Первые филосовские школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:33, реферат

Краткое описание

Появление знаний о закономерностях хозяйственных процессов относится к глубокой древности и связано, по существу, с возникновением человеческого общества. В развитии и становлении экономической теории условно можно выделить четыре фазы:
1.             Фаза донаучного развития - до восемнадцатого века.
2.             Фаза рождения экономической науки - 1750-1870 гг.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 29.68 Кб (Скачать)

Введение 
Появление знаний о закономерностях хозяйственных процессов относится к глубокой древности и связано, по существу, с возникновением человеческого общества. В развитии и становлении экономической теории условно можно выделить четыре фазы:

1.             Фаза донаучного развития - до восемнадцатого века.

2.             Фаза рождения экономической науки - 1750-1870 гг.

3.            Фаза открытия и разработки основополагающих теоретических принципов - 1870-1930 гг.

4.           Фаза современных теоретических исследований и разработок - после 1930 гг.

Древнейшими зачатками экономической  мысли считаются дошедшие до нас  письменные источники Древнего Египта, Месопотамии, Древних Индии, Китая  и Греции. Когда основным было натуральное  хозяйство, до рыночная экономика анализировалась философами и религиозными деятелями, доказывавшими преимущества натурального хозяйства, осуждавшими спекулятивные торгово-ростовщические сделки как безнравственные и считавшими рабство нормальным и вечным явлением.

Ксенофонт, Платон и Аристотель анализировали  проблемы разделения труда, обмена, стоимости и цены, денежного обращения, богатства и гармоничного "идеального" общества. Определяющим направлением экономической мысли XV-VII вв., стал меркантилизм, который установил ряд закономерностей эпохи первоначального накопления капитала, выделял в качестве ведущей и решающей для накопления богатства сферу обращения.

 

Меркантилисты

Они считали, что деньги и их накопление в виде золота и серебра составляют богатство нации. Запрет вывоза драгоценных металлов и ввоза иностранных товаров, превышение экспорта над импортом позволят привлечь в страну зарубежное золото.

Идеология меркантилизма впоследствии получила самые различные оценки. Не внеся в экономическую теорию существенного вклада, хозяйственная практика этого периода, а точнее ее осмысление, привела к появлению новой науки - политической экономии.

Физиократы

Важное место в истории развития экономической мысли отводится  физиократам. Эта школа возникла во Франции в середине XVIII века. Ее основателем был придворный медик  Франсуа Кенэ. Одной из основных заслуг этой школы является то, что  в отличие от меркантилистов, они  считали, что основу богатства нации  составляет продукт, полученный в сельском хозяйстве. Представители физиократов  выступали за свободу торговли и  конкуренции. Для того времени это  были очень прогрессивные взгляды.

Классическая  школа 
Зарождение в последней трети XVIII века классической школы связано с именем Адама Смита.В 1776 году А. Смит опубликовал книгу "Исследование о природе и причинах богатства народов", ставшую первым фундаментальным трудом английской классической школы политэкономии. А.Смит открыл законы разделения труда и роста его производительности. Его теоретические выводы лежат в основе современных концепций о товаре, деньгах, заработной плате, прибыли, капитале и др. Гениальная работа А.Смита оказала влияние на все последующее развитие экономической науки в мире.

Дальнейшее развитие классической школы в конце XVIII - начале XIX в. принадлежит таким экономистам, как Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй и Т. Мальтус.

Так, Д. Рикардо выявил закономерность тенденции нормы прибыли к понижению, разработал теорию о формах земельной ренты, обосновал закономерности изменения стоимости денег как товаров в зависимости от их количества в обращении.

Ж. Б. Сэй впервые исследовал проблему равновесия между спросом и предложением, реализации совокупного общественного продукта в зависимости от конъюнктуры рынка.

В последней трети XIX в. классическую политическую экономию дополнила маржинальная экономическая теория, наиболее яркими представителями, которой являлись К. Менгер, Е. Бем-Баверк и Ф. Визер. Работы представителей австрийской школы  основывались на том, что движущим мотивом  общественного развития является не сфера производства, как на это  указывали представители классической школы, а сфера потребления.

Девяностые годы XIX века ознаменовались появлением неоклассической школы, которая явилась естественным продолжателем  классических традиций. Наиболее ярким  представителем зарождения неоклассицизма являлся А. Маршалл.

Возникновение предельного анализа  в работах маржиналистов А. Маршалл  понимал не как революцию в  науке, а как результат ее эволюции. Ему удалось связать классику с современностью, обеспечить преемственность  идей и показать неразрывность развития экономической мысли. Книга А. Маршалла "Принципы политической экономии" стала на многие годы полным и систематическим курсом экономической теории.

