметок на разный лад повторяет общие места из опубликованной автобиографии основателя школы А. В. Ступина, допуская те или иные сокращения, отступления и даже ошибки. Невидимому, существовал ряд «Записок» А. В. Ступина, приуроченных к разным хронологическим датам, вернее, списков с первоначальной рукописи с позднейшими к ней дополнениями.
Цель моей контрольной работы:
-знакомство с историей Арзамасской школы.
Задачи поставленные передо мной:
- анализ специализированной литературы по истории художественного образования,
- проследить даты становления и развития школы А. Ступина в Арзамасе
- анализ эффективности
системы преподавания.
Литература об Арзамасской школе сравнительно значительна по количеству, но бедна по своему содержанию. Большое число газетных и журнальных заметок на разный лад повторяет общие места из опубликованной автобиографии основателя школы А. В. Ступина, допуская те или иные сокращения, отступления и даже ошибки. Невидимому, существовал ряд «Записок» А. В. Ступина, приуроченных к разным хронологическим датам, вернее, списков с первоначальной рукописи с позднейшими к ней дополнениями.
О «Записках академика Ступина», написанных им в 1847 г., принадлежавших наследникам любителя-художника Ник. Дм. Быкова (умер в 1884 г.), есть упоминания в «Русской старине». По-видимому, записки позднее перешли в собрание московского собирателя Щукина и послужили материалом для публикации в очередном сборнике.
В журнале «Иллюстрация» в 1862 г., после смерти А. В. Стопина, были напечатаны выдержки из его «Записок» с примечаниями Н. Рачкова. Тождественность последних с «Записками» 1847 г. свидетельствует о том, что они послужили основным материалом для глав статьи в «Иллюстрации».
Этот мемуарный материал является одним из основных для изучения и построения истории Арзамасской школы. Материал богат фактическими справками; к недостаткам же его следует отнести лирические отступления — выражения подобострастия и преданности Академии Художеств. Тем не менее, этот документ имеет для нас большое историческое значение.
«Предпринимая написать записки моей жизни, я не имел в виду, чтобы представить что-либо особенное и редкое»,— писал А. В. Ступин. — «Я весьма долго колебался, чувствуя в таком труде мою слабость, не будучи приготовлен к нему надлежащим образом, не зная ни грамматики, ни правил красноречия, так как мне дано воспитание скудное, что из описания жизни моей видно будет, но ободрил себя тем, что пишу это не для света, каковой любопытности жизнеописание мое и не заслуживает, а для моего семейства и родных н друзей своих, и на 72 году жизни моей...»
Другим мемуарным памятником, где мы находим данные о школе н об се основателе, являются записки ученикa школы И. К. Зайцева, в которых затронута более ранняя эпоха—30-х годов.
Первую попытку в наше время подойти к изучению Арзамасской школы сделал писатель В. Г. Короленко, который в 1890 г. совершил свою поездку в Арзамас в щелях собирания материалов для задуманной им повести «Арзамасская Муза». Вторая попытка принадлежит Н. Н. Врангелю, который в 1902 г. совершил поездку в Арзамас, застал там еще уцелевшее здание школы, занятое церковно-приходской школой, но значительные открытий и находок им там сделано не было. Он первый подошел к частичному изучению архивного материала, касающегося школы, в архиве Академии Художеств. Надо думать, что работы его в архиве Академии натолкнули его на Ступинскую школу и побудили ею совершить паломничество на родину последней.
По литературным
указаниям послеоктябрьского
По возвращении в 1802 г. из Петербурга А. В. Ступин тотчас же серьезно принялся за организацию своей школы живописи. На себя он взял преподавание специальных предметов и общее руководство школой. Для преподавания общеобразовательных предметов — истории, географии, арифметики, чистописания и закона божия—он приглашал преподавателей арзамасского народного училища.
Вскоре А. В. Ступиным был принят н выполнен большой заказ князя грузинского в с. Катунках по оформлению храма, где было написано до 90 картин, выполнены лепные наружные работы. Работа эта заняла два года и дала около трех тысяч рублей. Это обстоятельство позволило ему приобрести большой дом у г. Юрловой за 2800 рублей для школы.
«Купленный дом был прочный, но выстроенный по старине». Чтобы его окончательно приспособить для новых целей, в 1813 г. была произведена генеральная перестройка «на свой вкус», по проекту М. П. Коринфского. Вначале были сделаны лишь самые необходимые достройки: каретный сарай переделали в две галлереи — античную и картинную с пятью комнатами.
В 1808 г. школа перешла в перестроенное здание. Здание было расположено в возвышенной части Арзамаса и примыкало к трем улицам: Прогонной, Троицкой и Стрелецкой.
