Методические особенности изучения традиционного костюма воронежской области на уроках изобразительного искусства в общеобразовательно

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: разработать методику для преподавания на уроках изобразительного искусства, на тему: традиционный костюм воронежской области.
Задачи:
- изучить особенности и основные характеристики одежды крестьян Воронежской области;
- разработать и апробировать программу преподавания элементов традиционного костюма воронежской области на уроках изобразительного искусства для учащихся начальных классов;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………2
Глава I. История изучения и отличительные особенности традиционного костюма воронежской области……………………………………………………….6
1.1. Из истории традиционного костюма воронежской области…………………...6
1.2. Стилевые признаки традиционного воронежского костюма………………...12
1.3. Общие сведения об одежде……………………………………………………..17
Глава II. Методические разработки для изучения традиционного костюма воронежской области на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе………………………………………………………...36
2.1. Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству………………………………………………………………………………..36
2.2. Создание методической разработки урока изобразительного искусства на тему « Традиционный костюм воронежской области»…………………………………….43
2.3. Дидактический материал в организации урока изобразительного искусства...52
Заключение…………………………………………………………………………….57
Список литературы…………………………………………………………………...60

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 136.51 Кб (Скачать)

Примечание. В процессе упражнения как более легкий вариант одновременно со всеми можно предложить двум учащимся выполнить задание на доске, что позволит также сэкономить время.

Упражнение «Укрась Фартук».

Упражнение предлагается в 3—4 классах после ознакомления с характерными видами традиционного орнамента костюмов воронежской области. Дидактическая задача: закрепить умение правильно подбирать геометрический орнамент для украшения предметов одежды, развивать чувство композиции.

Дидактический материал: образцы фартуков с отделкой, фартуки-заготовки, полоски-аппликации с геометрическим и растительным орнаментом разного формата.

Содержание. На классную доску вывешиваются образцы фартуков с отделкой по типу фланелеграфа. После анализа учитель убирает их и предлагает двум, трём ученикам у доски по-своему украсить фартуки узорами-полосками, сочетая их по цвету и размерам. Далее следуют коллективное обсуждение работы, сравнение с образцами и конкретные предложения остальных учащихся по доработке задания. Упражнение завершается обобщением учителя.

Примечание. Таким же образом можно украсить кокошники, юбки, рубахи, украшения из бумаги с учетом специфики орнаментации каждого предмета.

Упражнение: «Головные уборы».

Упражнение предлагается в 3—4 классах после ознакомления с характерными видами традиционного орнамента костюмов воронежской области. Дидактическая задача: закрепить умение правильно подбирать геометрический орнамент для украшения головных уборов, развивать чувство композиции.

Дидактический материал: образцы головных уборов с отделкой, элементы узора на каждого ребёнка, шаблоны мужских и женских воронежских головных уборов и изображение лиц, изобразительный материал на выбор детей, дополнительный материал для украшений (пайетки, тесьма, ленты, салфетки, клей ПВА), музыкальный диск для фона.

Цель упражнения: познакомить детей с особенностями воронежских  традиционных головных уборов.

Дидактические задачи:

  • Научить различать женские и девичьи головные уборы в воронежском костюме.
  • Развивать интерес к культуре жителей своего края.
  • Научить украшать узором головные уборы, используя элементы традиционных воронежских орнаментов.

Содержание. На классной доске вывешены образцы головных уборов с отделкой. Учитель обращает внимание детей на орнаменты и особенности головных уборов. После анализа учитель закрывает иллюстрации, а учащиеся приступают к выполнению задания. Дети украшают шаблоны головных уборов и наклеивают на изображение лица, используя дополнительные материалы. После окончания работы детей вывешиваются на доске, и проводится самооценка.

Примечание: В процессе выполнения детьми данного задания можно включить «Народную музыку», как музыкальное сопровождение творческого задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождении нации, восстановление ее лучших национальных устоев, русской школы, традиционной и национальной культуры. Освоение молодым поколением традиционной культуры через изучение функций и символов народной одежды более всего способствует возвращению к этническим корням, поискам этнокультурной идентичности народа, актуализирует понимание школьниками важности изучения, сохранения и развития традиций разных народов России.

На протяжении многих веков большинство населения России составляли крестьяне. Самой судьбой своей, неотделимой от земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям жизни. Крестьянин лишь по крайней нужде отлучался из своего селения, чужедальние гости тоже были редки. Поэтому в его одежде, избежавшей внешних влияний, ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус, внутренняя суть коренного человека.