                                               Марксизм

К особым теориям XIX века следует отнести марксизм, который, основываясь на теоретических посылках классической школы, обосновал необходимость революционного переустройства капиталистического общества.

К. Марксом была разработана теория прибавочной стоимости и раскрыта антагонистическая и эксплуататорская сущность капитализма. В главном  произведении "Капитал" К. Маркс  изложил основы своих экономических  и социалистических воззрений, дал  критику капитализма и предрек  его неизбежную гибель.

“Великая депрессия” и  теория Дж.Кейнса

В конце 20-х - начале 30-х годов XX века экономика капиталистических стран  столкнулась с устойчивым и длительным состоянием макроэкономического неравновесия периода "Великой депрессии". Объяснить  это устойчивое негативное явление  в экономике, найти рецепты выхода, из этой ситуации используя положения  классической теории - не удавалось. Позиция  классиков относительно саморазвития экономической системы и невмешательства  государства в экономику не подтверждалась на практике.

С опубликованием в 1936 году знаменитой книги Дж. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" начинается кейнсианская революция в экономической  теории, поворотный пункт в экономической  науке XX века.

Новаторство экономического учения Дж. Кейнса проявилось в анализе рынка  и всей экономики, как единого  целого организма, где все взаимосвязано, где действует система взаимообусловленных совокупных показателей национального дохода, потребления, сбережений, инвестиций. Дж. Кейнс и его последователи исходили их того, что рыночный механизм без государственного регулирования не справляется с многочисленными проблемами на макроуровне: безработицей, инфляцией, нарушением пропорций и т. д. В теории Дж. Кейнса формирование эффективного совокупного спроса является основой динамического развития экономики.

Эффективность регулирования государством экономических процессов, по Дж. Кейнсу, определяется политикой государственного инвестирования, регулирования нормы процента, занятости населения, вплоть до планирования общенациональной экономики, что является характерным для посткейнсианского направления в экономической теории.

Современная экономическая  школа

До второй половины 70-х годов  неокейнсианство было одним из главных  экономических течений, но в условиях одновременно высокой инфляции и экономического спада в экономике Запада 70-х годов рецепты кейнсианской школы не работали, к вопросу государственного вмешательства в экономику стали относиться негативно.

Одним из наиболее ярких представителей неолиберального направления является чикагская школа во главе с  М. Фридменом. Они считали, что деньги в современном обществе играют чрезвычайно важную роль, и что путем регулирования объема денежной массы можно оказывать влияние на экономику. Монетарные идеи легли в основу экономической политики в Великобритании и США в конце 80-х - начале 90-х годов и способствовали выходу из кризисного состояния этих стран.

Следующий этап в развитии экономической  теории связан с великим популяризатором  экономических идей американским ученым Полем Самуэльсоном. Он пришел к идее "Великого Неоклассического Синтеза", то есть разумному сочетанию всего наиболее ценного в неокейнсианских и неоклассических теориях. В своем знаменитом учебнике он выступает за активное вмешательство государства, при сохранении традиционных ценностей западной цивилизации демократии, личной свободы, частной собственности, свободной конкуренции, гарантирующих свободу индивидуального выбора, то есть объединяет эти два начала, совмещает и заставляет их работать согласованно.

Со времен зарождения два века назад экономики , одна из напряженнейших дискуссий ведется вокруг вопроса , существует ли в экономике тенденция о долгосрочном равновесии с полной занятостью . Применяя современный экономический язык , определим как классические теории и подходы , акцентируют на могучих самокритичных силах экономики . Классическая макроэкономическая мысль имеет свое рождение во взглядах А .Смита , Ж . Б . Сея , Дж . См . Милля .

Альтернативный  подход , который сегодня называется кейнсианской экономикой, не был последовательно высказан аж до появления работы Дж . М . Кейнса в прошлом веке . Основное отличие между классическим и кейнсианским  подходами можно найти в их разных взглядах на поведение совокупного предложения . Кейнсианцы считают , что цены и заработная плата устанавливаются постепенно , поэтому уравновешивающим силам , возможно , необходимы многие годы или даже десятилетия , чтобы в экономике появилось равновесие . Согласно классическому подходу цены и заработная плата гибкие , поэтому экономика двигается к своему долгосрочному равновесию очень быстро .