При отъезде своем из Петербурга в 1802 г. А. В. Ступин получил от Академии Художеств слепки с антиков: «Гладиатора» (бойца), «Венеры Медицейской», «Фавна», пятнадцать различных бюстов и «Анатомию» Гудона. Значительное число эстампов, этюдов, эскизов и книг, главным образом, художественного содержания, получил он от своих учителей, друзей и приобрел сам.
Успех А. В. Стопина и его школы был большой: рисунки и работы получили полное одобрение его учителей. И. А. Акимов с похвалой отозвался: «Дай бог хоть бы и у нас так рисовали... не для чего выбирать: все нарисовано очень хорошо».
В результате, за лучшие работы: И. Горбунов за портрет А. В. Ступина и копию с эстампа, Соколов за копию с Рубенса — «Самсон и Далила» и Лебедев были награждены серебряными медалями. Рафаил был принят в Академию на казенный счет, И. Горбунов принят в Академию к профессору А. Е. Егорову и М. П. Коринфский—к профессору А. Н. Воронихину.
А. В. Ступин получил от Академии и своих бывших профессоров и доброжелателей ряд учебных пособий, произвел ряд закупок картин, эстампов и книг и возвратился в Арзамас для продолжения своих работ.
1813
г. отмечен в жизни школы
перестройкою и расширением 4'
Побывав в этом году снова в Петербурге, А. В. Ступин произвел новые закупки книг и материалов для школы.
От
своего приятеля Ф. М. Свешникова он получил
в подарок
«Проповеди Моссильоновы», а А. М. Иванов
передал ему последние остатки рисунков
и эстампов.
1815—1818 гг. были заполнены производственными работами всей школы в г. Пензе, в соборе, в с. Петине у г. Анненкова и в с. Салме для г. Нечаева.
В этом году А. В. Ступин по духовному завещанию от своего дяди В. В. Попова получил «довольное количество книг классических, духовных и исторических».
В 1820 г. расписывали иконостас в заштатном городе Починках. В 1822 г. работали в соборе в Нижнем-Новгороде, на ярмарочной площади. В 1824 г. по окончании живописных работ там «получил много новых эстампов... употребил па рисовальные-оригиналы до 1000 руб. асс.».
В 1825 г. А. В. Ступин приезжает снова в Петербург с отчетом и работами учеников. Из них Академия Художеств наградила Кузьму Макарова 1-й серебряной медалью, Ивана Соколова — 2-й, а крепостного Афанасия Надежина (или Надеждина) только свидетельством на получение медали. Академия постановила о трудах А. В. Ступина довести до сведения царя, а школе подарила два слепка со статуй Мелеагра и Аполлона.
А. В. Ступин в этот год впервые представил работы своих учеников в Общество поощрения художеств, за что получил отзыв и в дар школе 39 листов литографий с рисунков Рафаэля и других знаменитых художников. Граф П. И. Кутайсов подарил слепок с мраморной статуи Аполлона своего собрания. П. И. Кикин познакомил его с английским художником Ж. Дау, который попросил А. В. Ступина подарить ему голову мальчика работы его школы, а взамен подарил двенадцать гравированных в Англии портретов с его работ для Военной галлереи 1812 года.
В
1826 г. по предложению генерал-
В 1827 г. расписывалась церковь у помещицы Путиловой.
В 1828 г. работы шли в поместье Крутицкого.
В 1835 г.—в г. Уральске.
В 1836 г. А. В. Ступин представил в Академию рисунки и портреты работы своей школы. Среди работ были четыре картины Н. М. Алексеева, рисованные с натуры, за что последний был представлен в «назначенные». Ученикам Павлу Рачкову и Василию Бовину были даны серебряные медали 2-го достоинства. Карпу Виноградову и Памфилу Незнаеву была объявлена особенная похвала, а остальные получили «одобрение и внимание».
В 1837 г. на Нижегородской ярмарке на выставке pa6oт школы царем были приобретены за 150 р. серебром два вида Нижнего-Новгорода, написанные с натуры Н. М. Алексеевым.
В 1839 г. были написаны местные иконы для церкви г. Чембар, Пензенской губернии.
В 1840 г. был принят заказ на выполнение иконостаса полковой церкви в Нижнем, а также принимали некоторое участие в росписях Воскресенского собора в г. Арзамасе.
1842 год был тяжелым годом для школы: 13 сентября подожгли сарай, пожар был затушен; 19 октября поджог был повторен, но ликвидирован, и, наконец, 5 ноября в третий раз подожгли школу злоумышленники, — «завистью ли побуждаемые, или имевшие в виду расхищение имущества».
Службы с надворными строениями сгорели, корпус школы с шестнадцатью комнатами был сильно поврежден.
Эстампы, книги, картины были вынесены из огня, но многое было расхищено и утрачено. Из семи статуй осталось только две, а из пятнадцати бюстов — третья часть.
А. В. Ступин с учениками был принужден искать пристанища под чужим кровом.