Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:09, курсовая работа
Произведения искусства и художественная культура неотделимы друг от друга.
Детище художественной культуры общества, произведение искусства в ней живет
и функционирует. В свою очередь, художественная культура немыслима вне
произведения искусства, которое передается от поколения к поколению, от
одной культурной эпохи к другой.
Введение………………………………………………………………… с.3
Глава 1. Понятие “художественное восприятие”……………………. с.6
Глава 2 . Изобразительное искусство: его особенности, формы и
методы преподавания………………………………….………………. с.18
Глава 3. Особенности курса ”Мировая художественная
культура"……………………………………………………………….. с.26
Глава.4. Особенности восприятия изобразительного
искусства на примере эпохи барокко………………………………. с.35
Заключение……………………………………………………………. с.46
Список литературы…………………………………………………… с.52
Москва 2000 .
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие
“художественное восприятие”………
Глава 2 . Изобразительное
искусство: его особенности,
методы преподавания……………………………
Глава 3. Особенности курса ”Мировая художественная
культура"………………………………………………………
Глава.4. Особенности
восприятия изобразительного
искусства на примере
эпохи барокко……………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Произведения искусства и художественная культура неотделимы друг от друга.
Детище художественной культуры общества, произведение искусства в ней живет
и функционирует. В свою очередь, художественная культура немыслима вне
произведения искусства, которое передается от поколения к поколению, от
одной культурной эпохи к другой.
В то же время необходимо учитывать, что сокровища художественной культуры
неизмеримо превышают возможности освоения их отдельным человеком. И
приходится анализировать возникающие не только положительные, но и
отрицательные тенденции в восприятии искусства.
В ситуации сверх насыщенной информационной среды появляется соблазн
«пробежать взглядом» произведение искусства, приспособить его к современным
нуждам, не утруждая себя дополнительной работой души. Будучи не
востребованными, не подвергнутыми тому нравственному самоконтролю и
очищению, к которому понуждает нас искусство, духовные потенции человека
скудеют, что способствует формированию нетворческой, негармоничной
личности. А ведь наше общество заинтересовано в пробуждении инициативной,
творческой личности с развитым чувством нравственного самосознания, чуткой
совестью и жаждой справедливости. Такую личность формируют различные
стороны жизни общества, а отнюдь не одно искусство. Но искусство обладает
особой силой воздействия на глубинные, «укромные» уголки человеческой
психики и сознания посредством не принудительного, по «доброй воле»
совершаемого переживания.
Для того, чтобы определить механизмы и результаты эстетического
воздействия искусства на отдельного человека, на различные социальные
группы и на общество в целом, необходим всесторонний анализ художественного
восприятия. Первое систематическое научное исследование было проведено в
1968 году, когда Комиссия по изучению художественного творчества
организовала первый в СССР Всесоюзный симпозиум “Проблемы художественного
восприятия”. В 1971 г. по материалам симпозиума был издан комплексный труд
“Художественное восприятие”.
В связи с темой дипломной работы заслуживают внимания
методологические разработки художника и теоретика искусства Н.Н. Волкова.
Н.Н. Волкову принадлежит идея изучения процесса изобразительного
творчества в связи
с проблемой “обратных связей”.
развертывания и реализации замысла, а также последующее “докодирование”
смысла изображения при восприятии картины зрителем. Осмысленное “прочтение
самим художником своего произведения в ходе его создания”, писал Волков,
“делает его открытием
и для
других”.*
Волков затронул также вопрос о внешних
и
внутренних условиях восприятия в контексте реальной
человеческой
практики ”.
Одним из необходимых
условий
* Волков Н.Н. Художественное восприятие. М., 1997, с. 281.
для полноценного восприятия, заметил Волков, является понимание “языка
живописи”. К внешним условиям восприятия относится создание в классе такой
обстановки, которая подготовила бы ученика к минутам “вдохновенного
восприятия”.*
Как подсказывают наблюдения, учителя нередко плохо представляют
возможности изобразительного искусства в воспитании учащихся, слабо
опираются на те художественные средства , которые использовал художник для
раскрытия содержания изображаемого. Организация восприятия картин зачастую
сводится к рассказу, который мало опирается на возможности самого
произведения в активизации познавательной деятельности и нравственных
представлений школьников.
Наблюдаемые в школьной практике трудности и противоречия в
художественном восприятии произведений изобразительного искусства
обусловили выбор темы моей работы.