Народная одежда разных губерний, уездов отличалась характерными, ярко выраженными чертами, что проявлялось в цветовой гамме, покрое, количестве предметов одежды, характере украшений и в самой манере ношения костюма. Все в народной одежде: и цветовая гамма, и каждая деталь – имело символическое значение.

Народная одежда Воронежского края долгое время сохраняла самобытные черты, определяющие этнические и локальные особенности раз личных групп населения: покрой, способ ношения той или иной детали, использование украшений, орнаментацию. Большое место в одежде отводилось различным символическим и магическим приемам, направленным на обеспечение продления рода, благополучия и богатства людей, а также на защиту их от неблагоприятного воздействия со стороны злых сил. Такие магические обряды уходят корнями в толщу веков и имеют тесную связь с древнейшими религиозно-магическими представлениями. Несмотря на свою архаику, многие из них продолжают бытовать и в настоящее время, многие обряды с течением времени трансформировались, а некоторые, утратив первородный смысл, превратились в игру, в увеселительное действо.

Таким образом, традиционный костюм, известный нам по памятникам 19−20 вв., представляет собой довольно своеобразное явление народной культуры. Несмотря на стремительное изменение современного мира, народный костюм продолжает быть востребованным. Поиск своих корней побуждает молодое поколение изучать традиции своего народа.

Как показало наше исследование, народная культура несёт в себе огромный воспитательный потенциал. Особое место в её арсенале занимает традиционный воронежский костюм, раскрывающийся как комплекс одежды, отражающий собой отношение человека к окружающему социальному и природному миру, к самому себе, к жизни.

Вышесказанное определяет значение русского народного костюма способствующего духовному наполнению личности, формированию гармоничной картины мира, формированию лучших человеческих качеств.

В результате проделанной работы у учащихся конкретизируются представления о воронежском народном костюме, дополняются знания о его элементах и деталях, систематизируются знания о трудовых действиях в процессе изготовления костюма, формируются представления об особенностях костюма других народов. Школьники учатся устанавливать связи между спецификой народного костюма и природными условиями, материалами для изготовления одежды, имеющимися в данной местности. У них актуализируется потребность в обыгрывании произведений устного народного творчества (песен, хороводов, игр); стимулируются проявление положительных эмоций, направленных на получение информации о воронежском народном костюме. Проделанная работа способствует проявлению гордости за принадлежность к русской традиционной культуре, воспитывается уважение к культуре других народов; формирует эстетические чувства в процессе восприятия народного костюма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
  2. Губанова Е.Н. Декоративно - прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2003.
  3. Губанова Е.Н. Хроматический символ в народном воронежском костюме// Текстиль и мода: сб. докладов и сообщений межрегиональной научно-практической конференции. Воронеж, 2007. С. 11-12.

4. Губанова Е.Н. Женский костюм Воронежской губернии // Народное творчество.2008. No3. С. 40- 43.

5. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М.: ВЛАДОС, 2006. 255с.

6. Комарова, Н.С. Обучение детей технике рисования/ Москва, А.О. Столетие, 1994.

7. Калашникова Н.М. Семиотика народного костюма: Учебник. СПб., 2000.

8. Мелик-Пашаев А. А.. Новлянская З. И. Художник в каждом ребенке. М.: Просвещение. 2008. 175 с.

9. Неменский Б. М. Педагогика искусства М.: Просвещение. 2007. 255 с.

10. Панова М.В. Наименование одежды в русских говорах Воронежской области (этнолингвистический и ареальный аспекты) / Дис. канд. филол. наук. Воронеж, 2002.

11. Сысоева Г.Я. Богучарский частный музей русского народного костюма и кукол.

Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2003.

12. Толкачева С.П. Народный костюм Воронежской губернии. Воронеж, 2007.

13. Тадина Н.А. Костюм как половозрастной знак в алтайской этноркультуре // Музей. Традиции. Этничность. XX - XI вв. СПб., 2002.

14. Филатова В.Ф. Обряд и обрядовая лексика в этнолингвосемиотическом аспекте (на материале говоров восточной части Воронежской области) /Дис. канд. филол. наук. Воронеж,1995.

15. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования/ Москва, Просвещение,1993.

16. Шпикалова, Т.Я. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество/ Москва, ВЛАДОС,2000.

17. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство. 4 класс/ Методическое пособие. — М.: Просвещение, 2005. — 96 с.

18.  Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся/ Москва, 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

 


Информация о работе Методические особенности изучения традиционного костюма воронежской области на уроках изобразительного искусства в общеобразовательно