Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 18:03, курсовая работа
Цель работы: разработать методику для преподавания на уроках изобразительного искусства, на тему: традиционный костюм воронежской области.
Задачи:
- изучить особенности и основные характеристики одежды крестьян Воронежской области;
- разработать и апробировать программу преподавания элементов традиционного костюма воронежской области на уроках изобразительного искусства для учащихся начальных классов;
Введение…………………………………………………………………………………2
Глава I. История изучения и отличительные особенности традиционного костюма воронежской области……………………………………………………….6
1.1. Из истории традиционного костюма воронежской области…………………...6
1.2. Стилевые признаки традиционного воронежского костюма………………...12
1.3. Общие сведения об одежде……………………………………………………..17
Глава II. Методические разработки для изучения традиционного костюма воронежской области на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе………………………………………………………...36
2.1. Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству………………………………………………………………………………..36
2.2. Создание методической разработки урока изобразительного искусства на тему « Традиционный костюм воронежской области»…………………………………….43
2.3. Дидактический материал в организации урока изобразительного искусства...52
Заключение…………………………………………………………………………….57
Список литературы…………………………………………………………………...60
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Воронежский государственный педагогический университет»
Кафедра Изобразительного искусства
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория и методика обучения
изобразительному искусству»
тема: Методические особенности изучения традиционного костюма воронежской области на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
для специальности – 050602 «изобразительное искусство»
Выполнил: студент 3 курса ДО
ФИиХО отделения
изобразительного искусства
Сухочева А.Л.
Проверил: к.п.н., доцент кафедры
Изобразительного искусства
Власова Н.В.
Воронеж 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. История изучения и отличительные особенности традиционного костюма воронежской области……………………………………………………….6
1.1. Из истории традиционного костюма воронежской области…………………...6
1.2. Стилевые признаки традиционного воронежского костюма………………...12
1.3. Общие сведения об одежде……………………………………………………..17
Глава II. Методические
разработки для изучения традиционного
костюма воронежской области на уроках
изобразительного искусства в общеобразовательной
школе………………………………………………………...
2.1. Развитие творческих
способностей детей на занятиях по изобразительному
искусству………………………………………………………
2.2. Создание методической
разработки урока
2.3. Дидактический материал в организации урока изобразительного искусства...52
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение.
Актуальность исследования. Традиционная культура русского народа, заключающая в себе большое количество видов народной творческой деятельности, обладает огромным потенциалом в педагогике. Она включает сформированные веками духовно - нравственные ценности и идеалы народа, выражающиеся в отношении к семье, природе, хозяйству. Здесь также сохраняются лучшие качества души, близкие к идеалу, как для старого, так и для нового поколений (трудолюбие, доброта, милосердие, честность, любовь к природе и др.).
Воспитывать эти качества необходимо с малых лет, так как личность человека, его жизненные ценности и основные принципы начинают формироваться практически с самого рождения. Именно через народную культуру можно подготовить детей к вступлению во взрослую жизнь, уберечь, или снизить возможность деградации личности, воспитать уважение к окружающему обществу и к окружающей среде.
В практической работе по воспитанию культурной личности видится, прежде всего, формирование идейной сердцевины личности гражданских взглядов, убеждений, чувств, поведения, поступков, единства слова и дела. Вот почему мы считаем исключительно важным правилом воспитания то, чтобы наши отношения с воспитанниками имели ярко выраженную нравственную, гражданскую основу и опираемся на наши традиционные ценности.
Воспитание культурной личности начинается с первых шагов сознательной жизни ребенка. «Именно в младшем возрасте, - считает педагог Т.П. Гаврилова, - когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали. Общечеловеческую азбуку нравственности мы стремимся одухотворить гражданской активностью и самодеятельностью. Не просто знать, что такое хорошо и что такое плохо, а действовать во имя величия и могущества Родины».
Русский народный костюм, безусловно, всегда являлся важным средством воспитания. В далёкие времена он был одним из элементов народного воспитания, ведь в народной культуре воспитывало всё: традиции, праздники, народная философия, мировоззрение, фольклор, аккуратность, чистота и красота положительно влияли на ребёнка. Русский народный костюм является источником творчества, показателем художественных, эстетических, этических взглядов и мировоззрения на протяжении многих веков существования Руси - России, служит доказательством творческих способностей и возможностей русских людей. Его изучение имеет глубокий идейно - нравственный, патриотический смысл, способствует развитию современного искусства, преемственности поколений, передаче социального опыта последующим поколениям.
