Художественное восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Произведения искусства и художественная культура неотделимы друг от друга.
Детище художественной культуры общества, произведение искусства в ней живет
и функционирует. В свою очередь, художественная культура немыслима вне
произведения искусства, которое передается от поколения к поколению, от
одной культурной эпохи к другой.

Оглавление

Введение………………………………………………………………… с.3
Глава 1. Понятие “художественное восприятие”……………………. с.6
Глава 2 . Изобразительное искусство: его особенности, формы и
методы преподавания………………………………….………………. с.18
Глава 3. Особенности курса ”Мировая художественная
культура"……………………………………………………………….. с.26
Глава.4. Особенности восприятия изобразительного
искусства на примере эпохи барокко………………………………. с.35
Заключение……………………………………………………………. с.46
Список литературы…………………………………………………… с.52

Файлы: 1 файл

Москва 2000.docx

— 63.78 Кб (Скачать)

                      Москва 2000  .

                                       Содержание. 

Введение…………………………………………………………………   с.3 

Глава 1. Понятие  “художественное восприятие”…………………….   с.6

 Глава 2 . Изобразительное  искусство: его особенности, формы  и

методы преподавания………………………………….……………….    с.18

Глава 3. Особенности  курса ”Мировая художественная

культура"………………………………………………………………..    с.26 

Глава.4. Особенности  восприятия изобразительного 

искусства на примере  эпохи барокко……………………………….      с.35 

Заключение…………………………………………………………….     с.46 

Список литературы……………………………………………………     с.52 
 
 

Введение. 

Произведения искусства  и художественная культура неотделимы друг  от  друга.

Детище художественной культуры общества, произведение искусства  в ней  живет

и функционирует. В  свою  очередь,  художественная  культура  немыслима  вне

произведения искусства, которое передается  от  поколения  к  поколению,  от

одной культурной эпохи  к другой.

В то же время необходимо учитывать, что  сокровища  художественной  культуры

неизмеримо  превышают  возможности  освоения  их  отдельным   человеком.   И

приходится  анализировать  возникающие  не  только   положительные,   но   и

отрицательные тенденции  в восприятии искусства.

В  ситуации  сверх  насыщенной  информационной  среды   появляется   соблазн

«пробежать взглядом»  произведение искусства, приспособить его к  современным

нуждам,  не  утруждая  себя   дополнительной   работой   души.   Будучи   не

востребованными,  не  подвергнутыми тому   нравственному   самоконтролю   и

очищению, к которому понуждает нас  искусство,  духовные  потенции  человека

скудеют,   что   способствует   формированию   нетворческой,   негармоничной

личности. А ведь наше общество заинтересовано  в  пробуждении  инициативной,

творческой личности с развитым чувством нравственного  самосознания,  чуткой

совестью  и  жаждой  справедливости.  Такую  личность  формируют   различные

стороны жизни общества, а отнюдь не одно искусство.  Но  искусство  обладает

особой  силой  воздействия  на  глубинные,  «укромные»  уголки  человеческой

психики  и  сознания  посредством  не  принудительного,  по  «доброй   воле»

совершаемого переживания.

       Для того,  чтобы определить  механизмы и результаты  эстетического

воздействия  искусства  на  отдельного  человека,  на  различные социальные

группы и на общество в целом, необходим всесторонний анализ  художественного

восприятия. Первое систематическое научное  исследование  было  проведено  в

1968  году,  когда   Комиссия   по   изучению   художественного   творчества

организовала первый в СССР Всесоюзный  симпозиум  “Проблемы  художественного

восприятия”. В 1971 г. по материалам симпозиума был издан  комплексный  труд

“Художественное восприятие”.

         В связи с темой дипломной  работы заслуживают внимания

методологические  разработки художника и теоретика  искусства Н.Н. Волкова.

       Н.Н. Волкову  принадлежит   идея  изучения  процесса  изобразительного

творчества в связи  с проблемой “обратных связей”.  Он  рассматривал  процесс

развертывания и  реализации  замысла,  а  также  последующее  “докодирование”

смысла изображения  при восприятии картины зрителем. Осмысленное “прочтение

самим художником своего произведения в ходе  его  создания”,  писал  Волков,

“делает его открытием  и для 

других”.*      Волков затронул также вопрос о внешних и 

внутренних условиях восприятия в контексте реальной

человеческой    практики     ”.     Одним     из     необходимых     условий 

* Волков Н.Н. Художественное  восприятие. М., 1997,  с. 281.

для полноценного  восприятия,  заметил  Волков,  является  понимание  “языка

живописи”. К внешним  условиям восприятия относится создание в  классе  такой

обстановки,  которая  подготовила  бы  ученика  к   минутам   “вдохновенного

восприятия”.*

       Как  подсказывают  наблюдения,  учителя  нередко  плохо   представляют

возможности  изобразительного  искусства  в   воспитании   учащихся,   слабо

опираются  на те художественные средства , которые использовал художник  для

раскрытия содержания изображаемого. Организация восприятия  картин  зачастую

сводится  к  рассказу,  который  мало  опирается   на   возможности   самого

произведения  в  активизации  познавательной  деятельности  и   нравственных

представлений школьников.

       Наблюдаемые  в  школьной  практике   трудности   и   противоречия   в

художественном   восприятии    произведений    изобразительного    искусства

обусловили выбор  темы моей работы.

