Содержание.
Введение____________________________________________________3
Глава 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ НАТУРФИЛОСОФИИ___________________________________________4
Глава 2. ПЕРВЫЕ НАТУРФИЛОСОФСКИЕ
ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ______________________________________________________5
- Древнегреческий период_____________________________5
- Эллинский период_________________________________7
Заключение_______________________________________________10
Список литературы__________________________________________11
Введение.
Актуальность данной темы
заключается в недостаточной изученности
истоков всего философского учения в целом,
поскольку современная философия науки
исключает возможность существования
натурфилософии как особой философской
дисциплины, возвышающейся над естественными
науками и директивной по отношению к
ним. Однако в период эпохи Возрождения
натурфилософия вызывала широкий интерес
у многих известных ученых и философов.
Например, Джордано Бруно, итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, в своих философских сонетах утверждал,
что целью философии является познание
не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах». А более
поздний единомышленник итальянского
натурфилософа Ф.В.Й. Шеллинг, немецкий
философ, в работе "Система трансцендентального
идеализма" выдвинул идеи о полярности
как принципе дифференциации первоначального
единства природы и о том, что высшие формы
представляют собой как бы возведение
в степень более низких форм.
Цель моей работы – наиболее
ярко и полно охарактеризовать первые
натурфилософские школы Древней Греции
и доказать, что они являются основным
прародителем философии современности.
Задачи работы:
Выяснить, как возникла и развивалась
натурфилософия.
Рассказать о первых натурфилософских
школах Древней Греции.
Глава 1. История возникновения
и развития натурфилософии
Натурфилосо́фия (от лат. natura —
природа) — философия природы, умозрительное
истолкование природы, рассматриваемой
в ее целостности. Впервые термин «philosophia
naturalis» встречается у Сенеки. Родоначальником собственно
натурфилософии были ионийские философы.
Происходили исторические изменения границ
между
натурфилософией и естествознанием. Наибольшую
роль натурфилософия играла в древности
– она явилась первой исторической формой
философии и фактически сливалась с естествознанием.
В дальнейшем
натурфилософия в основном именовалась
физикой, то есть учением о природе.
В Средние века натурфилософия
почти исчезает. Отдельные элементы античной
натурфилософии были приспособлены к
креационистским представлениям христианской,
мусульманской и иудейской теологии. В
эпоху Возрождения начинается новый расцвет
натурфилософии, который связан с именами
Дж.Бруно, Б.Телезио, Дж.Компанеллы, Дж.Кардано,
Парацельса, Ф.Патрици. Натурфилософия
этого времени развивалась главным образом
на основе пантеизма и гилозоизма. Особенно
широко использовался принцип тождества
микро- и макрокосмоса.
Была выдвинута концепция целостного
рассмотрения природы и ряд других
диалектических положений. В 17-18 веках
в эпоху господства механистического
естествознания натурфилософия отступает
на второй план. В немецкой классической
философии натурфилософия снова выдвигается
в качестве основной доктрины.
Глава 2. первые натурфилософские
школы Древней Греции.
Естественнонаучные знания
Древнего Востока проникли в Древнюю Грецию
в VI в. до н.э. и обрели статус науки как
определенной системы знаний. Эта наука
называлась натурфилософией. Натурфилософы
были одновременно и философами, и учеными.
Они воспринимали природу во всей ее полноте
и были исследователями в различных областях
знания. Эта стадия развития науки характеризуется
концептуальным хаосом, проявлением которого
и стала конкуренция различных воззрений
на природу. Во всех трудах древнегреческих
ученых естественнонаучные идеи тонко
вплетены в философскую нить их мысли.
- Древнегреческий период
В VI в. до н.э. в древнегреческом
городе Милете возникла первая научная
школа, известная прежде всего не своими
достижениями, а своими исканиями. Основной
проблемой этой школы была проблема первоначала всех вещей:
из чего состоят все вещи и окружающий
мир? Предлагались разные варианты того,
что считать первоосновой всех вещей:
огонь (Гераклит), вода (Фалес), воздух (Анаксимен),
апейрон (Анаксимандр). Следует особо подчеркнуть,
что эти первоосновы не сводились просто
к огню, воздуху или воде. Например, Фалес
понимал под «водой» текучую субстанцию,
охватывающую все существующее в природе.
