Методические особенности изучения традиционного костюма воронежской области на уроках изобразительного искусства в общеобразовательно

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: разработать методику для преподавания на уроках изобразительного искусства, на тему: традиционный костюм воронежской области.
Задачи:
- изучить особенности и основные характеристики одежды крестьян Воронежской области;
- разработать и апробировать программу преподавания элементов традиционного костюма воронежской области на уроках изобразительного искусства для учащихся начальных классов;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………2
Глава I. История изучения и отличительные особенности традиционного костюма воронежской области……………………………………………………….6
1.1. Из истории традиционного костюма воронежской области…………………...6
1.2. Стилевые признаки традиционного воронежского костюма………………...12
1.3. Общие сведения об одежде……………………………………………………..17
Глава II. Методические разработки для изучения традиционного костюма воронежской области на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе………………………………………………………...36
2.1. Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству………………………………………………………………………………..36
2.2. Создание методической разработки урока изобразительного искусства на тему « Традиционный костюм воронежской области»…………………………………….43
2.3. Дидактический материал в организации урока изобразительного искусства...52
Заключение…………………………………………………………………………….57
Список литературы…………………………………………………………………...60

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 136.51 Кб (Скачать)

Самым распространенным девичьим головным убором был «венец», или «перевязка». Он представлял собой сшитую из ткани полосу, передняя часть которой укреплялась картоном или проклеенным холстом, обтянутым позументом («чолышко») . Венец украшали блестками, бисером, пучками петушиных перьев, окрашенных в яркие цвета, кисточками из разноцветной шерсти, кружками из картона, обшитого шерстью и бисером. Одной из разновидностей перевязки была «клеенка», бытовавшая в селах Павловского и Воронежского уездов. Широкое распространение получили повязки из платка, которые охватывали голову в виде обруча и завязывались сзади. Как в русских, так и в украинских селах девушки украшали мягкие повязки из платка цветами.

В Землянском (слобода Пушкарская, село Большая Верейка), Задонском (село Воробьевка), Воронежском (село Подгорное) уездах, у «духоборов» села Верхняя Тишанка Бобровского уезда девушки носили вязанный из хлопчатобумажных или льняных нитей белый колпак конической формы с кисточкой на конце. Поверх колпака завязывали свернутый в виде полоски платок, под который в праздники подтыкали перья, искусственные цветы. Девушки из села Верхняя Тишанка прятали косу под колпак, в других селах она оставалась открытой. В селе Подгорное на платок впереди пришивали бант из лент. Надо отметить, что этот головной убор зафиксирован в девичьем костюме Вологодской, Вятской губерний, в некоторых се-лах Тамбовской губернии, на Черниговщине, у донских казачек, в Нижнем Поволжье и более характерен для костюма татар и удмуртов.

Украшать себя венками из искусственных и живых цветов больше любили украинские девушки, хотя можно было встретить их и в русских селах. Например, в Коротоякскои уезде в селах Голдаевка и Девица венок делали из восковых цветов, в селах Солдатское и Прилепы - венок из бумажных цветов украшали бусами, павлиньими перьями, бисером.

В селах Землянского уезда женщины и девушки носили головной убор под названием «кищонка». Основу его составлял налобник из узкой полосы ткани, которую украшали блестками, вышивкой, позументом. По краю полосы пришивали разноцветную шерстяную бахрому, на висках украшали помпонами или кистями из красной шерсти. Форма головного убора -«шленская кищонка» - была более древней. «Кищонки» у женщин и девушек была одинаковыми, различался лишь способ ношения.

У всех восточнославянских народов с глубокой древности известны головные уборы из полотнища ткани. В Воронежской губернии в середине XIX-начале XX века полотенце как составная часть более сложных головных уборов использовалось в Нижнедевицком, Бобровском, Землянском, Павловском, Бирюченском, Воронежском уездах, как у русских, так и у украинцев. Его изготовляли из белой кисеи или тонкого домотканого холста длиною до 3 м, украшали красной «перетыкой», вышивкой шерстью или шелком, лентами, края отделывали шелковой бахромой. Полотенце повязывали поверх кичек, сорок, кокошников, шлыков различными способами. В праздники носили шелковые платки с жаккардовым узором и шерстяные шали с цветочным орнаментом. Платки дополняли нашивками из лент, бахромой, кистями из шерсти. Зимой крестьянки покрывали голову теплыми шалями из сукна или шерсти.

В некоторых селах строго соблюдали порядок ношения платков в праздничные дни. Эта традиция сохранялась вплоть до 1940- х годов.

В Воронежской губернии существовали разные способы ношения платка. Чаще всего платок складывали по диагонали и покрывали всю голову. У всех восточнославянских народов был обычай покрывать голову двумя платками. В Воронежской губернии дополнительный платок известен под названием «подбородник». Носили его следующим образом: платок сворачивали в узкую полоску, подвязывали под подбородком, вдоль ушей и завязывали на макушке. Встречались сложные повязки из платка в виде чалмы.

