Первая школа в Марий эл

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:01, реферат

Краткое описание

В конце XVIII века в России стала создаваться система начального образования народных масс. Вышел царский указ о создании в стране народных училищ, главных и малых. Главные открывались в губернских центрах со сроком обучения 5 лет, малые — в каждом уездном центре со сроком обучения 2 года. Первое малое народное училище было открыто в Козьмодемьянске в 1791 году. В нем работал один учитель, и обучалось 24 ученика. Это была первая светская /нецерковная/ школа в Марийском' крае. Здесь обучали русской грамматике и математике. Детей марийской национальности не было.

Файлы: 1 файл

ГОУ РМЭ.doc

— 37.00 Кб (Скачать)

ГОУ РМЭ «Многопрофильный лицей имени М.В. Ломоносова» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

На тему: «Первая школа в Марий эл» 
 
 
 
 
 

  Выполнила:

Ученица 7а класса Хасанова Диляра

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Йошкар-Ола

2010 год

     В конце XVIII века в России стала создаваться система начального образования народных масс. Вышел царский указ о создании в стране народных училищ, главных и малых. Главные открывались в губернских центрах со сроком обучения 5 лет, малые — в каждом уездном центре со сроком обучения 2 года. Первое малое народное училище было открыто в Козьмодемьянске в 1791 году. В нем работал один учитель, и обучалось 24 ученика. Это была первая светская /нецерковная/ школа в Марийском' крае. Здесь обучали русской грамматике и математике. Детей марийской национальности не было.

     В начале XIX века вновь созданное Министерство народного образования всю страну разделило на 6 учебных округов, в каждом из них учреждался университет. В Казанский учебный округ вошли губернии: Казанская, Нижегородская, Вятская, Пензенская, Астраханская, Саратовская, Симбирская, Оренбургская, Пермская. В округе имелись гимназии. Кроме двухклассных уездных училищ в каждом церковном приходе открывались приходские училища, где давались элементарные навыки грамоты, первые действия арифметики, дети обучались письму, чтению, учили закон божий и нравоучения. Козьмодемьянское малое училище в 1818 году было преобразовано в уездное. Первое в Царевококшайском уезде училище было открыто в Морках в январе 1821 года, где обучение было организовано и на родном языке учащихся. Инициатором его создания был священник местной церкви Я. А. Смирнов, дед будущего народного просветителя, всемирно известного ученого И. Н. Смирнова. Немалую помощь оказал профессор Казанского университета П. С. Кондырев, который на собственные средства приобрел учебники, учебные пособия и передал их Моркинскому училищу.

     В этом же году приходское училище было открыто в селе Малый Сундырь  Козьмодемьянского уезда, в 1825 г.—  в Царевококшайске, в 30—е годы— в Ронге, Сотнуре, Козьмодемьянске, Токтай—Беляке, Отарах, Юледуре; в 40-е годы— в Старом Торъяле, Верхушнуре, Тумьюмучаше и др. В последующие годы открывались новые училища, но обучение велось на русском языке. Появляются классы марийского языка в Чебоксарском и Казанском уездных училищах.

     В уездах края с татарским населением при каждой мечети имелись школы 1 ступени /мектебе/, реже — 2 —й ступени /медресе/. Ученики в этих школах изучали Коран и заучивали его. Создание школ для «инородцев» было поручено правительством Удельному ведомству и Министерству государственных имуществ. Но и в таких школах /они назывались удельными/ преподавание велось на русском языке. Первая удельная школа для детей мари была открыта в 1842 году в деревне Вараксино /сейчас — это район Йошкар-Олы/. Постепенно из — за отсутствия средств эти школы закрывались.

     В 60 —е годы XIX столетия начальные училища были переданы земствам — органам местного самоуправления, поэтому школы стали называть земскими. Земства прилагали много усилий для строительства школьных зданий, приобретения наглядных пособий, книг. К началу XX века в крае стали преобладать земские училища, большая часть которых — с трехлетним сроком обучения. В училищах придавалось большое значение обучению детей чтению, письму, арифметике, нередко — ремеслам. В процессе учебы применялись передовые педагогические методы.

     В 60 —е годы XIX века стало большое внимание уделяться обучению нерусских народов Поволжья. Широко обсуждался вопрос об использовании родного языка в учебном процессе школы. Марийский просветитель С.А.Нурминский предлагал вести обучение на первых порах на родном языке. Для этого нужно было помочь национальной школе в подготовке необходимых учебников, пособий, создании алфавита и т. д.

     С предложением «новой системы просвещения  инородцев» выступил Н. И. Ильминский. Он предложил обучать детей на родном языке. Обращалось внимание на подготовку учителей из числа самих инородцев, на издание необходимой учебной литературы. Но Ильминский настаивал на открытии православно — миссионерских школ и предлагал главное внимание уделять таким учебным предметам, как Закон Божий, церковное пение. Для претворения этих идей в Казани было создано «Братство святителя Гурия». Оно открывало для детей «инородцев» школы с родным языком обучения, были подготовлены учебники на марийском языке, специальные пособия для обучения детей мари русскому языку. Все это повышало интерес крестьян к учебе в школе.

Информация о работе Первая школа в Марий эл