Цель работы: выявление особенностей художественного восприятия
произведений изобразительного искусства в курсе МХК.
Задачи: 1. Определить, что такое изобразительное искусство и
художественное восприятие.
2. Выделить особенности курса
МХК.
* Волков
Н.Н. Художественное
Глава 1. Художественное восприятие.
Понятие “ эстетическое восприятие”*, применительно к функциональному,
социально-психологическому аспекту искусства стало общепринятым. Однако
иногда оно вызывает возражения как не совсем адекватное для характеристики
сложного, многосоставного процесса эстетического познания, эстетического
общения. Некоторые авторы предлагают радикальные меры: отказаться от этого
понятия в пользу “эстетического созерцания” или “эстетического познания”
При всем внимании к эстетическому созерцанию и сопереживанию, которые
необходимы современной теории, едва ли можно ими обойтись. За “восприятием”
стоит прочная традиция, берущая свое начало еще в XVIII веке, в период
расцвета психологических концепций искусства эпохи Просвещения. Она
восходит к Дюбо, Берку, Хоуму и многим другим именам сенсуалистской
эстетики вкуса. Традиция использования термина “восприятие”, оттесненная
немецкой классической философской эстетикой, культивирующей такие понятия,
как “эстетическое познание “ и “созерцание”, вновь обрела свою силу в
последнее столетие, когда сформировался второй исторический этап
психологической эстетики, основанной на эксперименте, наблюдении и данных
психологии (психология творчества и психология восприятия).*
Восприятие есть, как известно, определенная ступень чувственного
познавательного
* Ткемаладзе А. Вопросы эстетического познания. М., 1987, с 46.
* Там же, с49.
процесса – отражение человеком и животными предметов при их
непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных
образов”.* В понятии восприятия фиксируется непосредственное воздействие на
органы чувств, формирование целостных образов, их прочная чувственная
основа и протекание процесса в настоящем времени, которому предшествует
фаза прошедшего и за которым следует фаза будущего.
Эстетическое восприятие не
осмысление и навык реакции вкуса, механизм, в котором в снятом виде
представлены общекультурные и личностные нормы социально-эстетического
характера. Индивидуальное эстетическое восприятие определяется прежде всего
предметом отражения, совокупностью его свойств.
Но процесс отражения не мертвый, не зеркальный акт пассивного
воспроизведения объекта, а результат активной духовной деятельности
субъекта, целенаправленной установки его сознания; он опосредствованно
детерминирован социально-исторической ситуацией, ценностными ориентациями
данного общественного коллектива, глубоко личностными установками, вкусами
и предпочтениями воспринимающего, сформировавшимися ранее. Если общение
с предметом искусства разделить на принятые в нашей эстетической науке три
фразы – предкоммуникативную, коммуникативную и посткоммуникативную, - то
восприятие следует рассматривать как основное познавательно-психологическое
*Философская энциклопедия.
Т. 1, М., 1990 с. 292..
образование собственно коммуникативной фазы, когда художественное
произведение становится
предметом непосредственного
и его восприятие. Между тем в литературе по эстетике отмечалось
неоднократно, что термин “восприятие” используется в ее понятийной системе
в двух значениях- широком и узком, также как и понятие эстетического вкуса.
Различают восприятие в узком значении- акты восприятия тех объектов,
которые даны нашим чувствам, и в широком – относительно длительный процесс,
включающий акты мышления, истолкование свойств предмета, нахождения систем
различных связей и соотношений в воспринимаемом объекте.
По мнению некоторых ученых, восприятие в узком смысле как процесс,
при помощи которого люди организуют и перерабатывают информацию сенсорного
происхождения, используется в психологии. В широком смысле слова, когда
имеется в виду не только уровень сенсорного восприятия, но взгляды на
жизнь, мировоззрение, интерпретация событий и т.п., употребляется это
понятие антропологией и широкой публикой. Одним словом, есть основания
термин “художественное восприятие” использовать как в узком, так и в
широком значении этого слова.
Процесс эстетического
особенно заметно при восприятии временных искусств, предмет которых властно
ведет за собой воспринимающего, откладывая в памяти воспринятые образы и
прогнозируя восприятие в будущем, которое в большинстве случаев совершается
в этом месте, в относительно непрерывный отрезок времени (кинофильмы,
концерты, театральное, цирковое, эстрадное представление), но может