Обычная вода входит в это обобщенное
понятие как один из элементов.
Другое научное сообщество
рассматриваемого периода, пифагорейцы,
в качестве первоначала мира — взамен
воды, воздуха или огня — ввели понятие
числа. Они также отмечали связь между
законами музыки и числами. Согласно их
учению, «элементы чисел должны быть элементами
вещей». Пифагор (582—500 гг. до н.э.) был не
только известным математиком и астрономом,
но и духовным лидером своих учеников
и многих ученых того времени. Пифагорейцы
проповедовали тип жизни в поисках истины,
научное познание, которое, как они считали,
и есть высшее очищение - очищение души
от тела. Следует отметить, что пифагорейские
числа не соответствуют современным абстрактным
представлениям о них. Пифагорейское число
тянуло за собой длинный «шлейф» физических,
геометрических и даже мистических понятий.
Исследование первоосновы вещей
вслед за учеными милетской школы были
продолжены Демокритом (ок. 460-370 гг. до
н.э.) и его учителем Левкиппом, которые
ввели понятие атома. Новое учение,
атомистика, утверждало, что все в мире
состоит из атомов — неделимых, неизменных,
неразрушимых, движущихся, не возникающих,
вечных, мельчайших частиц. Учение об атоме
явилось гениальной догадкой, которая
намного опередила свое время и служила
источником вдохновения для многих его
последователей.
Самой яркой фигурой античной
науки того периода был величайший ученый
и философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.),
авторитет которого был незыблемым более
полутора тысяч лет. Аристотель в совершенстве
освоил учение своего учителя Платона,
но не повторил его путь, а пошел дальше,
выбрав свое собственное направление
в научном поиске. Если для Платона было
характерно состояние вечного поиска
без конкретной окончательной позиции,
то научный дух Аристотеля вел его к синтезу
и систематизации, к постановке проблем
и дифференциации методов. Он наметил
магистральные пути развития метафизики,
физики, психологии, логики, а также этики,
эстетики, политики.
Сочинения Аристотеля разнообразны
по тематике, многочисленны по объему
и значительны по влиянию, которое они
оказали на дальнейшее развитие различных
наук. Среди его естественно-научных работ
следует выделить прежде всего «Категории»,
«Об истолковании», «Физика», «О небе»,
«Метеорологика», «Метафизика», «История
животных», «О частях животных», «О передвижении
животных», трактаты по логике. Во многих
из этих книг Аристотель продемонстрировал
всесторонние и глубокие по тому времени
знания.
Аристотель разделял все науки
на три больших раздела: науки теоретические
и практические, которые добывают знания
ради достижения морального совершенствования,
а также науки продуктивные, цель которых
— производство определенных объектов.
Формальная логика, созданная Аристотелем,
просуществовала в предложенной им форме
вплоть до конца XIX в.
Зарождение медицины как самостоятельного
научного знания связано с именем Гиппократа
(460—370 гг. до н.э.), который придал ей статус
науки и создал эффективно действующий
метод, преемственно связанный с ионийской
философией природы. За этим методом стояли
усилия древних философов дать естественное
объяснение каждому явлению, найти его
причину и цепочку следствий, веру в возможность
понять все тайны мира. Медицинские труды
Гиппократа многочисленны и разнообразны.
Основной его тезис: медицина должна развиваться
на основе точного метода, систематического
и организованного описания различных
заболеваний.
2.2 Эллинский период
Первой из эллинистических
школ была школа Эпикура (341—270 гг. до н.э.).
Эпикур делил философию на три части: логику,
физику и этику. Эпикурейская физика —
это целостный взгляд на реальность. Эпикур
развил идеи атомистики, заложенные Левкиппом
и Демокритом. В его школе было показано,
что атомы различаются весом и формой,
а их разнообразие не бесконечно. Для объяснения
причины движения атомов Эпикур ввел понятие
первоначального толчка (первотолчка).
С 332 г. до н.э. началось сооружение
города Александрии, который стал основным
научным центром эллинистической эпохи,
центром притяжения ученых всего средиземноморского
региона.