Русский народный костюм представляет собой систему разнообразных видов одежды, объединенных единым составом элементов, хотя и не обязательно возникающих одновременно. Многообразие комплексов одежды объясняется большим географическим пространством, которое занимает Россией, особенностями ландшафта, климата.
История изучения вопроса. Вопросами истории русского национального костюма занимались различные специалисты. Можно выделить три направления, в которых данная тема получила наибольшую разработку и оказала наибольшее влияние: этнография, этнопедагогика, психология:
1. Этнография. Костюм - это
гордость народа. Свой народный
костюм каждый человек очень
любит, гордится им, прославляет
в песнях. Сейчас его надевают
в торжественных случаях (встреча
с иностранными гостями, праздники);
художники-модельеры
Под воздействием изменявшихся социально-экономических, экологических, этнических и других факторов складывались специфические черты одежды русских как Центральной Росии в целом, так и отдельных ее областей, одной из которых является Воронежская область. Большое внимание традициям одежды русских крестьян Воронежского края уделено в работах Губановой Е.Н, Толкачевой С.П. и Сысоевой Г.Я.
2. Этнопедагогика. Народное искусство открывает человеку его прошлое, знакомит с представлениями о прекрасном, эстетическим опытом предшествующих поколений, их стремлениями, мечтами, идеалами, традициями, передает духовную культуру прошлого своего народа. Как ничто другое, оно несет в себе заряд национальных особенностей и незаменимо в плане этнокультурного развития. Знакомство в яркой и доступной форме с народным искусством в соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся развивает у них художественный вкус, вырабатывает потребность ориентироваться на духовные ценности своего народа.
3. Психология. Научная школа отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер и др.) рассматривала проблему индивидуального подхода в контексте формирования личности ребенка и развития его способностей, придавая существенное значение внутренним индивидуальным предпосылкам, влияющим на успешность любой деятельности и влиянию народных традиций. Младший школьный возраст является сензитивным для формирования и воспитания личности ребенка на национальных традициях.
Цель работы: разработать методику для преподавания на уроках изобразительного искусства, на тему: традиционный костюм воронежской области.
Задачи:
- изучить особенности и основные характеристики одежды крестьян Воронежской области;
- разработать и апробировать программу преподавания элементов традиционного костюма воронежской области на уроках изобразительного искусства для учащихся начальных классов;
- обозначить роль преподавания элементов традиционного костюма крестьян воронежской области в воспитании личности детей.
Объект исследования: традиционный костюм крестьян Воронежской области и возможности его использования для образовательных и воспитательных задач в системе начального образования.
Предмет исследования: процесс разработки методики по созданию программы для преподавания традиционного костюма крестьян Воронежской области на уроках изобразительного искусства.
В процессе данной работы над курсовой большую помощь оказали работы: П.Г. Богатырева, Н.М. Калашниковой, М.В. Пановой, Е.Ю.Смирновой, Н.А. Тадина, С.П. Толкачевой, В.Ф. Филатовой, Т.Я. Шпикаловой, Б.М. Неменского, В.С. Кузина, Яковлевой Е.Л и др.
Глава I. История изучения и отличительные особенности традиционного костюма воронежской области.
Проходя по залам музеев, с восхищением смотришь на расписные прялки, резные наличники окон, кованые сундучки ... и буквально замираешь перед великолепием народного костюма, который сохранило нам время. Кажется, все краски лесов, степей, неба слились в этом поистине чудном творении рук человеческих. Желание сделать одежду красивой требовало огромного труда, терпения, фантазии. Именно здесь проявлялись вкус, дарование и мастерство женщин - крестьянок.
Одежда сопровождает человека с самого рождения. Готовя рубашку своему ребенку, мать прокладывает на полотне ровные стежки узора, чтобы дорога, по которой он будет делать первые шаги, была без ухабов, чтобы быстро бежал он по ней ... А с какой любовью украшает она детскую шапочку лентами, вышивкой, кружевом, не забывая сделать магические знаки в виде кружочков из бисера, блесток и бусинок, чтобы солнце помогло ей уберечь дитя от невзгод. Растет ребенок, растут его обязанности в семье. В семь лет дарят девочке веретено, и она учится прясть тоненькую ровную нить, потом сажают за ткацкий стан, и она постигает древнее искусство творения из нитей необычайных узоров, и холст из-под ее рук выходит, словно расшитый серебряной нитью. А вот сложному искусству вышивки женщина учится почти всю жизнь, чтобы с легкостью перенести узор морозного окна на полотно, чтобы воплотить в орнаменте свою мечту, своё видение красоты окружающего мира. И чем обычнее была форма предмета, тем с большим старанием и искусством сочетает крестьянка цвета, распределяет затейливый узор.
