Художественное восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Произведения искусства и художественная культура неотделимы друг от друга.
Детище художественной культуры общества, произведение искусства в ней живет
и функционирует. В свою очередь, художественная культура немыслима вне
произведения искусства, которое передается от поколения к поколению, от
одной культурной эпохи к другой.

Оглавление

Введение………………………………………………………………… с.3
Глава 1. Понятие “художественное восприятие”……………………. с.6
Глава 2 . Изобразительное искусство: его особенности, формы и
методы преподавания………………………………….………………. с.18
Глава 3. Особенности курса ”Мировая художественная
культура"……………………………………………………………….. с.26
Глава.4. Особенности восприятия изобразительного
искусства на примере эпохи барокко………………………………. с.35
Заключение……………………………………………………………. с.46
Список литературы…………………………………………………… с.52

Файлы: 1 файл

Москва 2000.docx

— 63.78 Кб (Скачать)

своей личной сопричастности  к  происходящим  в  мире  событиям  эпохального

порядка, 

*Виппер Б.Р. Ренессанс.  Барокко. Классицизм. стр. 8 

между тем как  их ренессансных предшественникам было присуще  сознание  своей

непрерывной связи  с переживаемым ими историческом сдвиге.

      В  искусстве эпохи ренессанс, может  показаться, что истинное  положение

человека, его  возвеличивание,  не  совсем  точно  отражается  с  настоящими

событиями в этот исторический  период.  Но  это  возвеличивание  подлинно  в

более широком плане – как одно из немногих в мировом искусстве проявлений

подлинного  масштаба  свободного,  духовно  раскрепощенного  человека,   как

раскрытия  всей  меры  его  творческого  потенциала.  В   противовес   этому

мировосприятию XVII  века,  утрачивается  чувство  безграничного  могущества

человека  как  личности,  появляется  сознание  определенного  предела   его

возможностей,  т.к.  теперь  эти  возможности  должны  быть   соотнесены   с

реальными условиями  его общественного бытия.

        Что  же  конкретно  повлияло  на  перемену  картины  мира,   видимую

человеком в XVII веке, а в частности в эпоху барокко ?

       В  XVII  веке   термин   “барокко”   впервые   приобретает   значение

эстетической оценки, и при том всегда отрицательной,  критической.  Лессинг,

Дидро, все  они  критически  отзывались  о  барочном  стиле,  т.к.  являлись

просветителями и  инициаторами классицизма и выступали  в резкой  оппозиции  к

искусству  предшествующего  периода.  Для  них  понятие  “барокко”  являлось

синонимом   странности,   произвола,    перегруженности    и    изломанности

художественной фантазии. Все эти критические  оценки  подытожил  итальянский

архитектор и теоретик искусства Франчеко Мидициа, в своем словаре изящных

искусств,  он  считает  стиль  барокко   виновником   вырождения   искусства

Микеланджело.

       С  этого времени и в течение   полувека  понятие  “барокко”   сохраняло

отрицательный, резко  критический смысл в оценке художественных  произведений

XVII-XVIII веков. Но  в 80-х годах XIX века происходит  решительный перелом  в

отношении  к искусству барокко,  когда совершается подлинное “открытие”

барокко. Дальше будет  посвящено очень много  крупных  исследований  изучению

барокко  и искусству  эпохи барокко. Можно отметить  таких  авторов,  как  К.

Гурлитт. Он впервые написал подробную историю стиля барокко, его зарождение

и развитие в различных  странах, первое крупное исследование  Г.  Вельфпенга,

кладущее   основу   теоретическому   изучению    архитектуры    барокко    и

устанавливающее  ее  главные стилистические  признаки,  а   также   большую

монографию К. Юсте  о  Веласкесе,  в  которой  автор  на  примере  искусства

Веласкеса и его  сверстников раскрывает огромные художественные достижения  в

живописи XVII века. “Тем самым была отвергнута,  порицающая  и  унизительная

оценка стиля барокко, и  барокко  перестали  рассматривать  как  ответвление

Ренессанса,  его  искажение  и  разложение,  и  признали  за  ним  право  на

самостоятельное  существование,  как  особого  художественного  явления   со

своими закономерностями, со своими задачами и 

методами"*.

      В 1920-х годах начинается настоящее наводнение исследований  (особенно

в  немецком  искусствознании),  отыскивающих  признаки   стиля   барокко   в

искусстве  самых  различных  эпох  (античный   барокко,   римский   барокко,

готический барокко и т.п.).

      Наконец  чрезвычайно характерно для данного  этапа  в  истории  изучения

барокко упорное  сопротивление  французских  ученых,  стремлению  включить  в

орбиту барокко  французское искусство XVII века.

       Борясь  против  повального  увлечением  стилем  барокко,  французские

искусствоведы  отстаивали  “чистоту”  французского  классицизма  XVII  века,

защищающего  французское  искусство  от  всякого   проникновения   элементов

барокко.

      Только  на следующем этапе, в  40-х   годах,  эти  позиции  французского

искусствознания оказываются  поколебленными.

       Итак, рассмотрим, какое же сложилось  мировоззрение в  эпоху   барокко,

что нового произошло  в художественном видении мира этого  периода ?

       “Стиль барокко  воплощает   в  себе  сложный  комплекс  представлений,

порожденных духовной культурой  XVII  века,  из  которых  в  первую  очередь

выделяются два  аспекта- натурфилософский и психологический”**. 

