Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:04, контрольная работа
Высшее должностное лицо субъекта Федерации является главой высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, т.е. Правительства РФ, свою деятельность осуществляет на основании Конституции РФ, ряда законов о выборах должностных лиц РФ, высшего закона субъекта РФ. Институт высшего должностного лица в субъектах Федерации сформировался в 1991 г. в виде государственного правового института. Утверждение высшего должностного лица в субъекте Федерации как руководителя двояко влияет на принцип разделения властей. Одно должностное лицо параллельно исполняет полномочия исполнительной власти и функции государственной власти.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУВПО «Марийский государственный университет»
Кафедра конституционного и административного права
Контрольная работа
по дисциплине: Конституционные основы государственной власти
в Республике Марий Эл
1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации:
правовое положение и
Высшее должностное лицо субъекта Федерации является главой высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, т.е. Правительства РФ, свою деятельность осуществляет на основании Конституции РФ, ряда законов о выборах должностных лиц РФ, высшего закона субъекта РФ. Институт высшего должностного лица в субъектах Федерации сформировался в 1991 г. в виде государственного правового института. Утверждение высшего должностного лица в субъекте Федерации как руководителя двояко влияет на принцип разделения властей. Одно должностное лицо параллельно исполняет полномочия исполнительной власти и функции государственной власти. Данное положение нарушает установленную систему сдержек и противовесов, закрепленную в качестве баланса между разными ветвями власти: В результате вероятна ситуация, когда одна ветвь государственной власти станет преобладающей по отношению к остальным ветвям власти. В настоящее время действует Указ Президента РФ «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти», в соответствии с которым высшему должностному лицу субъекта РФ доверены следующие полномочия:
1) официальное представление соответствующего субъекта РФ; в федеральных отношениях государственной власти РФ, на официальных мероприятиях, предписанных по государственному протоколу;
2) выступление
от имени соответствующего
3) подписание
и обнародование принятых
4) заключение
соглашений и договоров в
5) организация правительства субъекта;
6) утверждение
и отклонение должностных лиц
субъекта РФ согласно с
7) предложение к рассмотрению Президентом РФ, Правительством РФ, другими органами власти законодательных актов, проектов в пределах своей компетенции;
8) назначение
официального представителя
9) назначение
полномочных представителей в
городской думе субъекта РФ, в
других органах
10) предложение кандидатуры на рассмотрение городской думы субъекта РФ на должности судей уставного суда субъекта РФ;
11) выполнение других полномочий, предусмотренных Конституцией РФ, Уставом, законами субъекта РФ и Федеральными законами.
Выше перечисленные основы правового статуса, функции и полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации четко определяются в гл. III «Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации» Федерального закона от 6 октября 1999 года. Следовательно, федеральный законодатель рассматривает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации как элемент системы именно исполнительной власти. Входя в систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации и являясь, по существу, главой исполнительной власти субъекта Российской Федерации, данное должностное лицо одновременно является звеном в единой системе исполнительной власти Российской Федерации и как таковое ответственно за обеспечение высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации исполнения на территории этого субъекта РФ не только его конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов, но и Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. По своему статусу это должностное лицо — в силу принципа единства системы государственной власти — находится в отношениях субординации непосредственно с президентом Российской Федерации, который как глава государства, избираемый посредством всеобщих прямых выборов, обеспечивает согласованное функционирование всех органов государственной власти.
2.1. История становления института Главы Республики Марий Эл.
Должность президента Республики Марий Эл была введена в конце 1991 года. В 1985 годау, с приходом к власти Михаила Горбачёва, в СССР была объявлена политика Перестройки, направленная на реформирование политической и экономической системы СССР. Однако в конечном итоге это привело к углублению кризиса в стране. В период 1988—1991 сильно увеличился товарный дефицит; впервые с 1947 года была введена карточная система. На территории СССР разгорелся ряд межнациональных конфликтов. Союзные республики вступили с центром в «войну суверенитетов», объявив о приоритете своих законов над союзными и прекратив отчисление налогов.
12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете республики.12 июня 1991 года был избран Президент РСФСР — Борис Ельцин. 19 августа от власти был отстранен Президент СССР Михаил Горбачев — в Москве начался Августовский путч. 20 августа Президиум Верховного Совета Марийской АССР обратился к гражданам республики с призывам сохранять конституционный порядок, спокойствие и выдержку, а также подтвердил приверженность Марийской АССР и далее оставаться в составе РСФСР.
В условиях усиливающегося кризиса Верховный Совет Республики XII созыва подготовил решение о введении поста президента.
