Методические особенности изучения традиционного костюма воронежской области на уроках изобразительного искусства в общеобразовательно

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: разработать методику для преподавания на уроках изобразительного искусства, на тему: традиционный костюм воронежской области.
Задачи:
- изучить особенности и основные характеристики одежды крестьян Воронежской области;
- разработать и апробировать программу преподавания элементов традиционного костюма воронежской области на уроках изобразительного искусства для учащихся начальных классов;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………2
Глава I. История изучения и отличительные особенности традиционного костюма воронежской области……………………………………………………….6
1.1. Из истории традиционного костюма воронежской области…………………...6
1.2. Стилевые признаки традиционного воронежского костюма………………...12
1.3. Общие сведения об одежде……………………………………………………..17
Глава II. Методические разработки для изучения традиционного костюма воронежской области на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе………………………………………………………...36
2.1. Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству………………………………………………………………………………..36
2.2. Создание методической разработки урока изобразительного искусства на тему « Традиционный костюм воронежской области»…………………………………….43
2.3. Дидактический материал в организации урока изобразительного искусства...52
Заключение…………………………………………………………………………….57
Список литературы…………………………………………………………………...60

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 136.51 Кб (Скачать)

Без головного убора комплекс одежды был бы неполным и, согласно обычаю древних восточных славян, даже и не мыслился. С непокрытой головой, «простоволосой», женщина не показывалась ни на людях, ни на улице, ни даже дома. Основной тип женского головного убора состоял из кички, или «сороки», кокошника и богатого набора платков, шалей. Красивейшим женским головным убором был кокошник. Шился он мастерицами из золотого галуна, реже из парчи и украшался цветными узорчатыми лентами, вышивкой разноцветными нитками, золотым шитьём, жемчугом, бисером, блёстками, цветными пуговками - каменьями, павлиньими перьями и другими декоративными материалами.

Для девушки были «венцы» – повязки из легких тканей с твердым парчовым налобником, повязки, украшенные пуговицами, вышивкой, сложенные в виде обруча платки.

Мужская одежда крестьян Воронежской губернии, так же, как и женская, состояла из комплекса нескольких предметов и аксессуаров. В комплекс входили рубашка -косоворотка, портки, коротай, шуба, полушубок и тулуп, малахай, шапка-куркуль, шапка вязаная, картуз, шарф, башлык, грибатка, гарус, сапоги, валенки, пояса разные: дёрганый, вязаный, витой, плетённый в четыре пряди и бисерный, а также кушак тканый.

Особую роль в мужском комплексе одежды играла рубаха. Она не только защищала от палящих лучей солнца во время полевых работ и охоты, она как бы заключала в себе магическую силу, была оберегом. Поэтому для мужчин она стала священной: её надевали на новорождённого, в ней шли к венцу, в ней клали в гроб.

Рубаха-косоворотка также надевалась навыпуск, поверх портков, и в талии подпоясывалась поясом из шерстяной пряжи. Несколько позднее она подпоясывалась уже кожаным ремнём. Поясу придавалось особое значение в традиционном народном костюме. Помимо утилитарного назначения, пояс имел магический смысл, служил оберегом, способствующим благополучию и приносящим удачу тому, кто его носит. Функция магического знака долгое время сохранялась у пояса не только в обрядах, но и в повседневной жизни. Ходить без пояса считалось грехом. Традиция ношения пояса особенно долго соблюдалась старообрядцами. Пояс мог символизировать принадлежность к определённому социальному статусу: в Нижнедевицком районе существовал особый пояс, который носили только девушки до замужества [12].

Пояс всегда был необходимой и важной деталью мужской одежды. В будничные и праздничные дни им всегда подпоясывали рубаху. Название «пояс» было широко распространено по всей России. Несмотря на различные материалы, из которых делались пояса, многочисленные формы и способы украшения, все русские мужчины с древних времён завязывали концы пояса только на левом бедре.

В Воронежской губернии изредка можно было встретить пояс, предназначенный для особо торжественных случаев, под названием «ярилин пояс» – пояс в честь бога Ярилы [14, c.87].

Мужские головные уборы в нашем крае имели большое разнообразие как по форме, так и по материалам, из которых они шились. Воронежские мужчины носили войлочные головные уборы, которые сами в домашних условиях валяли из шерсти тёмного цвета.

Примерно в это же время получил повсеместное распространение картуз из чёрного сукна с высокой тульей и «ясным» небольшим козырьком.