В Александрии был создан знаменитый
Музей, где были собраны необходимые инструменты
для научных исследований: биологических,
медицинских, астрономических. К Музею
была присоединена Библиотека, которая
вмещала в себя всю греческую литературу,
литературу Египта и многих других стран.
Объем этой Библиотеки достигал 11,7 тыс.
книг, в ней нашла отражение культура всего
античного мира.
В первой половине III в. до н.э.
в Музее велись серьезные медицинские
исследования. Герофил и Эрасистрат продвинули
анатомию и физиологию, оперируя при помощи
скальпеля. Герофилу медицина обязана
многими открытиями. Например, он доказал,
что центральным органом живого организма
является мозг, а не сердце, как думали
ранее. Он изучил разновидности пульса
и его диагностическое значение.
В эллинистический период начали
составляться труды, объединявшие все
знания в какой-либо области. Так, например,
одному из крупнейших математиков того
периода Евклиду принадлежит знаменитый
труд «Начала», где собраны воедино все
достижения математической мысли. Опираясь на
аристотелевскую логику, он создал метод
аксиом, на основе которого построил все
здание геометрии. По сути аксиомы есть
фундаментальные утверждения интуитивного
характера. Часто в виде аргументации
Евклид использовал метод «приведения
к абсурду».
Выдающимся ученым эллинистического
периода был математик-теоретик Архимед
(287—212 гг. до н.э.). Он был автором многих
остроумных инженерных изобретений. Его
баллистические орудия и зажигательные
стекла использовались при обороне Сиракуз.
Среди множества работ особое значение
имеют следующие: «О сфере и цилиндре»,
«Об измерении круга», «О спиралях», «О
квадратуре параболы», «О равновесии плоскости»,
«О плавающих телах». Архимед заложил
основы статики и гидростатики.
Систематизатором географических
знаний был друг Архимеда Эрастофен. Исторической
заслугой Эрастофена явилось применение
математики к географии для составления
первой карты с меридианами и параллелями.
Следует отметить, что в рассматриваемый
период завершили свое формирование основополагающие
элементы наиболее древних наук — математики
(прежде всего геометрии), астрономии и
медицины. Кроме того, началось формирование
отдельных естественных наук, методами
которых могут считаться наблюдение и
измерение. Все эти науки создавались
жрецами Египта, волхвами и магами Междуречья,
мудрецами Древней Индии и Древнего Китая.
Натурфилософы Древней Греции были теснейшим
образом связаны с этими жрецами, а многие
являлись их непосредственными учениками.
Все науки того времени были тесно вплетены
в философско-религиозную мысль и по существу
считались знанием элиты (религиозной
или философской) древнего общества.
Заключение.
Таким образом, я попыталась дать полное
и наиболее яркое представление о зарождении
натурфилософии и всего философского
учения в целом. Исходя из моих рассуждений,
можно сделать вывод о значимости учений
древнегреческих философов, поскольку
они стали главной опорой философских
знаний следующих поколений. Древнегреческие
натурфилософы выдвинули ряд гипотез,
сыгравших значительную роль в истории
науки: к ним, прежде всего, относится атомистическая
гипотеза. Натурфилософия опиралась
на созерцание природы с целью познания
окружающего мира, однако вмешательство
человека в этот целостный мир было исключено.
Список литературы
Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. — М., 1998.-476 с.
Селье Г. От мечты к открытию. – М., 1987.- 326 с.
Кокин А.В. Концепции современного естествознания. – М., 1998.- 410 с.
Интернет-ресурсы
- Академические словари. [Электронный ресурс]URL:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/783/%D0%9D%D0%90%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%A4%D0%98%D0%9B%D0%9E%D0%A1%D0%9E%D0%A4%D0%98%D0%AF (дата обращения: 18.02.2012)
- Энциклопедия экономиста. [Электронный ресурс] URL: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/filosofiya-drevney-grecii.html (дата обращения: 18.02.2012)
- Философский словарь. [Электронный ресурс] URL: http://www.philosophydic.ru/naturfilosofiya (дата обращения: 18.02.2012)