17 октября 1991 года на седьмой сессии Верховного Совета Марийской ССР было решено ввести в республике поста президента. Депутаты Верховного Совета считали, что этот пост поможет республике в условиях надвигающегося экономического и политического кризиса сохранить стабильность и необходимые социальные гарантии.
8 декабря 1991 года состоялись выборы. Первым президентом был избран Владислав Зотин, вице-президентом Виктор Галавтеев[1] (председателем Верховного Совета Марийской ССР избрали Юрия Минакова, ранее работавшего председателем Йошкар-Олинского исполкома Городского Совета народных депутатов)[2].
22 марта 1992 года Республика Марий Эл в числе других субъектов Российской Федерации подписала Федеративный договор. А с 8 июля республика официально стала называться Республика Марий Эл — депутаты Верховного Совета убрали слово «автономная» из названия республики, стремясь таким образом поднять её статус. Это, ранее немыслимое действие, в условиях ослабления центральной власти и противостояния союзной и российской властных элит стало возможным.
3—4 октября 1993 года в Москве произошёл разгон Верховного Совета. Этому событию предшествовало взаимное выражение недоверия между Президентом РФ Борисом Ельциным и Верховным Советом. 9 октября 1993 года Президент прекращает полномочия Советов всех уровней, а в декабре вступает в действие Конституция, закрепляющая новое положение вещей.
10 ноября 1993 года состоялась последняя девятнадцатая сессия Верховного Совета Марийской АССР XII созыва
№ |
Президент |
Срок президентства |
Партийность | |
1 |
ВладислЗотин |
1991 — 1997 |
||
2 |
Вячеслав Кислицын |
1997 — 2001 |
КПРФ | |
3 |
Леонид Маркелов |
2001 — ныне в должности |
ЛДПР, Единая Россия |
24 июня 1995 года Конституционным Собранием Республики Марий Эл была принята Конституция Республики Марий Эл в своей первой редакции.
В декабре 2004 года по инициативе президента России В. В. Путина избрание высших должностных лиц (в том числе и президента Республики Марий Эл) было заменено на назначение законодательными органами (Государственное Собрание Республики Марий Эл) по представлению Президента России. Действующие главы субъектов Российской Федерации получили возможность обратиться к президенту с просьбой о переназначении. Конституционный суд в 2006 году подтвердил конституционность назначения глав субъектов Российской Федерации, фактически пересмотрев свою правовую позицию 10-летней давности.[3]
В 2009 году в Российской Федерации был изменён порядок формирования региональной власти: с июля право выдвижения кандидатур на должность глав республик, краев и областей перешло к партии, победившей на региональных выборах.
На ХVIII сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл пятого созыва рассмотрен и принят во втором окончательном чтении Закон «О наименовании должности высшего должностного лица Республики Марий Эл и о поправке к Конституции Республики Марий Эл».
В соответствии с принятым законом изменена должность высшего должностного лица Республики Марий Эл «Президент Республики Марий Эл» на «Главу Республики Марий Эл». Внесены поправки в ряд статей Конституции Марий Эл. В частности, часть первая статьи 76 изложена в следующей редакции: «1. Глава Республики Марий Эл является высшим должностным лицом Республики Марий Эл и Председателем Правительства Республики Марий Эл».
В первом чтении закон был принят 3 марта 2011 года и на следующий день опубликован для всеобщего ознакомления в газетах «Марийская правда» и «Марий Эл». В течение 3 месяцев проходило его обсуждение. За установленный период поступило 2 предложения, которые были рассмотрены на прошедшей сессии и включены в текст законопроекта, подготовленному ко второму чтению.
В связи с принятием поправки к Конституции Марий Эл и переименованием должности высшего должностного лица внесены изменения в 24 республиканских закона, в которых слово «Президент» заменяется словом «Глава» и слова «Глава Правительства» заменяются на «Председатель Правительства»
2.2. Глава Республики Марий Эл и исполнительная власть в Конституции Республики Марий Эл.
Статья 76
1. Глава Республики Марий Эл является высшим должностным лицом Республики Марий Эл и Председателем Правительства Республики Марий Эл.
2. Главой Республики Марий Эл
может быть гражданин
3. Глава Республики Марий Эл не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности Республики Марий Эл, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Ограничения, установленные настоящей статьей в части, касающейся замещения должностей федеральной государственной службы, не применяются в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации.
Статья 77
1. Гражданин Российской
2. Срок полномочий Главы
Статья 78
1. Глава Республики Марий Эл
вступает в должность с
2. Исключена.
Статья 79
Глава Республики Марий Эл: