Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:25, доклад
Характеристика марксистов и социалистов-утопистов.
1.
Социалисты-утописты
(К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн)
Общая характеристика
- признавали огромную роль воспитания
и влиянии окружающей среды на
формирование человека, но рассматривали
людей как пассивный продукт
обстоятельств и воспитания.
Социалисты-утописты
принимали активное участие в разработке
проектов, уставов и руководств для школы,
отстаивали в них идеи о необходимости
гуманного отношения к детям, учета их
возрастных и индивидуальных особенностей
и создания благоприятных условий для
умственного, нравственного и физического
развития каждого ребёнка.
Сен-Симон говорил
о целесообразности включения в
содержание общего образования школьников
"общеполезных сведений, относящихся
к промышленности". В качестве
"приманок" детей к трудовым
занятиям воспитателям рекомендовалось
использовать "маленькие орудия"
и "маленькие мастерские", размер
которых предлагалось увеличивать сообразно
возрасту детей.
Так Фурье говорил,
что знание оторванное от практики
отбивают интерес и охоту к
учёбе у детей. Моральные воздействия
на детей Фурье предлагал осуществлять
в форме поощрений и в форме товарищеских
испытаний.
Всестороннее
развитие умственных и физических сил
каждого ребёнка и формирование
у детей наибольшей способности
к труду они относили к ведущим
факторам, способствующим проявлению
всех способностей человека.
Оуэн категорически
запрещал привлекать детей моложе 10
лет к работе на фабрике и создал
ряд воспитательно-
1. школу маленьких
детей (1-6 лет), которая включала
ясли, детский сад и площадку для игр;
2. начальную
школу (6-10 лет);
3. вечернюю школу
для подростков, работающих на
производстве.
Для взрослых рабочих
и их семейств вечерами организовывались
лекции, беседы и культурные развлечения.
В школе для
маленьких учились пению танцам, много
времени проводили на свежем воздухе.
Особое внимание уделялось физическому
воспитанию, гимнастике, играм. Большое
значение придавал воспитанию детей в
духе коллективизма, в этой школе учили
в процессе бесед о природе. Мною внимания
уделялось эстетическому воспитанию,
музыкальным и ритмическим занятиям. Он
стремился дать детям доступные для их
возраста знания развить их мышление.
Все обучение строилось на основе наглядности,
большое значение придавал трудовому
воспитанию. С 10 лет дети вечером посещали
вечернюю школу, а днем работали на фабрике.
Таким образом, Оуэн впервые создал дошкольное
учереждение, начальную школу для детей
рабочих, для детей занятых на производстве,
соединил обучение с производительным
трудом, организовал для взрослых рабочий
клуб, где проводились культурно-просветительские
мероприятия.
Его труд "Новый
взгляд на общество, или опыты об
образовании человеческого
Кабе - его идеал
- коммунистическое общество, следовательно
должно быть целенаправленное воспитание
граждан и работник. Граждане способны
приводить в жизнь систему общности.
Главное в воспитании
- труд. Следовательно обязательна
профессиональная подготовка детей. Все
дети от 18 лет получают широкое общее образование,
затем каждый выбирает ту или иную профессию,
которую он должен изучить теоретически
или практически. Для работников коммунистического
общества труд - радость жизни.
Кабе, в отличие
от Сен-Симона был не теоретиком, а практиком.
Свои идеи реализовывал в колониях Оуэна.
Дезами - нужно
построить новый строй, его особенность
должна быть в том, чтобы у каждого
человека было право на всестороннее
развитие. Он считал, что каждому
нужно давать общее образование.
К общественному труду детей надо приучать
в раннем детстве, они должны участвовать
в производительном труде.
Вейтлинг - в
основе его идеи точка зрения, что
у каждого человека есть несколько
страстей:
1. страсть к
знаниям,
2. страсть к
приобретениям,
3. страсть к
наслаждениям.
Ведущая страсть
- страсть к знаниям. Она определяет
развитие человека и общества. Социальное
неравенство возникает из-за отсутствия
правильного воспитания детей.
Порочные страсти
- к приобретению и наслаждению. В
идеальном обществе нужно правильно организовать
воспитание, но такое общество может быть
создано путем революции.
Нужно реформировать
школу. Школа должна быть обязательной
с 8 до 15 лет. Дети получают умственное
образование и трудовую подготовку
в области ремесел и с/х. Начиная
с 15 лет, дети 3 года проводят в Армии труда,
где каждый день в течение 6 часов обучаются
основам будущей профессии. Прогресс общества
зависит от участия молодежи в производительном
труде.