Своеобразный полотенчатый головной убор - «обвязка» - бытовал в селах Павловского уезда, расположенных по левому берегу Дона в бассейне реки Осередь (села Ливенка, Гвазда, Ерышевка, Клеповка и других).

В Воронежские актах последней четверти XVII века упоминается женский головной убор – кокошник. В XIX - первой трети XX века носили кокошник в виде высокой цилиндрической шапочки на твердой основе с плоским, чуть скошенным на затылке дном. Шили его из серебристого или золотистого позумента, отделывали по низу черной бархатной лентой или узкой цветной шелковой полосой. В месте соединения полос позумента кокошник украшали вышивкой серебряными или золотными нитями растительного орнамента. Кокошник прикрывал переднюю часть головы и лоб, сзади голову закрывал позатыльник, который в разных местностях имел свою отделку, форму, размеры. Носили кокошник в комплексе с полосатой юбкой, с юбкой из фабричной ткани, с поневой- юбкой.

Другой тип кокошника имел форму небольшой шапочки на твердой основе с плоским дном и с сильно закругленной задней частью. Он был распространен в Коротоякском, Острогожском, Бобровском, Павловском уездах. Уже в середине XIX века в некоторых селах кокошник вытеснил более сложную «сороку».

В конце XIX - начале XX века кокошники носили с кичками разной формы. В селах Воронежской губернии широкое распространение получили кички и сороки. Кички были разнообразными по форме: рогатые, лопатообразные, полуовальные.

В большинстве уездов кичка являлась частью праздничного головного убора - «сороки» - и определяла ее форму. Во многих селах вплоть до 40-х годов XX века кичку надевали под платок. Головной убор этого типа состоял из нескольких основных деталей - кички, поверх которой надевалось покрывало -«сорока», и позатыльника. Отмечено бытование сорок разных по крою и составным деталям.

В конце XIX - начале XX века появляются головные уборы в виде шапочки или чепца из легкой ткани - шлычки, повойники, сборники, которые во многих местах постепенно вытеснили сороки и кокошники. Очелье этих головных уборов украшали полосами из лент, позумента, нашивками из бус, пуговиц, бисера. В некоторых селах шлычки носили в будни, в праздники же надевали традиционный для этих мест головной убор [12, c. 62-67].

Украшения.

Долгое время в одежде разных народов украшения играли роль оберега, талисмана, их использовали в обрядах.

На территории Воронежского края известны украшения нагрудные, височные, ушные, ручные, наспинные, поясные.

Как и в других южнорусских губерниях России, крестьянки носили различной формы серьги и самодельные ушные украшения (пушки) из разноцветной шерсти, из утиной или гусиной шкурки.

Нагрудные и наспинные женские украшения чрезвычайно разнообразны. Особенно любимы были круглые сетчатые воротники («монисто», «ожерелок», «бредень»), сплетенные из разноцветного крупного бисера. Верхний край мониста укрепляли на неширокой ленте или полоске ткани, отделанной блестками, пуговицами, позументом. Девушки чаще всего носили «ожерелки» - бисерные украшения в виде неширокой полосы.

Одним из распространенных нагрудных украшений в Воронежской губернии был «гайтан». В Воронежском крае костюм украшали как нагрудными, так и наспинными гайтанами. Существовал обычай привязывать к гайтану косточку от куриного крыла: считалось, что она оберегает от несчастий и помогает вставать рано утром.

Во многих уездах Воронежской губернии женщины в праздники надевали несколько нитей различных по форме бус из стекла, янтаря, смальты, граната. Для изготовления нагрудных украшений использовали и монеты.

Украшения из лент известны на всей территории Воронежской губернии, но особенно много их было в Нижнедевицком, Задонском, Землянском, Бобровском уездах. Ленты носили в качестве нагрудного и наспинного украшения.

Наплечные и шейные украшения, в виде круглых воротников из ткани или лент, отмечены в Задонском и Павловском уездах.

В воронежском женском народном костюме большое распространение получили разнообразные височные украшения. Как правило, они прикреплялись к головному убору над висками. Можно выделить несколько их видов. Височные подвески в виде прямоугольных лопастей - «наушники» - носили женщины в селе Моховатка Воронежской губернии, украшения в виде шариков из гусиного пуха («пушки») бытовали практически на всей территории Воронежского края как в девичьем, так и в женском костюме. Парные украшения из круглых картонных кружков (диаметром 3-7 см), отделанных нашивками из блесток, бисера, позумента, бус, шнурков, были особенностью женского костюма в Бирюченском, Коротоякском, Острогожском уездах. Височные украшения в виде бисерных подвесок зафиксированы в некоторых се-Богучарского, Нижнедевицкого, Воронежского, Землянского уезда [12, c.68-70].