      Цель  работы:  выявление   особенностей   художественного   восприятия

произведений изобразительного искусства в курсе МХК.

      Задачи:  1.  Определить,  что  такое   изобразительное   искусство   и

художественное восприятие.

                    2. Выделить особенности курса  МХК. 
 
 

     * Волков  Н.Н. Художественное восприятие. М., 1997, с 283.

Глава  1.  Художественное восприятие.

Понятие  “ эстетическое   восприятие”*,   применительно  к  функциональному,

социально-психологическому  аспекту  искусства  стало  общепринятым.  Однако

иногда оно вызывает возражения как не совсем адекватное  для  характеристики

сложного, многосоставного  процесса  эстетического  познания,  эстетического

общения. Некоторые  авторы предлагают радикальные меры: отказаться  от  этого

понятия в пользу “эстетического  созерцания”  или  “эстетического  познания”

При всем  внимании  к  эстетическому  созерцанию  и  сопереживанию,  которые

необходимы современной  теории, едва ли можно ими обойтись. За  “восприятием”

стоит прочная традиция, берущая свое начало  еще  в  XVIII  веке,  в  период

расцвета  психологических  концепций  искусства   эпохи   Просвещения.   Она

восходит  к  Дюбо,  Берку,  Хоуму  и многим  другим  именам  сенсуалистской

эстетики вкуса. Традиция  использования  термина  “восприятие”,  оттесненная

немецкой классической философской эстетикой, культивирующей  такие  понятия,

как  “эстетическое  познание “ и  “созерцание”,  вновь  обрела  свою  силу  в

последнее   столетие,   когда   сформировался   второй   исторический   этап

психологической эстетики, основанной на эксперименте,  наблюдении  и  данных

психологии    (психология    творчества    и    психология     восприятия).*

Восприятие   есть,   как   известно,   определенная   ступень   чувственного

познавательного

* Ткемаладзе А. Вопросы эстетического познания. М., 1987, с 46.

* Там же, с49. 

процесса   –   отражение   человеком   и   животными   предметов   при    их

непосредственном  воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных

образов”.* В понятии  восприятия фиксируется непосредственное воздействие  на

органы  чувств,  формирование  целостных  образов,  их  прочная  чувственная

основа и протекание процесса  в  настоящем  времени,  которому  предшествует

фаза прошедшего и за которым следует фаза будущего.

       Эстетическое восприятие не может   не  включать  понимание  и   оценку,

осмысление и  навык  реакции  вкуса,  механизм,  в  котором  в  снятом  виде

представлены  общекультурные  и  личностные  нормы   социально-эстетического

характера. Индивидуальное эстетическое восприятие определяется прежде  всего

предметом отражения, совокупностью его свойств.

       Но  процесс  отражения  не  мертвый,  не  зеркальный  акт   пассивного

воспроизведения  объекта,  а  результат   активной   духовной   деятельности

субъекта,  целенаправленной  установки  его  сознания;  он  опосредствованно

детерминирован социально-исторической  ситуацией,  ценностными ориентациями

данного общественного  коллектива, глубоко личностными  установками,  вкусами

и предпочтениями воспринимающего, сформировавшимися ранее.     Если  общение

с предметом искусства  разделить на принятые в нашей  эстетической  науке  три

фразы – предкоммуникативную, коммуникативную  и посткоммуникативную,  -  то

восприятие следует  рассматривать как основное познавательно-психологическое

*Философская энциклопедия. Т. 1, М., 1990   с. 292.. 

образование   собственно   коммуникативной   фазы,   когда    художественное

произведение становится предметом непосредственного воздействия  на  зрителя

и  его  восприятие.  Между  тем  в   литературе   по   эстетике   отмечалось

неоднократно, что  термин “восприятие” используется в  ее  понятийной  системе

в двух значениях- широком и узком, также как и понятие эстетического вкуса.

Различают  восприятие  в  узком  значении-  акты  восприятия  тех объектов,

которые даны нашим чувствам, и в широком – относительно длительный  процесс,

включающий акты мышления, истолкование свойств предмета,  нахождения  систем

различных связей и  соотношений в воспринимаемом объекте.

       По мнению некоторых ученых, восприятие  в узком  смысле  как  процесс,

при помощи которого люди организуют и перерабатывают  информацию  сенсорного

происхождения, используется в психологии.  В  широком  смысле  слова,  когда

имеется в виду не  только  уровень  сенсорного  восприятия,  но  взгляды  на

жизнь,  мировоззрение,  интерпретация  событий  и  т.п.,  употребляется  это

понятие антропологией  и  широкой  публикой.  Одним  словом,  есть  основания

термин “художественное  восприятие”  использовать  как  в  узком,  так и в

широком значении этого слова.

       Процесс эстетического восприятия  имеет свое прошлое  и   будущее,  что

особенно заметно  при восприятии временных искусств, предмет которых  властно

ведет за собой воспринимающего, откладывая в памяти  воспринятые образы  и

прогнозируя восприятие в будущем, которое в большинстве  случаев  совершается

в этом  месте,  в  относительно  непрерывный  отрезок  времени  (кинофильмы,

концерты,  театральное,  цирковое,  эстрадное   представление),   но   может

Информация о работе Художественное восприятия