Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:09, курсовая работа
Произведения искусства и художественная культура неотделимы друг от друга.
Детище художественной культуры общества, произведение искусства в ней живет
и функционирует. В свою очередь, художественная культура немыслима вне
произведения искусства, которое передается от поколения к поколению, от
одной культурной эпохи к другой.
Введение………………………………………………………………… с.3
Глава 1. Понятие “художественное восприятие”……………………. с.6
Глава 2 . Изобразительное искусство: его особенности, формы и
методы преподавания………………………………….………………. с.18
Глава 3. Особенности курса ”Мировая художественная
культура"……………………………………………………………….. с.26
Глава.4. Особенности восприятия изобразительного
искусства на примере эпохи барокко………………………………. с.35
Заключение……………………………………………………………. с.46
Список литературы…………………………………………………… с.52
деятельности обращены к нашим чувствам. Ничего в искусстве не
изображается просто ради изображения, не создается без
определенного отношения к жизни, без выражения этого отношения.
Каждый урок содержит и воспитательную, и образовательную задачу.
Восприятие все время закрепляется созидательной практической
деятельностью. Ведь не случайно говорят, что у ребенка
понимание в кончиках пальцев.
Творческие способности школьников развиваются в процессе
занятий в кружке рисунка и живописи, в студии из искусства. В
кружках выделяются три основные группы. Для младшей группы (1 – 3
классы) наиболее распространенным видом работы является композиция на
заданные темы (пейзаж, изображение людей в разных условиях), которую
выполняют акварелью, гуашью, карандашами, тушью и т.д. Дети рисуют, так
же, отдельные предметы и их группы по памяти, по наблюдению, с
натуры: выполняют декоративные и прикладные работы.
В изобразительной деятельности учащихся среднего возраста (4 – 7
классов) – больше возможности для разнообразия вариантов заданий.
“Основные учебные задачи работы с детьми этого возраста: вызвать
активный интерес к действительности и умение видеть в натуре ее
эстетически выразительные качества, совершенствовать изобразительные
навыки у детей.”
Учащиеся старшего школьного возраста ( 8 – 11 классов )
стремятся овладеть профессиональными знаниями и умениями в области
изобразительного
искусства.
Другой, интересной, формой работы по изо искусству, является
связь школы с художественными музеями. Интересен опыт Казанского
музея изобразительных искусств в его работе со школами в 80-е годы.
Ежегодно в музее проходили выставки детского изобразительного
творчества. Отдельные выставки показывают рисунки детей, выполненные
ими на уроках изобразительного искусства и преследуют задачи
методические: чтобы учитель мог видеть тематическое
построение программы предмета по изобразительному искусству с 1 по 10
классы. Интересны споры и размышления учителей на этих выставках. На
них обсуждаются вопросы детского изобразительного творчества: каким
оно должно быть? Как ему обучать на уроке и в кружках? О всех
занятиях по изобразительному искусству, музей оповещал своих
посетителей через афиши и объявления по местному радио.
Для того, чтобы эстетическое воспитание в школе и в художественном
музее представляло единую систему, необходимо взаимопонимание. Только
благодаря системе занятий, которую дает программа Б. М. Неменского,
можно подготовить детей к восприятию искусства, а музей, используя
свой арсенал ценных коллекций подлинных произведений, может
расширить, углубить это восприятие и познание. В школе, уроки
художника-педагога дают систему знаний и навыков, общее эстетическое
и художественное развитие.
Занятия же в художественном музее имеют свои особенности, они не
заменимы в воспитании восприятия искусства так как – ни урок, ни
книга или аннотация, ни репродукция или слайд, ни лекции, никогда не
заменят силу живого воздействия первоисточника. Любая музейная
экскурсия, всегда ставит задачи воспитания эстетического переживания
от произведений искусства. Система занятий в музее имеет цель: через
пробуждение чувств, к эстетическому восприятию и воспитанию
художественного вкуса, к раскрытию собственно эстетической сущности
искусства, а не превращение его в информацию об искусстве или
некое учебное пособие.
Обладая значительным собранием отечественного и зарубежного
искусства, музей может оказать огромное воспитательное значение в
деле приобщения массовой школы к духовным ценностям мировой
художественной
культуры.
Глава 3. Курс "Мировая художественная культура" в общеобразовательной
школе.
3.1. Особенности курса.