По праздникам в летнюю пору мужчины надевали нагрудные украшения (грибатку, гарус). Грибатка представляла особую аналогию женского бисерного висячего мониста, но делалась она из кругов, размещённых по сдвоенным шнурам. Вся эта оригинальная композиция обряжалась бусинами, бисером, пуговками, блёстками и вышивкой цветными нитками. Это праздничное украшение очень древнее. По поверью, его носили молодые мужья, ожидавшие от своих жён детей. Помимо нательного крестика мужчины снаружи поверх рубах носили кипарисовые крестики, прикреплённые на красивом гарусном гайтане, а иногда и на самом гарусе. Крестики эти указывали на то, что владелец их совершил паломничество пешком в святые места. Число крестов соответствовало количеству совершённых паломничеств.

Общий характер традиционного костюма, который сложился в быту на протяжении многих веков, всегда соответствовал и внешнему облику русского человека, и образу его жизни, труда, характеру и национальному идеалу красоты. И женский, и мужской костюмы обладали общими признаками: цельным объёмом, лаконичностью, мягким плавным контуром.

Природа никогда не признавала «бесцветья», и это качество она заложила в душу русского народа. Для создательниц традиционной одежды Воронежского края цветовой облик одежды строился по принципу сопоставления ярких, контрастных и насыщенных красок,образующих между собой полную гармонию. Яркость цвета, его контрастность и насыщенность обусловливаются своеобразием окружающей природы с её ярким и радостным «многоцветьем».

Самым любимым цветом в воронежском искусстве и особенно в одежде был красный.

Слова «красный» и «красивый» для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна - красна. Слово же «прекрасный» означало не внешнюю красоту человека, а его духовный мир, его красивую душу, и в этом плане во все времена предпочтение отдавалось тем людям, у которых и красивая внешность, и прекрасная душа были гармонично слиты, что соответствовало понятию «прекрасный человек».

Красно - оранжевый цвет назывался жёлто-горячим, цветом солнечного света и тепла. В большинстве уездов Воронежской губернии оклад понёвы внизу окаймлялся оранжевой полосой - поясом.

Яркий малиновый и нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца.

Эти цвета ставили рядом с зелёным или синим, ультрамариновым цветом или же в их окружении. Тогда эти цвета, как говорили, «горели», напоминая закаты и восходы солнца.

Зелёный цвет символизировал растительный мир: зелёные посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, ароматный растительный покров степей, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие. В одежде этот цвет применялся несколько меньше, чем красный. Умело разбросанные по одежде пятна зелёного цвета вызывают ассоциации с так же красиво разбросанными по воронежской земле лугами, лесами, весенними всходами на полях, садами и огородами.

Жёлтый цвет был символом кратковременной разлуки, ультрамариновый – воды и неба, а также целомудрия, верности, белый – горя и смерти. Голубой цвет применялся редко и в малых количествах в виде узких полосок, квадратиков и нашивных бусинок. Вкрапливался он лишь для того, чтобы усилить звучание окружающего красного цвета и означал бескровность, холод, ненастье, страх.

Чёрный цвет – излюбленный в Воронежском крае, он символизировал землю и вечный покой. Чёрный цвет квадратов понёвы уравновешивает многоцветность узорных украшений, подчёркивает ритмическое повторение каждого цвета, создаёт определённый своеобразный стиль, не нарушая радостного звучания ярких красок. Чёрный цвет подчеркивает звучность всех присутствующих в композиции цветов. Чёрными были девичий сарафан и даже подвенечная одежда, мужские головные уборы, обувь, пояса для стариков [12, c. 27].

Таким образом, традиционный костюм, известный нам по памятникам 19−20 вв., представляет собой довольно своеобразное явление народной культуры.

2.Пропорции человеческого  тела.

Рост взрослого человека равен от 7,5 до 8 высоты головы.  Ширина в плечах – 1 и ¾ высоты головы (женская фигура), 2 высоты головы (мужская фигура).                                                                                                                                                                                                                   

Расстояние от нижней линии подбородка до линии талии- от 1 и ¾ до 2 высоты головы (женская фигура), 2высоты головы (мужская фигура).

Ширина по линии талии –1 или немного меньше высоты головы (женская фигура), 1 и ½ высоты головы (мужская фигура).

Длина ног -  ½ высоты фигуры (у женщин и мужчин).

Ширина бедер -  1 и ¾ высоты головы или немного меньше (женская фигура), 1 и ½ высоты головы (мужская фигура).

Длина стопы - почти 1 высота головы (женская фигура), 1 и ¼ высоты головы (мужская фигура).

Длина ладони - ¾ высоты головы  (женская фигура), 1 высота головы (мужская фигура).

Колено находится на середине всей длины ног. Опущенные руки доходят до половины бедра. Локоть находится на уровне или несколько ниже линии талии [9].

3. Постановка художественной  задачи.

На основе увиденного материала будем выполнять эскиз народного костюма. Это может быть костюм нарядный или повседневный. По желанию можно выполнить эскиз современного костюма с элементами народного.