Перед тем  как Кейнс написал в 1936 году “Общую теорию“ , экономисты-теоретики в  целом придерживались классического  подхода к экономике . Ранние экономисты были вытеснены промышленной революцией с ее разделом труда , накоплением капитала и ростом международной торговли . Они знали о деловых циклах , но рассматривали их как временные самостоятельно возникающие отклонения . Их анализ вращался вокруг закона Ж . Б . Сея . Этот закон , сформулированный в 1803 году французским экономистом Сеем , утверждает , что перепроизводство не возможно по своей природе . Позицию Сея иногда выражают так : “ предложение создавать свой собственный спрос “ . Что же является основой закона Сея ? Он основывается на взглядах , что нет истинного отличия между экономикой , в которой обмен совершается при помощи денег , бартерной экономикой . Если предприятия могут производить больше продукции , то потребители будут больше ее покупать .

Долгое  время большинство выдающихся экономистов , включая Д . Рикардо , Дж . С . Милля  и А . Мармалла , придерживались классического  макроэкономического подхода ,что  перепроизводство невозможно . Даже во времена Великой депрессии , когда  четверть рабочей силы США была безработной , такой известный экономист как  Пигу , писал : “ Рядом с доскональной свободной конкуренцией всегда существует сильная тенденция о полной занятости . Безработица существующая в любой  промежуток времени , возникает полностью  в следствии ряда затруднений , которые  сдерживают соответственное приспосабливание заработной платы и цен , что должно происходить немедленно “ .

Как подтверждает фрагмент работы Пигу , основным фактором , что лежит в основе классического  подхода является то , что заработная плата и цены достаточно гибки , чтобы  возвращаться в состояние равновесия очень быстро . Если цены и заработная плата приспосабливаются быстро , следовательно краткосрочный период , в котором цены жесткие , будет настолько коротким , что его можно не брать во внимание для всех практических целей . Классические или практические макроэкономисты считают , что экономика всегда функционирует по полной занятости или потенциального объема производства .

До наступления  Великой американской депрессии  ученые всячески подчеркивали способность  экономической системы приспосабливаться  к изменению условий и всячески амортизировать всякого рода потрясения . Разумеется , они признавали , что  время от времени деловые ( промышленные ) циклы прерывают периоды процветания . Однако практически единодушно считалось , что эти эпизоды носят временный  характер , причем восстановление экономики  наступает автоматически . Крах рынка  ценных бумаг 1929 года и последовавшая  за ним Великая депрессия привели  экономику в столь плачевное  состояние , что , казалось , надежд на восстановление просто нет . Резко упали цены , а  за ними и зарплата . Реальный объем  производства сокращался . Росла безработица . Вскоре почти четверть трудоспособного  населения США оказалась за бортом жизни . И все это продолжалось не месяцы , а целые годы . Экономика  достигла низшей точки своего падения  лишь к 1933 году . Вернутся же к уровню 1929 года по объему реального выпуска  продукции она смогла лишь через 10 лет ... Что же произошло ?

Наиболее  исчерпывающий ответ на этот вопрос был предложен английским экономистом  Джоном Мейнардом Кейнсом . Кейнс  отрицал не только эффективное функционирование , но и само существование стабилизирующих  механизмов , обеспечивающих плавное  развитие экономики . Он настаивал на серьезном расширении роли правительства  в процессе стабилизации экономики  и предотвращении в будущем потрясений , подобных кризису 30-х годов . Не все  положения работы Кейнса выдержали проверку временем ; однако в целом его подходы к данной проблеме сохранили свое значение вплоть до настоящего времени .

Итак , продолжительность  и глубина Великой депрессии  породили сомнения в том, насколько  адекватно классические концепции  саморегулирования описывают реальность . Однако самих по себе фактов , сколь  бы драматичны они ни были , оказалось  недостаточно для того , чтобы низвергнуть  столь привычную и устоявшуюся  теорию . Была необходима новая теория , дающая новое и более глубинное  толкование этим фактам . И она появилась . Экономисты обнаружили ее в работе Кейнса , вышедшей в свет в 1936 году . Работа эта носила название “ Общая  теория занятости , процента и денег  “ . На самом деле Кейнсианский подход соединил два разных элемента . Во-первых , Кейнс разработал понятие совокупного  спроса , а во вторых , он утверждал , что цена и заработная плата негибкие , или жесткие и это означало , что вертикальную классическую кривую АS придется заменить кривой АS подымающейся вверх (см . график ) . Соединяя эти два новые элемента , Кейнс совершил настоящую революцию в макроэкономике . Суть аргумента Кейнса показана на графике . Этот график соединил кривую совокупного спроса и кривую совокупного предложения , которые подымаются вверх .

Информация о работе Первые филосовские школы