Таким образом, традиционный костюм, известный нам по памятникам 19 −20 вв., представляет собой довольно своеобразное явление народной культуры. Несмотря на стремительное изменение современного мира, народный костюм продолжает быть востребованным. Поиск своих корней побуждает молодое поколение изучать традиции своего народа.

 

 

Глава II. Методические разработки для изучения традиционного костюма воронежской области на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

2.1. Развитие  творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству.

Творческие способности можно рассматривать как способности к деятельности, порождающей нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, ценностью и уникальностью.

Б. М. Неменский отмечает, что основой творческой способности человека является развитое ассоциативное мышление, развитая фантазия. «В организованном, целенаправленном ее формировании больше всего, естественнее всего может помочь художественное творчество. Даже дошкольникам можно ставить задачу действовать не по стереотипу, задачу наивных, но творческих, не по образцу поисков личностных решений» [9, с. 84].

Исследователи детского изобразительного творчества утверждают, что художественное творчество формируется в условиях специально организованного педагогического процесса. «Чтобы ребенок проявил активность, творчество, самостоятельность, инициативу, необходимо применять методы, способствующие этому», — пишет Е. Г. Казакова [5, с. 14].

Т. С. Комарова подчеркивает: «Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности» [6, с. 56].

Рассмотрим методику осуществления педагогических условий, влияющих на развитие творческих способностей детей 5—10 лет, на основе анализа опытно-экспериментальной  работы. Для эффективного развития творческих способностей необходимы следующие условия:

• создание ситуации успеха;

• сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;

• выстраивание на занятии игрового сюжета;

• создание ситуации творческого поиска;

• стимулирован недетского творчества занимательным содержанием;

• применение разнообразных художественных материалов и техник;

• наличие творческих заданий;

• проведение наблюдений перед рисованием с натуры;

• ознакомление с творчеством художников;

• интеграция различных видов искусства;

• обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.

Создание ситуации успеха представляет собой создание условий, в которых ученик добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. Педагог дополнительного образования формулирует задание таким образом, чтобы каждый ребенок смог с ним справиться, в результате чего интерес к изобразительной деятельности не гаснет независимо от того, на каком уровне подготовки находится ученик. Например, при выполнении портрета мамы детям показывались разные варианты изображения — фас, профиль, три четверти, желающим предлагалась нарисовать себя рядом с мамой. Каждый ребенок выбирает степень детализации изображения и отбирает для рисования такой уровень сложности, который соответствует выражению его замысла и уровню развития его способностей. Важно показать детям не эталон правильного изображения предметов, а разнообразие возможностей в трактовке образов. В результате выполнения подобных заданий ребенок воспринимает взрослого не как контролера, который будет проверять правильность выполнения рисунка, а как помощника в достижении желаемого результата.

Для развития творческих способностей необходимо изменять условия - сочетать индивидуальные и коллективные виды работы. Коллективная работа может доставить особую радость, так как общие усилия, направляемые на достижение цели, и наглядный результат совместной деятельности являются источниками этой радости. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с педагогом. Все эго расширяет рамки творческих проявлений, и деятельность становится активной. Примером коллективной работы может стать создание декораций для спектакля.

Развитие творческих способностей происходит на основе выстраивания игрового сюжета и создания ситуации творческого поиска.

Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют творческое мышление, воображение, фантазию. Игры могут быть направлены на подготовку детей к выполнению основных заданий. Например, перед тем, как рисовать человека в движении, педагог может предложить игру «Море волнуется раз..., где ребята по условиям игры будут изображать спортсменов. У ребят при этом формируются наиболее яркие образы, которые, как правило, дети начинают использовать в рисунке.

Метод создания ситуации творческого поиска вызывает сильный познавательный интерес. Для учащихся необходимо создать условия, позволяющие свободно и раскованно решать различные проблемы, принимая необычные решения в трактовке замысла рисунка, применении художественных материалов, способов компоновки изображения. Основным принципом отбора заданий для детей 5-10 лет являлся подбор заданий такого типа, которые стимулируют проявление творческой инициативы детей. Основой для этих заданий является ситуация, которая дает возможность каждому проявить свою индивидуальность в трактовке темы. Большинство разработанных упражнений и заданий направлены на творческий поиск. Например, в красочных монотипиях ребята учатся распознавать различные образы (один отпечаток может иметь множество решений), дорисовывая детали фломастерами, красками, получают неповторимые, оригинальные композиции.

Метод стимулирования занимательным содержанием—это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Этот метод создает в классе атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к изобразительной деятельности и служит первым шагом на пути активизации творчества учащихся. В качестве примера можно назвать прием создания на занятии ситуации занимательности через сообщение интересных фактов из истории предметов или явлений, которые будут изображены на рисунках. Занимательность может быть построена через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов.

Информация о работе Методические особенности изучения традиционного костюма воронежской области на уроках изобразительного искусства в общеобразовательно