4.Выполнение небольшого  по размеру эскиза, где необходимо  найти основной колорит и характер  костюма.

5.Обсуждение эскизов.

6.Выполнение окончательного  варианта эскиза костюма.

7. Подведение итогов и обсуждение выполненных работ.

Последовательность выполнения практического задания.

Работа выполняется на акварельной бумаге формата А4. Вначале намечаем композицию в листе. Снизу и сверху оставляем «воздух». Если предусмотрен высокий головной убор, для него надо оставить место. Намечаем высоту фигуры. Проводим вертикальную линию, которую делим на 7,5 – 8 частей согласно пропорциям человеческого тела, которые даны выше. Рисуем контур фигуры. Согласно ранее подготовленному эскизу выполняем рисунок костюма карандашом.

Далее – работа красками. Цветовые смеси дети составляют на палитре. Цвет лица, тела – охра красная плюс белила. Белый цвет одежды должен иметь натуральный оттенок домотканого холста, поэтому в белила добавим немного голубого или охры. Работа ведется от общего к частному: вначале крупные цветовые пятна, а затем мелкие детали, такие как вышивки, цветные вставки, украшения. Мелкие детали прорисовываются тонкой кистью. Фон эскиза может не закрашивается, а может закрашиваться, по желанию ребёнка. Если рисуется праздничный костюм, для прорисовки таких деталей, как ювелирные украшения, пуговицы, можно использовать  гелиевую  ручку с металлизированными чернилами.

2.3. Дидактический  материал в организации урока  изобразительного искусства.

Основной сферой деятельности детей до 7 — 8 лет является игра. Как важное средство воспитания, она значительное место занимает и в народной педагогике: «...Игры для детей — серьезное занятие, своего рода уроки, готовящие к труду... Игровая деятельность порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, игровой момент может быть и в процессе труда». Введение игр и игровых ситуаций возможно и необходимо на уроках изобразительного искусства. Игра на уроке будет успешной при соблюдении многих педагогических условий, назовем лишь некоторые, наиболее важные для уроков трудового обучения [15]:

  • отражение учебного материала в содержании заданий игровых моментов;
  • взаимосвязь игры с трудовой деятельностью учащихся на данном уроке.

Игровые моменты и занимательные задания могут быть включены в урок на разных его этапах:

  • в начале урока — для организации внимания к восприятию нового материала;
  • на этапе объяснения трудового задания — с целью конкретизации учебной задачи и выяснения понимания ее детьми;
  • при организации рабочего места — для приучения к собранности, порядку во время работы;
  • при подведении итогов выполненного трудового задания — для оценки качества изделия и т.д.

Игра эффективна и в тех случаях, когда практическое задание вызывает у детей затруднение и заставляет их размышлять, опираться на имеющийся опыт и творчески применять его в новой учебной ситуации, исключая работу-копию.

Важно помнить, что игра на уроке может занимать от 3 до 7 минут и требует создания игровой обстановки с наглядностью, макетами героев народных сказок, фрагментами народных игр и т.д.

Дидактическая задача каждой игры или упражнения определяется содержанием программного материала и воспитательными целями. Учитель заранее определяет место и роль игры в учебном процессе, ее связь с другими методами работы, продумывает возможные варианты усложнения или облегчения, органическую взаимосвязь с другими частями урока. При этом следует обязательно выделить те знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать у учащихся. Объяснение содержания игры должно быть эмоциональным, кратким, логичным и понятным [15].

Дидактические игры и упражнения.

Упражнение «Наряди лису и волка».

Упражнение выполняют в 3—4 классах, когда у детей уже имеется представление о народном костюме.

Дидактическая задача:

  • закрепить представление о характерных деталях народной женской и мужской одежды;
  • развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление.

Дидактический материал: иллюстрации к сказке «Лиса и Волк», детали-аппликации для отделки мужской и женской одежды, фигурки старика и лисы в белой одежде без отделки, фонохрестоматия «Народная музыка».

Содержание. На классной доске вывешены иллюстрации к сказке, изображающие главных героев. Учитель спрашивает учащихся, как можно догадаться, какого народа эта сказка. Учащиеся отвечают, что ответ подсказывают костюмы героев. Учитель обращает внимание детей на детали женской и мужской одежды героев сказки, выписывает на доску новые слова для запоминания. Затем иллюстрации закрываются, а учащиеся получают наборы деталей-аппликаций (по одному на парту). Дети «одевают» своих героев в народный костюм, используя детали из набора. После выполнения задания иллюстрации на доске можно открыть.

Информация о работе Методические особенности изучения традиционного костюма воронежской области на уроках изобразительного искусства в общеобразовательно