Учебный курс включен в программы общеобразовательных школ, средних
учебных заведений, вузов страны совсем недавно. И поэтому выработка хотя бы
ведущих направлений в методике преподавания этого предмета является острой
и насущной потребностью. Незамедлительного решения требуют проблемы: как
пробудить интерес учащихся к миру художественной культуры и сформировать
потребности в самых разных способах удовлетворения художественных
интересов, выявление условий для создания образных представлений о жизни
человечества в разные эпохи, в различных типах
культуры, в различных регионах мира, отраженных в художественной культуре,
нахождение оптимальных способов выработки навыков общения с художественными
произведениями разных видов и жанров для создания художественной картины
мира, определения путей формирования нравственно - эстетических установок в
процессе усвоения курса, создание критериев оценки освоения основ
художественной культуры.
Новый учебный курс - один из интегративных предметов. Интегративные
предметы - это предметы новой школы, призванные на качественно новом уровне
представить знания о мире и человеке. Нынешнее молодое
поколение должно ясно сознавать, что всё в нашем мире взаимосвязано и
взаимозависимо.
Программа изучения мировой и художественной культуры предусматривает
широкую интеграцию и осмысление связей художественной культуры с историей,
философией, эстетикой, этикой, социологией, социальной психологией,
искусствоведением, педагогикой и другими науками, то есть в контексте
развития всей мировой материальной и духовной культуры. Интегративное
содержание курса требует полного пересмотра организации процесса обучения.
Сорокопятиминутное занятие позволяет только мельком пробежаться по
поверхности предлагаемых художественных впечатлений и знаний.
Лучше предложить ученикам
но по три, четыре час, то есть на многочасовом занятии в так называемой
"методике погружения" (в этом случае, в непосредственном контакте с
искусством). Только такое занятие может препятствовать распространённому
ныне отношению к искусству лишь как к элементу досуга, развлечения, снимет
привычку к поверхностному его восприятию.
Только на многочасовом
атмосферу, настроить учащихся на специфическое художественное восприятие
произведений искусства, подготовить их к осмыслению разнообразных явлений
художественной культуры в контексте мировой истории.
Для эффективного освоения мира художественной культуры процесс
обучения должен
предусматривать три
1) аудиторные (занятия происходят в условиях учебной аудитории,
класса) и внеаудиторные (непосредственно на выставках, в музее)
занятия.
2) самостоятельная учебная и
3) внеучебная деятельность в форме развивающего досуга.
Необходимо подчеркнуть, что организация самостоятельной работы
учащихся является едва ли не самой главной задачей, стоящей перед
преподавателем основ художественной культуры. Дело в том, что ни в какой
объём часов содержание интегративного предмета втиснуть не удастся.
Стремление некоторых педагогов к охвату не только ведущих направлений в
анализе художественной культуры, но и важных частностей - дело совершенно
невыполнимое и бесперспективное. Цель деятельности преподавателя в другом -
научить учащихся самостоятельно воспринимать и оценивать явления
художественной культуры.
Как бы хорошо ни разбирался сам преподаватель в проблемах
художественной культуры, как бы убедительно ни представлял свои знания в
лекциях, ни его любовь к искусству, ни его знания не подлежат механической
передаче и механическому усвоению. Учащиеся должны самостоятельно
воспринимать, оценивать, осмысливать искусство, искать связи между
художественными явлениями. Только тогда процесс освоения основ
художественной культуры будет результативным, когда не объём, не количество
рассматриваемых памятников, не охват всевозможного материала станет смыслом
изучения предмета, а освоение учащимися способов проникновения в мир
художественных ценностей на основе понимания всеобщей взаимосвязи
явлений.[1]
В ходе работы необходимо организовать не только готовность и
способность учащихся воспринимать искусство, но и удерживать, направлять их
внимание на протяжении всей самостоятельной части занятия, создавая
восхождение от пассивной позиции к более активной. Активное проявление,
исходящее от самого учащегося, означает не только выражение интереса, но и
готовность выполнять задания, связанные с освоением художественной
культуры. Без налаженной обратной связи с аудиторией невозможно обнаружить,
есть ли отклик.
Вся многосторонняя
условиях общения. Само формирование содержания заданий позволяет
организовать эту деятельность в достаточно устойчивых малых группах. Именно
в этих малых группах, созданных на основе выбора партнеров и протекает
основная часть самостоятельной учебной работы по освоению содержания
курса.
Такая форма самостоятельной