*М.А. Барг Эпохи и идеи, стр. 94

** Виппер Б.Р. Ренессанс.  Барокко. Классицизм, стр.15 

В  натурфилософском  аспекте  мир  воспринимается  художником  барокко   как

находящаяся  в  потоке  бесконечного  движения  единая  космическая  стихия,

составным элементом в которую входит органическая природа и человек,  как

неотъемлемая часть  этой природы. Чувство  постоянной  приобщенности  к этой

стихии составляет один  из  фундаментальных  принципов  барочной  системы  ;

всякое созданное  произведение, помимо присущих ему конкретных  тематических

и сюжетных моментов, несет в себе  также  и  некие  изначальные  признаки  –

образ пульсирующей материи, бурный, учащенный ритм тления самой жизни.

      Второй, психологический аспект связан  с духовным  миром  человека,  со

сферой его чувств и переживаний,  предстающий  в  резко акцентированных,  а

подчас  и  в   крайних   формах   своего   выражения.   “Внутренний   покой,

уравновешенность  для искусства барокко воспринимаются как исключение  ;  его

основной эмоциональной  нормой  остается  аффект”.*  Интенсивность  подобного

аффекта в разных  художественных  созданиях  может  быть  различной,  но  не

всегда дает  себя  узнать  в  специфически  приподнятой  подаче  образов,  в

преувеличенном  выражении  чувства,  нередко   переходящего   в   сильнейшее

эмоциональное  возбуждение.  Эти  два  аспекта,  в  произведении   барочного

мастера, обычно,  выступают  в  тесном  слиянии,  взаимно  обогащающая  друг

друга,  и  являются  обязательными  составными  частями  идейной   программы

образа. 

*Виппер Б.Р. Ренессанс.  Барокко. Классицизм. стр. 15.

     Искусство  XVII века дает возможность увидеть  то, что мир, в это  время,

истолковывается как  огромный  едино движущийся,  многообразный борьбой и

страстями, человек  выглядел как микрокосмос малого, но сложного  и  богатого

мира, живущего в  движении и изменении, в потоке столкновений и  переживаний.

Между тем, все столкновения в искусстве  этого  времени  “сводилось  к  двум

началам – “благоразумному”, “идеальному” изображению натуры, основанному  на

классической традиции, и прямому “грубому” воспроизведению  того,  что  видит

глаз художника”.*

      Нелишним  было бы рассказать  на  примере   работ  одного  из  множества

великих художников эпохи барокко о том, как  менялись  взгляды  на  мир  под

воздействием подъема  науки,  подвижности  духовенства,  как  видел,  так  и

показывал на своих  полотнах те коренные изменения, происходившие  в  обществе

и внутреннем мире каждого человека этого общества.

      Насколько   знаменит  художник,  насколько   показательны  и точны его

работы, и в них  можно видеть ту полноту  отражения  бытия,  которое  было  в

эпоху его жизни, которое он смог увидеть и с  точностью  отображать  в  своих

полотнах, оставив  нам этим самым полную картину  происходящего во  внутренних

изменениях в духовном  мире  человека.  Одним из  таких великих барочных

мастеров является Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Это величайший 

*Прусс И.Е. Малая  история искусств. М., 1974, с. 143 

фламандский живописец, чья мастерская стала  центром  развития  фламандского

искусства, это был  универсальный талант.  Он  был  ученым,  отлично  знавшим

античную культуру ; коллекционер картин, статуй и монет ;  тонкий  дипломат,

выполняющий ответственные поручения. Рубенс побывал во многих  странах,  его

принимали  с  почетом  короли  Испании,   Англии,   Франции.   На   редкость

образованный (он владел семью языками), человек широких  интересов, он  много

размышлял об искусстве, и письма Рубенса  являются  одним  из  самых  ценных

художественных документов того времени.

       В молодости, как и многие  его современники, Рубенс поехал  в  Италию,

где пробыл с 1600 г. по 1608 г. Он много работал, был придворным  художником

мантуанского герцога Винченсо Гонзага, тщательно изучал памятники античного

искусства,  живопись  Высокого  Возрождения.  Из  современных  мастеров  его

больше   заинтересовал   Караваджо.   Первые   значительные   работы   после

возвращения Рубенса  на родину, - алтарные образы “Воздвижение Креста” (1611-

1614) для  собора  в  Антверпене  –  не  могли   возникнуть  без  итальянских

впечатлений, в частности, без знакомства с творчеством  Караваджо и  Каррачи,

но они совершенно самостоятельны. Стилистические принципы  барокко  получили

в этих произведениях  Рубенса  законченное  и  зрелое  выражение.  Величайший

живописец барокко, Рубенс был одним из создателей этого  стиля.

        “В творчестве  Рубенса  сложился  национально  своеобразный  вариант

стиля барокко. Для  него характерны ясно  выраженная  жизненно-реалистическая

основа и  огромная  жизнеутверждающая  сила,  мощное  и  радостное  ощущение

стихии бытия”.*

      В  трактовке Рубенсом религиозной  темы страшного  суда  ,  гибели  рода

человеческого, нет  мрачной картины  безысходности  (“Низвержение  грешников”

1618-1620). Полотно заполнено  каскадом мускулистых, сильно  вылепленных  тел,

которые  низвергаются,  захваченные стремительным,  неудержимым движением.

Тела  изображены  в  предельно  усложненных  ракурсах,   поворотах,   позах,

движениях, они сплетаются  в клубки,  где почти невозможно  увидеть одну

фигуру отдельно от другой.  Вместо  разделенного  на  планы пространства  –

единая пространственная зона, воспринимается как  безграничный  космос.  Все

существует у Рубенса  во  взаимосвязи,  все  рассматривается  как  порождение

единой органической природы и подвластно ее законам, а человек является  как

Информация о работе Художественное восприятия