Для многих любителей народного искусства воронежский костюм - это черная ювелирная вышивка на рукавах белоснежной рубахи, яркая, расшитая красно-оранжевыми нитями понева и самобытный головной убор. И, действительно, территорию сел, расположенных в междуречье Потудани и Тихой Сосны, где бытовала эта одежда, можно назвать настоящим «заповедником» народного костюма. Здесь традиционную поневу вышивали по старинным тканям еще в 60 - 80-е годы XX века. Образцы костюма этого района хранятся в коллекциях ведущих музеев страны, частных собраниях, и чаще всего представление о традиционной одежде Воронежской губернии связано именно с этим неповторимым и своеобразным костюмом. Поэтому большинство посетителей Воронежского краеведческого музея с изумлением рассматривают штофные сарафаны, бархатные и шелковые душегреи, полосатые юбки, «золотые» кокошники, которые больше характерны для населения центральных или северо-западных областей России. И, получив утвердительный ответ на вопрос: «И это тоже носили воронежские крестьянки?», открывают для себя неповторимый и необыкновенно красивый мир - мир воронежского костюма.
Сложная история формирования населения воронежских земель отразилась во всех областях народной культуры, и особенно в традиционном костюме, который сохранял самобытные черты вплоть до 30-х, а в некоторых районах до 60-х годов XX века. Именно в нем наиболее ярко проявилась специфика различных групп населения края, неоднородных в социальном и этническом отношении [12, c.3-4].
В результате сложных миграционных процессов Воронежские земли заселялись выходцами из различных мест России и Украины. Территорию края осваивали выходцы из рязанских городов - Шацка, Пронска, Ряжска, Данкова, тульских - Епифани, Новосиля, Ефремова, орловского Ельца, тамбовских и курских городов и сел, а также из «замосковных» уездов. Первыми по времени заселения были северные и западные районы края, располагавшиеся по правобережью Дона, и часть левобережья (территории Воронежского, Землянского, Нижнедевицкого, Задонского, Коротоякского уездов). Этнический состав переселенцев был в свою очередь «... продуктом сложных скрещиваний и взаимодействий более раннего славянского населения, впитавшего угро-финский субстрат, с более поздними мигрантами из более северных московских и за-московных уездов».
Наряду с поселениями служилых людей возникают села, основанные помещичьими и бывшими монастырскими крестьянами, переведенными из центральных уездов России. Центральные и восточные районы Воронежской губернии (Бобровский, Павловский, Новохоперский уезды) заселялись крестьянами из Московской, Нижегородской, Ярославской, Костромской, Владимирской и других губерний, а также переселенцами из рязанских и тамбовских земель и выходцами из ранее освоенных территорий Воронежского края. Заселение юго-западных районов, связанное со строительством Белгородской черты, проходило из более северных, относительно Воронежа, городов и сел: Ельца, Старого Оскола, Орла, Тулы, Курска.
Южные, юго-восточные и частично юго-западные территории были освоены переселенцами из различных мест Украины. Поселения украинцев образовывали как сплошные этнические зоны (Богучарский уезд, южные территории Острогожского уезда), так и зоны дисперсного расселения (Бирюченский, Валуйский, Павловский, Новохоперский уезды).
В формировании населения края, несомненно, участвовали и потомки славян, уцелевшие в период монгольского ига. Состав переселенцев был неоднородным и в социальном отношении. Большинство составляли однодворцы - потомки военнослужилых людей низшего разряда, охранявших южные рубежи Российского государства. И несмотря на то, что позднее они были переведены в разряд государственных крестьян и утратили привилегированное положение, однодворцы долгое время сохраняли своеобразие в материально-бытовой культуре. В южнорусских губерниях существовали отдельные группы населения, которые имели свои этнонимы, сохраняли культурные и языковые особенности. На территории Воронежской губернии этнографы выделяют однодворцев - «талагаев», однодворцев - «ягунов» и «цуканов».