2.Марксизм - теоретико-мировоззренческая система революционных взглядов рабочего класса, представляющая законы развития общества и обобщающая опыт классовой борьбы народных масс против эксплуатации.
Исторически марксизм
зародился и в основном сформировался
в 1840-е в Германии. Теоретическими источниками
марксизма являются немецкая классическая
философия, английская политическая экономия
и французский утопический социализм.
Основными целями марксизма является
борьба против капитализма, свершение
социалистической революции, установление
диктатуры пролетариата, необходимой
для построения коммунизма. Программным
документом марксизма является "Манифест
Коммунистической партии" Маркса К.
и Энгельса Ф., основными задачами которого
были разработка научного пролетарского
мировоззрения, программы, стратегии и
тактики революционной борьбы пролетариата.
Марксизм состоит из трёх органически
взаимосвязанных частей: диалектического
и исторического материализма (марксистская
философия), политической экономии и научного
коммунизма. Марксистская философия является
наукой о всеобщих законах развития природы,
общества и мышления, теоретическим обоснованием
пролетарского мировоззрения. Марксистская
политическая экономия возникла как результат
диалектико-материалистического анализа
капиталистической экономики, что позволило
Марксу К. в работе "Капитал" (книга
была издана 14 СН 1867) раскрыть суть капиталистической
эксплуатации, доказать неизбежность
гибели капиталистического общественного
устройства и перехода к более высокой
коммунистической формации. Важнейшей
движущей силой прогрессивного общественного
развития является борьба классов, а способом
перехода от одной одной общественно-экономической
формации к др.- социальная революция.
Марксистская теория научного коммунизма
исследует закономерности перехода к
коммунистическому обществу, который
осуществляется посредством пролетарской
революции, установления диктатуры пролетариата,
строительства общества, гармонически
сочетающего свободу общества и свободу
индивида. Борьба за построение коммунизма
осуществляется под руководством коммунистической
партии, организующей революционную практику
пролетариата на основе научной теории
общественного развития. Своеобразной
идеологической реакцией на распространение
марксизма в рабочем движении стал ревизионизм.
В философии ревизионизм стремился заменить
диалектический материализм субъективным
идеализмом, в области политической экономии
в качестве альтернативы марксизму создаётся
теория организованного капитализма,
доказывающая органическое единство капитализма
и социализма и отрицающая необходимость
социалистической революции. На этой основе
отрицается диктатура пролетариата и
развивается идея классового сотрудничества
и гармонии классовых интересов. Ревизионистские
идеи ослабляют революционную борьбу
пролетариата, вносят раскол в рабочее
движение. Дальнейшее развитие (ленинский
этап, ленинизм) марксизм получил в трудах
Ленина В.И., который применил основные
положения марксизма для анализа капитализма
на его высшей и последней стадии - стадии
империализма. Работы Ленина В.И. стали
теоретическим обоснованием программы
свершения пролетарской революции и построения
социализма в России. Марксизм развивался
в соответствии с практикой строительства
социализма в странах социалистического
лагеря в программных документах коммунистических
партий, мирового коммунистического движения,
в трудах теоретиков и идеологов коммунизма.
С распадом мировой системы социализма
и Советского Союза идеи марксизма, хотя
и утратили свою идеологическую монополию,
в модернизированной форме остаются идейно-теоретической
основой деятельности коммунистических
партий. В России первыми познакомились
с идеями марксизма русские эмигранты
(Герцен А.И., Бакунин М.А. и др.). За рубежом
были созданы первые русские марксистские
организации: русская секция I Интернационала,
затем группа "Освобождение труда".
Кроме них, распространению идей Маркса
К. способствовали публицисты-народники
(Михайловский Н.К., Даниельсон Н.Ф.). С выходом
в свет русского перевода "Капитала"
(27 МР 1872) марксизм стали изучать в рабочих
кружках. С 1883 марксистские организации
появляются в России - студенческие (группа
Димитра Благоева "Партия русских социал-демократов")
интеллигентские, рабочие. На идеологической
основе марксизма формируются "Союз
борьбы за освобождение рабочего класса"
и РСДРП. Часть увлекавшейся марксизмом
интеллигенции в 1900-е эволюционирует к
либерализму и идеализму. Жизнь показала
утопичность множества положений марксизма,
и социализм рухнул в СССР и в др.странах.